(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Диплом в «кульке»

БОЛЬНОЕ МЕСТО

С итогами ураганом прокатившегося по стране ЕГЭ пытаются сегодня разобраться все. Заметно общее состояние растерянности и недоумения. И прекратить уже нельзя, но и продолжать в прежнем виде – значит рисковать всей системой образования, реформирование которой вызывает бесконечный поток вопросов и опасений.

На заседании Московского интеллектуально-делового клуба, которое состоялось в Московской консерватории им. П.И. Чайковского, шла речь именно об этом. О результатах экспериментов в консерватории, рассказал её ректор, экс-министр культуры А.С. Соколов. Подчеркнув, что происходящее в консерватории проецируется на всю систему нашего высшего образования.

Консерваторская традиция сохраняется у нас уже более полутора веков. Возникла уникальная система непрерывного музыкального образования, ныне известная на весь мир. Лет в пять одарённые дети попадают в руки профессионалов, и к моменту поступления в консерваторию они уже хорошо обучены. Такая система, которую можно назвать «питомник», позволила сформироваться Школе. И это наше отечественное преимущество перед другими.

В серьёзных консерваториях мира учебный процесс организован следующим образом: в качестве преподавателей приглашаются музыканты с мировыми именами, которые работают некоторое количество лет по контрактам. Следом за ними приходят другие преподаватели со своим видением и методиками обучения. У нас иначе. Каждый преподающий в консерватории продолжает школу своего учителя. Так осуществляется передача самых тонких элементов мастерства. Именно духовная составляющая ставится консерваторией во главу угла. При этом ни Московская, ни Санкт-Петербургская консерватории не создают филиалов, чтобы не девальвировать свои дипломы.

В каждой республике СССР была своя консерватория. В РСФСР их было несколько. Были музыкально-педагогические институты. Были институты культуры. Был государственный заказ на выпускников этих вузов. Была система работы с выпускниками. Выпускники сначала подписывали распределение, а потом получали диплом. Это было гарантией трудоустройства. В постсоветское время распределение выпускников стало свободным, и тут же среди них возникла безработица.

В постсоветский период была введена система лицензирования и аккредитации учебных заведений. Была введена система их ранжирования – институт, академия, университет. И начали размножаться так называемые академии. Диплом Московской консерватории стал равнозначен диплому так называемого кулька – учебного учреждения культурного профиля неясного происхождения и сомнительных возможностей.

А потом стали возникать частные учебные заведения, не имеющие соответствующей базы, но получившие право выдавать государственные дипломы. Множество людей поверили громкому названию сих заведений и заплатили деньги за диплом, который нигде не ценится.

Но самой большой проблемой стал Болонский процесс с его концепцией двухуровневого образования – бакалавриат и магистрат. И то и другое – это высшее образование. Эта система полностью ломала отечественную систему непрерывного музыкального образования.

После серьёзной полемики с Министерством образования Московской и Петербургской консерваториям всё-таки удалось отстоять непрерывное пятилетнее образование. Приёмные комиссии в них ищут божью искру. Русский язык и литература здесь – профилирующие предметы. Но случается так, что человек с божьей искрой по результатам ЕГЭ не проходит отбора.

А ведь не секрет, что многие страны отказались от Болонской системы. Консерватории Франции, Италии и Германии не приняли её. У них своя ярко выраженная национальная культурная традиция, и они не собираются от неё отказываться. У нас же – разноголосица, разнобой мнений и взглядов, невнятица и растерянность. При этом сейчас министерство, продвигающее реформу без жалости и сожалений, может уволить любого строптивого ректора без объяснения причин…

Общее мнение членов клуба было единым: реформы в образовании надо проводить, опираясь на результаты общественной дискуссии, на русскую культурную традицию. Без участия общества реформа обречена на печальный исход.

Владимир КАМЫШЕВ

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Диплом в «кульке»

С итогами ураганом прокатившегося по стране ЕГЭ пытаются сегодня разобраться все.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№39-40 (6244) (2009-09-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,6
Проголосовало: 5 чел.
12345
Комментарии:
03.10.2009 17:39:51 - Юрий Александрович Чернецкий пишет:

В сути дела надо разобраться!

Тревогу автора за судьбу отечественного (для меня, гражданина Украины, духовным Отечеством остается историческая Россия и, кстати, Советский Союз) образования полностью разделяю. Но дело вовсе не в Болонской системе, а в наших руководящих баранах! Присоединение к Болонскому процессу ни в коей мере от нас не требует, допустим, считть ограничившихся бакалавратом выпускников консерватории полноценными профессионалами, стоящими на одном уровне с магистрами. Просто они могут продолжить обучение в другом вузе, включая западноевропейские, или искать работу на рынке труда. Болонская система не имеет никакого отношения к квалификационным требованиям, предъявляемым работодателями той или иной страны. Это к сведению уважаемых "членов клуба".

02.10.2009 00:58:10 - Наталия Евгеньевна Рогова пишет:

Больное место

Неужели Вы до сих пор верите, что в России сохранилось "общество", "увы мне". Снимите "розовые очки" и , спасибо, что всё же боретесь с "бесами" с открытым забралом.


Владимир КАМЫШЕВ


Выпуски:
(за этот год)