(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Ликвидация Колчака и Штирлица

ТЕЛЕВОЙНА

Всё познаётся в сравнении. В смертельной телесхватке адмирала Колчака с полковником Исаевым победил подполковник Гоцман. «Ликвидация», повторно показанная «Россией», поставила временную точку в гражданской войне между главными телеканалами. Сногсшибательный русский интернационализм «Ликвидации» победил и белых и красных. И всё дело, полагаю, в литературной основе, то бишь в сценарии. «Ликвидация», написанная Алексеем Поярковым и воплощённая Сергеем Урсуляком, – динамичная, острая, сочная, с отлично закрученной интригой, с замечательными актёрами и смачным говором – заткнула за пояс и свеженаписанный сценарий «Адмирала», и написанные много лет назад книги Юлиана Семёнова о молодости Штирлица. В первом случае при изображении красивой жизни благородного сословия при явном уклоне в любовно-романтические коллизии мне не хватило главного – я не понял, почему этот блестящий талантливейший русский офицер проиграл политически? И не понял, кому он проиграл? У тех дикарей, которыми изображены красные, были какие-то командиры? Из истории известно, что были и они-то почему-то победили замечательнейшего Александра Васильевича. Почему? Это исторически обусловленный проигрыш белой кости, или полководческая неумелость, или чрезмерная жестокость Верховного правителя России? В сериале ответов нет.

Что касается «Исаева», ошибка инициаторов сериала в выборе первоисточника. Книги Юлиана Семёнова уже во время написания были слабенькими, и их невозможно кардинально изменить даже хорошему сценаристу. Уж лучше бы талантливый Поярков написал свою оригинальную версию молодости Штирлица. Время советских агиток ушло, взгляд на исторические фигуры сериала тоже изменился в сторону объективности. О «комиссарах в пыльных шлемах» и о «корнетах Оболенских и поручиках Голицыных» теперь мы знаем гораздо больше. И когда нам показывают «хороших» Постышева и Блюхера, то я не могу не вспомнить о том, что они оба – не только жертвы репрессий, о чём в фильме говорится голосом замечательного Николая Губенко, но и оба были их энтузиастами. Жестокость Постышева в 1937 году удивляла даже Сталина, а Блюхер был в составе специального судебного присутствия, осудившего на смерть группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского». Кошмар братоубийственной гражданской войны, которая длится до сих пор, остался недоразгаданным и недовоплощённым.

Инициаторы сериала «Исаев» что-то перепутали. Советский народ любил не книги Юлиана Семёнова, а Татьяну Лиознову, Вячеслава Тихонова, Ефима Копеляна и других творцов Штирлица. Расчёт на то, что раскраска «Семнадцати мгновений» паровозиком потащит интерес к чёрно-белой перелицовке старых приключений молодого Штирлица, не оправдался. Более того, чем дальше, тем с большей неуклонностью вставал вопрос: а как этот рефлексирующий красавец, интеллигент попал к красным? Таким прямая дорога на Дон, к Каледину. Это же не террорист-авантюрист Блюмкин, бывший, как говорят, одним из тайных прототипов семёновского Исаева.

А обыкновенный зритель простодушно желает правды, а не очередных киноразоблачений культа личности Ивана Грозного и реабилитации его противников, как в фильме под названием «Царь», в котором действие топчется на месте по одной причине – режиссёр изначально люто ненавидит русского царя. И потому роль 36-летнего Грозного поручает беззубому юродивому рокеру, и исход нравственного поединка с митрополитом Филиппом предопределён с первых кадров. Потому скучно – нет развития. И роль грозного царя в создании русского царства растоптана в убогих декорациях, ничуть не отражающих масштабов жизни и проблем нарождающегося великого государства.

И изначальная любовь к белым в сериале «Адмиралъ», и изначальная семёновская приязнь к красным в «Исаеве» лишают нас многоцветности правды. И в заключение вспомню гениального Шолохова, роман которого «Тихий Дон», экранизированный великим Герасимовым, и сейчас и тогда, в самое что ни на есть «тоталитарное время», был абсолютно убедительным, потому что талантлив, неподкупен, честен и многосложен.

Алексей КАРТАШОВ

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Ликвидация Колчака и Штирлица

Всё познаётся в сравнении. В смертельной телесхватке адмирала Колчака с полковником Исаевым победил подполковник Гоцман.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№45 (6249) (2009-11-11)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,8
Проголосовало: 11 чел.
12345
Комментарии:
14.11.2009 03:03:17 - николай завалишин пишет:

простите, не понимаю!

Иногда я искренне недоумеваю: и охота же критикам ЛГ "мараться" и писать про всякое "мыло", что по TV показывают! Ну, Колчак, ну Штирлиц - какая, к чертовой бабушке разница - актеры с режиссером заработали денег, и слава Богу! А на большее никто и не рассчитывает, кроме, пожалуй, критиков ЛГ. Если вы в ЛГ настоящие критики, то и пишите про настоящее киноискусство: напишите, к примеру, о фильмах Ф. Ланга - его широко показывали в Германии в 20-30-х гг. или о фильмах недавно умершего И. Бергмана. Это ничего, что фильмы этих режиссеров не показывают - вы расскажите о них и, глядишь, начнут показывать (возможно). А то - даже не верится - на TV станут показывать как "забытые ленты" (ведь была-таки такая передача и вел ее А. Каплер).

11.11.2009 18:22:39 - Игорь Оськин пишет:

Карташов молодец!

Вот не повезло мне. Давно уж собирался обличить Карташова (по поводу Комеди клаб, Дому-2 и прочее), а он написал блестящую статью, под каждым словом которой готов подписаться. Добавлю: не только ранние повести об Исаеве слабые, но и его Штирлица я не одолел, так было скучно. Лиознова – это же поразительное явление, она же еще и «Три тополя» сотворила. Прекрасное замечание о Лунгине: «изначально люто ненавидит русского царя». А ведь за ним еще грех «Такси-блюза». Очень верно о Постышеве и Блюхере: да, они были активистами междоусобной борьбы в 30-е годы. Хотя и были в то же время «настоящими революционерами» - за мировую революцию. В чем и разошлись со Сталиным.________________ А насчет Комеди клаб я еще скажу.


Алексей КАРТАШОВ


Выпуски:
(за этот год)