На главную страницу
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
№33 (5936) 13 - 19 августа 2003 г.

ЗАНОВО, С НОВОЙ ЧЕРТЫ

Александр Рекемчук.
Знаки времени. – М.: МИК, 2002. – 536 с.

В новую книгу писателя вошли уже известный читателям роман “Нежный возраст”, написанная восемнадцать лет назад, и только впервые увидевшая свет повесть “Железное поле”, а также автобиографическое эссе “Знаки времени” (о себе, о книгах, о фильмах).

Судьба самого автора достойна обширного романа, впрочем, многие его произведения носят автобиографический характер. Родившийся в Одессе в 1927 году, Александр Рекемчук прошагал вместе со страной через всевозможные испытания. Мать его была актрисой немого кино, отец – штабс-капитаном Русской армии, расстрелянным в 1937 году, а отчим – австрийским политэмигрантом, танкистом-интербригадовцем во время ражданской войны в Испании.

В 1937 году было напечатано первое стихотворение Рекемчука в сборнике “Щаслива юнiсть” (Харков). В 1943 году он, окончив седьмой класс в Барнауле, поступил в Бийске в 4-ю Московскую специальную артиллерийскую школу, которая перебазировалась в Москву. Военные годы были отданы поэзии, и в 1946 году Александр поступил в Литературный институт, где до сих пор преподает студентам азы писательского мастерства, ведет семинар прозы.

А в промежутке – огромный массив жизни. Работа на Севере, в Сыктывкаре, воспроизведенная в романе “Тридцать шесть и шесть”. Экранизации других книг, повестей “Мальчики”, “Время летних отпусков”, “Молодо-зелено”. Работа в журнале “Молодая гвардия”, на студии “Мосфильм”, в издательстве “Пик”. О жизненных катаклизмах лучше прочитать у самого автора в итоговом эссе.

Повесть “Железное поле” появилась не сразу. Вначале сюжет, восходящий к подлинной житейской истории, имел сценарную форму. Но снятый фильм оказался “на полке”, несмотря на новые времена. А написанная повесть, будучи уже поставленной в номер журнала “Москва”, была снята без объяснений. Что ж, все понятно. Вполне “совковая” история уже не нужна была ни защитникам свергнутого строя, ни реформаторам.

А ведь вещь по сути философская. О том, как человек не свободен от прошлого, которое догоняет его при самых неожиданных обстоятельствах. О том, что нельзя переиграть жизнь. И о том, что все в этом мире связано невидимыми нитями. Будущее зарождается и вызревает в прошлом.

Все это показано сквозь призму переживаний талантливого инженера, не желающего уходить на пенсию по возрасту, которому жена напоминает о романтической приписке пары лет во время войны, дабы попасть на фронт.

Многие советские реалии и детали (чего стоят только навороты вокруг смены партбилета!), конечно же, сегодня раздражают, мозолят глаза. Но в них правда своего времени, и думается, лет этак через пятьдесят они будут читаться куда спокойнее, словно верность исторической атрибуции.

Проза Рекемчука подкупает своей выстраданностью и правдивостью интонации, точностью психологических нюансировок поступков героев и убедительностью выводов. И еще крайне немаловажно – готовностью не только героев, но и самого автора в любой момент начать “заново, с новой отметки, с новой черты”.

Только бы хватило сил не сойти с этой трудной дистанции.

Виктор ШИРОКОВ

© "Литературная газета", 2003

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
АНОНСЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
СОБЫТИЯ И МНЕНИЯ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
ТЕМА НОМЕРА
ОБЩЕСТВО
ЧЕЛОВЕК
ЛИТЕРАТУРА
ИСКУССТВО
ЛЮДИ КАК РЕКИ
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
ПОРТФЕЛЬ "ЛГ"
КЛУБ 12 СТУЛЬЕВ
АРХИВ
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ
ВЫСТУПИТЬ НА ФОРУМЕ
Читайте в разделе ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ:

Сергей ЛУКОНИН
БИОГРАФИИ И СУДЬБА

Светлана ПОГОРЕЛЬСКАЯ
СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ
Искушение грехом популизма
Александр ДУГИН
DANCE, РОДИНА, DANCE
Павел БАСИНСКИЙ
КИРИЛЛОВ БЕЗ РЕВОЛЬВЕРА
Виктор ШИРОКОВ
ЗАНОВО, С НОВОЙ ЧЕРТЫ
Алексей УЛЬЧЕНКО
ДВУХЦВЕТНЫЙ СВЕТОФОР
Габриэль ГАРСИА МАРКЕС
НОЧЬ ЛУННОГО ЗАТМЕНИЯ
Рассказ
С УМА СОЙТИ, КАКАЯ ЧИСТОТА!
Чешский опыт, который предостерегает от чрезмерного усердия