ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
  
Выпуск № 48
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение

Свет фресок Дионисия - миру

Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжник
Действующие лица
ЛАД
О газете
Реклама
Распространение
Партнеры
Вакансии
Самиздат "ЛГ"
Фотогалерея "ЛГ"

Чат "ЛГ"

К 100 - ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО КИНО. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЭКРАНИЗАЦИЙ

Волшебная сила

1956. «Сорок первый» По рассказу Бориса Лавренёва. Автор сценария Григорий Колтунов. Режиссёр-постановщик Григорий Чухрай. В ролях: Изольда Извицкая, Олег Стриженов и другие.

Ровно полвека назад в этом длительном и до поры до времени не то чтобы идеально складывавшемся романе, историю которого пытается в какой-то степени восстановить цикл наших заметок, шагающий по юбилейным его отметкам, случился качественный сдвиг. Большой скачок. Практически прорыв. Отечественные литература и кинематограф, испытывавшие друг к другу непреодолимую тягу с самого момента зарождения последнего, наконец-то, кажется, осознали себя в этой некогда гремевшей, а сейчас порядком подзабытой ленте в качестве полноценных партнёров. Уже не робкой, хотя и движущейся иллюстрацией к давно существующему тексту выступал «Сорок первый» Григория Чухрая, но и не переосмыслением первоисточника в духе текущего момента. Экранная реальность едва ли не впервые – по крайней мере за предшествующие тому лет двадцать – воспринимала, ощущала и пропускала через себя литературное произведение, будучи лишённым изрядно сковывавшего творческую потенцию пиетета, священного трепета, но одновременно и без лихого шапкозакидательского настроя, что порой слишком явственно читался в советских экранизациях, тщившихся с завидной лёгкостью разрешить все «проклятые вопросы» средствами «важнейшего из искусств».
Лента Чухрая выступила по отношению к лежащей в её основе книге сродни вдумчивому читателю, неторопливому и сосредоточенному собеседнику, соратнику и сотворцу. И этот подход, возможно, и не осознававшийся постановщиком как новаторский, лёг, как нам представляется, краеугольным камнем в основание того замечательного пантеона российского «литературного кино», который последовательно и усердно возводился на протяжении шестидесятых-восьмидесятых. Одной из главных причин внутренней гармоничности явилось доверие к тексту, который здесь в кои-то веки не тщились препарировать, подгонять под какие-либо устоявшиеся стандарты либо стереотипы, а с коим создатели ленты стремились «стать наравне».
Да, без некоторых уступок прочно сложившимся кинообразам Гражданской было, конечно, не обойтись. И «малиновый», по Борису Лавренёву, похожий как «две капли воды на пасхальное крашеное яйцо» комиссар Евсюков стал в исполнении Николая Крючкова вполне себе традиционным классическим политработником. И отмеченная энциклопедиями, выделившая автора «свобода синтаксических конструкций при языковой цветистости» не нашла на экране действительно конгениального отражения. Но зато здесь есть фантастически снятое Сергеем Урусевским основное место действия – все эти зыбучие пески и гибельные барханы, этот яростный ветер, что предстаёт в фокусе камеры прямым родственником блоковской петроградской позёмки. А ещё – молодые, вдохновенные, приподнято-романтичные Изольда Извицкая и Олег Стриженов, не только дающие в своём психологически выверенном дуэте-дуэли метафорический образ вставшей на дыбы эпохи, «прекрасного и яростного мира», но и живые, дышащие полной грудью, страдающие и любящие люди. То есть ровно такие, какими и должны быть настоящие герои большой литературы, а не просто движущиеся одушевлённые функции.

Александр А. ВИСЛОВ

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на old.lgz.ru обязательна.  
E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"