(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Призрак «Опеля»

ОПРОС

Срыв покупки заводов «Опель» консорциумом с участием российского капитала наделал шума на весь мир. Владимир Путин назвал случившееся хорошим уроком и дал понять, что без последствий для будущих отношений с западным бизнесом этот шаг не останется. В чём же урок и будут ли последствия?

Олег БОГОМОЛОВ, доктор экономических наук, академик РАН:

– Наша попытка приобрести акции «Опеля» была вполне логична. Российское автомобилестроение в сложном положении и доступ к новым технологиям, управленческому опыту западных партнёров нам крайне необходим. Политический подтекст у всей этой истории есть, но пока он никак особо не проявил себя. Сразу после известия об отмене сделки я внимательно смотрел выпуски новостей на немецком телевидении. Никакого негатива по отношению к России в них не прозвучало. Скорее, наоборот. Ведь интересы ФРГ в данном случае совпадали с российскими.

Сегодня компания «Опель» в очень сложном положении, и вряд ли руководство американского концерна «Дженерал Моторс», в который она входит, сможет кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону. А это чревато резким повышением безработицы в Германии.

Причину срыва сделки я вижу в том, что у владельцев американского автогиганта существуют собственные стратегические расчёты по освоению послекризисного мирового рынка продаж автомобилей.

Конечно, факт не состоявшейся сделки весьма болезнен для российского руководства. Но, повторюсь, не стоит видеть в данной ситуации проявление «нелюбви» к России. Скорее, можно говорить о конкурентной борьбе и нежелании пускать новых участников на уже устоявшиеся рынки. Будь на нашем месте другая страна, стремящаяся к модернизации промышленности, она, скорее всего, тоже получила бы отказ.

В этом смысле сейчас экономика и политика очень тесно переплетены, и не всегда можно определить, где заканчивается одно и начинается другое. Например, сегодня владельцы западных капиталов стремятся скупить подешевевшие акции российских предприятий – и судя по официальным заявлениям, наши руководители готовы пойти им навстречу! – а завтра они будут управлять нашей экономикой как им вздумается. В том числе и увязывая это с политической ситуацией в мире. С другой стороны, и Россия с помощью экономики отстаивает свои интересы на мировой арене. В ответ на недружелюбное отношение мы не раз использовали рычаги экономического давления. В сегодняшних условиях это вполне логичная и непредосудительная реакция.

Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации:

– Думаю, в данном случае возобладал прагматизм американцев. Руководству США удалось убедить своих граждан, и в первую очередь бизнесменов, в том, что упадок позади и собственных средств для реанимации экономики вполне достаточно. Компания «Опель» довольно лакомый кусок, отказ от которого был бы для «Дженерал Моторс» весьма чувствительной имиджевой потерей.

Думаю, покупка «Опеля» российским капиталом рассматривалась в правительстве как переходный этап. Весьма вероятно, что в ближайшем будущем планировалось создание крупного отечественного холдинга, способного изменить твёрдую убеждённость наших граждан, что в России нельзя собирать хорошие автомобили. Но, как видим, этого пока не случилось. Кстати говоря, в ходе переговоров руководство «Дженерал Моторс» пыталось уйти от обязательств по передаче новейших разработок российской стороне. И наша сторона уже готова была согласиться с таким условием.

Тем не менее я не разделяю точку зрения о том, что Запад, по крайней мере европейская его часть, не желает делиться с нами высокими технологиями. Не так давно создано совместное предприятие с французским «Рено», которое сейчас занято выстраиванием отношений с АвтоВАЗом. Наилучшим образом у нас сегодня складываются отношения с немецким капиталом. Правда, совместные проекты пока касаются только банковской сферы и топливно-энергетического комплекса. Думаю, что немцы готовы сотрудничать с нами и в других областях, но не решаются из-за противодействия американцев.

СУММА ПРОПИСЬЮ

Собственно, история с неудавшейся покупкой «Опеля» во благо отечественному автопрому, это даже не урок, а повторение пройденного. Так сказать, закрепление материала. Надо признать, уже изрядно надоевшего.

А состоит сей материал в том, что прекраснодушные разговоры о честной конкуренции, международном сотрудничестве – только завеса жёсткой борьбы за свои выгоды. Борьбы, в которой кроме экономики значительную роль играют политика, предрассудки, клановые интересы. В условиях кризиса мировой экономики их роль только усилилась.

Тому, кто в это до сих пор не верит, можно хотя бы напомнить про историю с дискриминационной в отношении России поправкой Джексона–Вэника к закону о торговле, принятой аж в 1974 году, накладывающую серьёзные ограничения на торговлю с США, прежде всего в сфере высоких технологий. Это реликт времён холодной войны благополучно существует. После распада СССР не было американского президента, который не обещал бы её отменить. И – ничего. Либерал Обама тоже давал торжественные обещания на сей счёт. И тоже забыл о них.

Так что не стоит утешать себя тем, что американцы на сей раз «кинули» не только нас, но и канадцев с немцами. Это только доказывает свирепость, с которой защищают свои интересы и давят конкурентов.

А пока мы соглашаемся на то, что нас не допустят к новым разработкам, сами согласны продавать любые предприятия…

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Призрак «Опеля»

Срыв покупки заводов «Опель» консорциумом с участием российского капитала наделал шума на весь мир.

2009-11-11 /
КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№45 (6249) (2009-11-11)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3.2
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:
11.11.2009 17:37:36 - Игорь Оськин пишет:



• Ах, как же я рад! Мои деньги хранятся в Сбербанке. Я их положил туда еще до Грефа. И мои деньги хотели ис-пользовать для спасения немцев во кризисе. А я так не хочу. Лучше уж ездить на жигуле. Русские мужики дела-ли по 30 лаптей в году, а сапоги берегли. Сырья на лапти хватало. Развивать технологии? Учитесь у Сталина: он приказал Туполеву воспроизвести попавший к нам Боинг один к одному, отказал Туполеву – никаких отступлений. И правильно. Потому что при этом воспроизводится вся сопутствующая технология по всем смежникам. Или наши Штирлицы не могут украсть один экземпляр Опеля? При Сталине атомную бомбу украли. Ах, прошу прощения, президент назвал Сталина преступником. Или он попросит прощения у Сталина? И у народа, голосовавшего за Сталина в форуме «Имя России». См. как мы жили при Сталине и при соввласти: http //lit.lib.ru/o/osxkin_i_w/


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов