На главную страницу
ИСКУССТВО
№33 (5936) 13 - 19 августа 2003 г.

ВОЗРОЖДЕНИЕ


“ИСКУССТВО” ПОДНИМАЕТ ПАРУСА

Во всех трех вышедших номерах журнала (четвертый уже на выходе!) ведется углубленный поиск мотиваций острейших конфликтов между диктатурой государства, его догматикой утилитарной культуры и “маленьким человеком” – художником. Журнал дает нам щедрый и безжалостный видеоряд фотографий основных действующих лиц этой схватки, мы можем в них всмотреться и многое прочитать…

Здесь публикуется уникальное свидетельство – статья искусствоведа Нины Молевой – консультанта по искусству ЦК партии в 60-е, которая помогает понять, какие оценки и настроения уже тогда рождались среди здравомыслящих коммунистов, лишенных, однако, права голоса.

Какой журнал сегодня перед нами? Скажем решительно: он неузнаваем. Перед нами остродинамичная летопись искусства нового времени: “мировой художественный процесс мы рассматриваем как единое целое”. Уже в первом номере нового выпуска редакция декларирует свой интерес к “большим выставкам отечественной абстракции”, проблемам арт-рынка, иконописи XVIII – XX веков, к творчеству художников, сумевших отстоять свою творческую свободу, несмотря на гонения и тюрьмы. Среди лучших материалов – эссе Михаила Боде о Марлене Шпиндлере, художнике, в творчестве которого поразительным образом сплелись мощные воздействия философии и искусства Запада и Востока; безжалостно-правдивая хроника 70-летнего пути журнала “Искусство”, написанная его главным редактором Михаилом Лазаревым, смелый и блестящий по стилю анализ “Джоконды” Леонардо, присланный из Парижа известным художником Эриком Булатовым; изысканный сюжет о подтверждении истинности автора прекраснейшей из “возрожденческих” картин русского искусства “Танец среди мечей” Генриха Семирадского, представленный Александром Самойловым, поэтическая проза – о маленьких этюдах Поленова, – талантливого исследователя Сергея Кочкина.

Кажется, впервые так основательно и с такой любовью представлена целая плеяда коллекционеров. Это маленькие повести о любви к художникам, собиранию, обнаружению талантов.

В беседе Михаила Лазарева с известным историком искусства Дмитрием Сарабьяновым ставятся непростые для журнала (и только ли для журнала!) проблемы, делается попытка осмыслить состояние художественной критики и реальный художественный процесс. Ряд известных критиков высказываются о состоянии абстрактного и авангардного искусства у нас. Они не скрывают глубокого разочарования тем, что столь гонимые и столь громко заявленные направления, выдвинувшие в первой четверти ХХ века художников мирового значения – Кандинского, Шагала, Малевича, Родченко, Лисицкого и др. – в конце минувшего века не дали, за редким исключением, ничего достойного для обобщений и искусствоведческого анализа. Более того, высказываются мысли о том, что и в 60-е годы авангард СССР, в силу именно гонимости, стал очень скоро неким вторичным товаром на рынке искусства. Есть над чем поразмыслить! В самом деле все более очевидно, что, потеряв ту широкую теоретическую и философскую базу, которой эти направления подпитывались в 1900–1930-е годы, оказавшись отрезанными от мирового художественного процесса, художники на новом витке оказались в положении наскоро самообучающихся “попутчиков”. При утрате интереса к жанровой и исторической картине, портрету, монументальному, эпическому пейзажу наше искусство оказалось на том распутье, о котором замечательный наш поэт Василий Казанцев однажды сказал: “Пойдешь вперед – придешь назад…” Семимильные шаги в искусстве как-то не очень продуктивны. И здесь с очевидностью встает проблема: какое из теоретических и философских направлений современного мира – экзистенциализм? интуитивизм? – может стать базовой основой для новой критики и новой методологии критики, да и новой педагогики в художественных вузах. Что ни говори, а чисто экспертная оценка в критике сегодня уже не может никого удовлетворить. Мы стоим на пороге веселой анархии художественной критики, которая, импровизируя, либо меняет, либо даже не обозначает свои идеалы. Есть явные затруднения в новом кружении – от какой печки танцевать…

Несомненное достижение журнала: определенный круг высококвалифицированных корреспондентов в зарубежных странах. Это серьезный прорыв к новому качеству. Полезно вспомнить замечательные обзоры европейского искусства, которые печатали в русских журналах В. Стасов и М. Волошин.

При всем богатстве видеоряда журнала, широком подходе и непредвзятости представляются спорными некоторые репродукции избыточно эпатажного свойства. Конечно, и в России, случалось, на Масленицу мужики для потехи раздевались донага, но, чтобы засовывали бороды корове под хвост, этого историки не помнят.

Не видно теперь ни журнала “Художник”, ни “Творчество”, нет-нет да и мелькнет “Декоративно-прикладное искусство”… В это непростое время “Искусство” подняло паруса. Но какие ветры и рифы впереди, ведь “перед нами сто дорог, и любая правильна теперь”, как давно предсказал Киплинг.

Гавриил ЗАПОЛЯНСКИЙ, Художник

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА НОМЕРА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ЛЮДИ КАК РЕКИ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ИСКУССТВО:

Геннадий ДЕМИН

Гавриил ЗАПОЛЯНСКИЙ
Алина КУДЕЛИНСКАЯ
Александр А. ВИСЛОВ

Дмитрий АБАУЛИН
ТАНЦУЯ ЧЕХОВА