ФорумСамиздат

Поиск по сайту

Архив рубрик:
Архив изданий:
   
Выпуск №50
Главный редактор
Редакция
Золотой запас "ЛГ"
Политика
Общество
Литература
Искусство Телеведение

Свет фресок Дионисия - миру

Клуб 12 стульев
Клуб 206
Книжник
Действующие лица
ЛАД
О газете
Реклама
Распространение
Партнеры
Вакансии
Самиздат "ЛГ"
Фотогалерея "ЛГ"

Чат "ЛГ"

К 100-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО КИНО. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЭКРАНИЗАЦИЙ

Будет шуметь вода…

1961. «Человек-амфибия»

По роману Александра Беляева.
Авторы сценария: Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов, Алексей Каплер.
Режиссёры: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарёв.
В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов и другие.

Без малого 45 лет назад «Литгазета» писала об этом только что вышедшем на экраны фильме. Но как! Устами скончавшегося недавно интеллектуала и остроумца Андрея Зоркого «Человек-амфибия» был просто-напросто выпорот, что называется, жёстко и однозначно.
За что? За «красивость», за американистость («Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами!» – негодует рецензент), за вопиющее несовпадение со «смыслом книги». И, надо признать, Зоркий практически во всём прав. Исходя из той системы координат, которой он поверяет ленту и её первоисточник. Ленфильмовская экранизация действительно достаточно отдалилась от идейно-нравственного содержания фантастического романа Александра Беляева: и впрямь не «о власти человеческого разума, о силе человеческого содружества» и не «о горе одиночества» говорит она со зрителем. Это романтическая, эффектная со всех точек зрения мелодраматическая история, очень похожая на сказку.
Но это, по сути дела, первый состоятельный образчик чистого «жанра» в послевоенном советском кинематографе (да и в предвоенном также, вообще можно сказать, что ничего подобного отечественные экраны не видели с конца 20-х). Без толики идеологизации, безусловно, не обошлось, но она здесь присутствует весьма ненавязчиво. В «Человеке-амфибии» нашему человеку, моментально воспламенившемуся и бесповоротно попавшему под её сладкое обаяние, была впервые явлена продукция «фабрики грёз» в её родном, а не иноязычном варианте. И оказалось, что мы можем быть не только первыми на космических высотах, но вполне конкурентоспособными на такой, казалось бы, сугубо голливудской делянке, как развлекательное, в лучшем смысле этого слова, как высокотехнологичное (подводные съёмки оператора-дебютанта Эдуарда Розовского заслуживают отдельной поэмы с учётом тех возможностей, которыми он располагал), как лихое, зажигательное, с небольшой ноткой завораживающего порока зрелище.
И именно здесь, кроме всего прочего, впервые прозвучал русский рок-н-ролл в замечательных мелодиях и ритмах композитора-кинодебютанта Андрея Петрова. А «загнивающий» Запад, конечно же, загнивал – спору нет. Но уж больно обаятельно и симпатично он это делал на этой целлулоидной плёнке, переливающейся богатством анилиновых цветов. И самое главное – фильм получился о свободе. Об «этом сладком слове» для начинающих чувствовать его истинный смысл людей.
Вот почему он стал абсолютным лидером проката 1962 года, обставив самого «Бродягу» Раджа Капура. И вот почему до сих пор так теплеют глаза любого из рождённых в СССР в тридцатые и сороковые, когда слышат они это научно-фантастическое словосочетание и губы их, кажется, сами собой начинают выпевать:

Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно…
Или:
Будет шуметь вода, будут лететь года...

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить на форуме

 
  ©"Литературная газета", 2003;
  при полном или частичном
  использовании материалов "ЛГ"
  ссылка на old.lgz.ru обязательна.  
E-mail web- cайта:web@lgz.ru
Дизайн сервера - Антон Палицын  
Программирование сервера -
Издательский дом "Литературная Газета"