(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект ЛАД

Доброе соседство в космосе

НАУКА

Подмосковный город Юбилейный вплотную примыкает к «столице космонавтики» – городу Королёву. И специализация у него та же: он вырос вокруг Научно-исследовательского института космических систем имени А.А. Максимова. Но хотя оба города, как уже говорилось, расположены совсем рядом, Юбилейный гораздо ближе к Беларуси, потому что важнейшим направлением работы НИИ КС является разработка и развёртывание Многофункциональной космической системы (МФКС) Союзного государства. И директор – научный руководитель НИИ КС профессор Валерий Меньшиков назначен её генеральным конструктором двойным приказом – руководителя Федерального космического агентства и председателя Президиума Академии наук Беларуси.

Необходимое пояснение: под МФКС понимается интегрированная система наземных и орбитальных космических средств России и Беларуси, обладающая расширенными функциональными возможностями в интересах обеспечения потребителей космической информацией и услугами. Понятно, что обо всех видах этой «информации и услуг» вкратце рассказать невозможно, поэтому сосредоточимся лишь на одном узком секторе. В Юбилейном разработан пилотный для Союзного государства проект муниципальной системы мониторинга важных (опасных) стационарных и подвижных объектов на территории города. Система предназначена для предотвращения техногенных аварий и катастроф, обеспечения природной и экологической безопасности среды обитания.

На встрече с представителями СМИ профессор Меньшиков рассказал о целях создаваемой системы и перспективах, которые она открывает. Главной задачей системы является предотвращение чрезвычайных и аварийных ситуаций за счёт контроля работоспособности и состояния важных (опасных) объектов. В данном случае – это котельные, водонапорные станции, тепло- и водотрассы, автозаправки, хладокомбинаты и т.п. Установленные на них датчики автоматически передают в компьютерный «мозг» системы данные о состоянии объекта.

Никого не обижая, сделаем теоретическое допущение: где-то некий недисциплинированный дежурный проспал начало пожара. При наличии системы не может возникнуть ситуация, о которой мы, увы, нередко слышим в телевизионных новостях: персонал сначала попытался ликвидировать аварию своими силами, но не справился и лишь через два часа вызвал подмогу, однако было уже поздно… Надо ли уточнять, как в таких случаях действует «человеческий фактор»: кому охота докладывать «наверх» об аварии, «портить отчётность» и свою репутацию?.. Не всегда, конечно, дело обстоит столь примитивно. Так совпало, что незадолго до совещания в Юбилейном случилась катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. В кулуарах совещания специалисты говорили о том, что будь на ГЭС система оповещения (а технически это возможно и сейчас), фактор внезапности был бы значительно ослаблен, а это значит, что людские потери не были бы столь ужасными.

Важной целью системы «мониторинга опасностей» является повышение оперативности функционирования службы скорой помощи за счёт автоматизации процессов контроля и управления социальными автомобилями, взаимодействия со службами спасения соседнего города (Юбилейный и Королёв «разделены забором», а не широкими полями-лесами). Кроме того, предполагается создание дистанционного контроля состояния критически больных граждан.

На этом пункте есть смысл остановиться подробнее. Скажем, обычно действия пациента и медперсонала в случае сердечного приступа таковы: человек, проснувшись, ощущает болезненные признаки и вызывает «скорую»; на станции скорой помощи, приняв вызов, дают команду бригаде, та спешит к больному, производит осмотр (прежде всего измеряет давление) и принимает решение. Теперь представим себе недалёкое будущее. Тот же процесс оказания неотложной помощи будет происходить во многом иначе. Датчик (так называемый «электронный пластырь» толщиной всего 3–4 миллиметра), закреплённый на теле больного человека, подаст сигнал о резком ухудшении его состояния. Это не только кровяное давление, но и уровень дыхания, температура тела, концентрация кислорода в крови и т.д. Этот сигнал может быть передан раньше, чем его подал бы сам больной: показания считываются и тогда, когда человек спит. Считывается и через мобильный телефон передаётся в систему. Оттуда он мгновенно поступит экипажу той машины скорой помощи, которая находится ближе всех к пациенту (все передвижения этих машин, как уже говорилось, непрерывно фиксируются системой); врачу не нужно будет тратить драгоценное время на расспросы и измерение давления – эти данные он видит на своём мониторе. Ах, сколько людей погибло потому, что «не хватило минут» между осознанием опасности и началом оказания медицинской помощи! Создаваемая в Юбилейном система мониторинговых и информационно-навигационных технологий позволит резко сократить этот роковой интервал времени.

Кроме того, проектируемая система нацелена на решение ряда других задач. Это повышение эффективности использования муниципального транспорта за счёт постоянного контроля грузопассажирских перевозок и соблюдения режима труда и отдыха водителей, местоположения и состояния подвижных объектов ЖКХ, милиции и т.д. Это обеспечение экологической безопасности города, контроля возникновения и распространения незаконных застроек, свалок, вырубок зелёных насаждений, загрязнения водоёмов. Это обеспечение безопасности граждан, охраны государственной и частной собственности, включая автомобили, путём внедрения датчикового и видеоконтроля в местах их расположения. Это и ряд других задач, включая надзор за условно-досрочно освобождёнными и прочими гражданами, находящимися под контролем милиции. Таких граждан «оснастят» так называемыми «электронными браслетами», то есть датчиками, которые крепятся к руке или к ноге и непрерывно сигнализируют о том, где человек находится. В настоящее время проходит законодательное оформление данной процедуры – Министерство юстиции РФ разработало соответствующий законопроект.

В кулуарах совещания специалисты высказывали мнение, что, возможно, не все директора предприятий будут довольны тем, что система сможет контролировать все рейсы служебного автотранспорта. Ведь в случае чего нельзя будет отпереться, что вовсе не гонял пару самосвалов с песком на строительство дачи разлюбезного друга…
Отработанные в рамках пилотного проекта для города Юбилейного, все эти разработки, несомненно, принесут большую пользу экономике и общественной жизни как России, так и Беларуси. Об этом говорили на совещании и профессор Меньшиков, и глава города Валерий Кирпичёв, в работе которого важное место занимают побратимские связи с Червеньским районом Минской области. Он рассказал журналистам об этих связях, особо подчеркнув, какой тёплый приём был оказан в братской стране Кате Рябовой, победительнице конкурса «Евровидение» (она отсюда, из Юбилейного). Но разговор шёл в основном, конечно, не о милых девушках, а о реализации МФКС Союзного государства, о его экономической стороне. Ведь каждое техническое решение имеет, как говорится, свою цену, нужно действовать исходя из реальных возможностей. Скажем, как показывают прикидки, зародыш системы автоматической подачи сигналов о состоянии пациентов, охватывающий всего десять человек, обойдётся в несколько миллионов, но в дальнейшем приращение системы на одного пациента будет обходиться в 3–4 тысячи рублей (это, повторим, предварительные расчёты). Глава города и генеральный конструктор системы договорились создать рабочую группу, которая проработает конкретные детали системы и сроки её реализации, проведя технико-экономические расчёты. Но в том, что система будет, ни у кого из участников совещания сомнений не возникало.

Константин ГРЕКОВ

Статья опубликована :

№39-40 (6244) (2009-09-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Константин ГРЕКОВ


Выпуски:
(за этот год)