(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Не плавали!

КНИЖНЫЙ  РЯД

Юрий Звягин. Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории. – М.: Вече, 2009. – 240 с.: ил. – (Тайны земли Русской).

«Поляномъ же жившимъ особе по горам симъ, бе путь изъ Варяг в Греки и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ до Ловати, и по Ловати внити въ Ильмерь озеро великое, из негоже озера потечет Волховъ и вътечет в озеро великое Нево, из того озера внидеть устье в море Варяжьское и по тому морю ити до Рима, а отъ Рима прити по тому же морю ко Царюгороду...» – так излагает Лаврентьевская летопись (издания 1872 г.) каноническую версию пути из варяг в греки.

Но если подробно проанализировать описанный маршрут, то возникает масса вопросов. Например, в тексте указано, что волок из Днепра идёт сразу в Ловать. Но эти реки нигде не сближаются. А в результате в системе «из варяг в греки» возникла масса промежуточных речек и озёр. Поиски реального маршрута длятся не одно десятилетие. Так, ещё в 1950 г. была опубликована книга знаменитого экономиста и историко-географа С. Бернштейна-Когана «Путь из варяг в греки», в которой он упоминал о существовании 9 вариантов пути.  

Один из вариантов (на основе собственного опыта) описывает петербургский археолог А. Микляев, участвовавший в неудачной попытке пройти из варяг в греки на гребных судах: «Новгород – пог. Коротенский – оз. Ильмень – Русса – р. Порусье – р. Редья – р. Ловать – г. Холм – пос. Троице-Хлавица…»

Почему в описании пути нет реки Невы?  Может быть, всё дело в том, что в те времена гидрографическая картина была совсем другая...

Почему такое значение имеет этот торговый путь, как и где торговали древние купцы? Вопрос не в торговле, а в налаженных связях между Киевской и Новгородской Русью и пришествии тех или иных чужаков на Русь. По мнению автора, если нет доказательств существования пути из варяг в греки (климат был более сухим, реки – мелкими), то «сомнительными становятся и политические связи между севером и югом. В том числе и знаменитая история о призвании варягов и последующем подчинении ими Киева».

Ю. Звягин, проанализировав многочисленные исторические источники и записки современных «реконструкторов», совершавших плавания по участкам данного маршрута на копиях древних судов, делает вывод, что только во времена Владимира сложилась реальная возможность для функционирования торгового пути по Днепру и Ловати до Новгорода, причём вполне возможно, что кусок пути между Смоленском и Великими Луками проходил всё же по суше.

Чем же, по мнению Ю. Звягина, объясняется наличие в тексте рукописи описания с варяжской версией? Эта вставка  выполняла двоякую функцию: «привязать южную и северную Русь к византийскому христианству (через легенду об апостоле Андрее), а также обосновать давнюю связь Новгорода и Киева». Автор задаёт множество вопросов (например, почему этот путь так и не был восстановлен в более поздние времена), на которые и сам не знает ответа. Да и многие элементы его гипотез спорны. Но остальные заставляют задуматься: а верна ли «варяжская» версия становления Русского государства?

Алекс ГРОМОВ

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Не плавали!

Было бы вполне логичным ждать от человека, возглавлявшего ГДР накануне её краха, попыток выставить себя в наиболее выгодном свете.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№46 (6250) (2009-11-18)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:
23.11.2009 06:18:22 - Леонид Семенлвич Агеев пишет:

Еще раз о волоке от р.Ловать до Днепра

По этому вопросу хотел бы добавить следующее. Под водным путем и волоком, скорее всего, подразумевалось не перемещение лодок, а груза, который состоял не только из продовольствия, , но и различных товаров для продажи. Повидимому, транспортировка груза на салазках с помощью волочения была для путешественника несколько легче, чем его носка на плечах. Допустить, что таким способом перемещались лодки, не возможно. Такое просто нереально.

19.11.2009 06:24:28 - Александр Анатольевич Корж пишет:

...из варяг в греки...

«Поляномъ же жившимъ особе по горам симъ, бе путь изъ Варяг в Греки и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ до Ловати, и по Ловати внити въ Ильмерь озеро великое, из негоже озера потечет Волховъ и вътечет в озеро великое Нево, из того озера внидеть устье в море Варяжьское и по тому морю ити до Рима, а отъ Рима прити по тому же морю ко Царюгороду...» – так излагает Лаврентьевская летопись (издания 1872 г.) каноническую версию пути из варяг в греки. В этом абзаце описан путь из греков в варяги.

18.11.2009 17:52:39 - Леонид Семенлвич Агеев пишет:

Измышления и факты "пути из варяг в греки".

Чтобы знать реальный путь из варяг в греки, надо знать о каких территорияльных пунктах начального и конечного пути идет речь. В данном случае конечный пункт плавания нам известен; это Византия, точнее бухта Золотой рог г.Константинополь. А вот начальный? Пока в исторической литературе на этот вопрос нет ответа, так как мои исследования по данной тематике умалчиваются и не публикуются. Причины? Мне о них не известно. В своей работе "К истокам русской государственности" я аргументированно показываю, что норманнскими викингами, которых славяне называли варягами, в конце 8 века был открыт остров Валаам, где они и осели. Вскоре сюда были завезены полоненные славянки. От их половой связи зародилась первоначальная русь, которая со временем стала осваивать ближайшую территорию. В 837 году варяги нападают на г. Ладога, где располагалась резиденция старейшины славян, Гостомысла. В результате битвы четыре сына Гостомысла были убиты, а три его дочери увезены на остров. Средняя дочь Умила вскоре стала женой конунга викингов, и родила трех сыновей, которые в 862 году, после смерти Гостомысла, были призваны на правление в славянскую землю. Как пишет летописец Нестор, впервые варягов навестил Святой Андрей, служитель византийской православной церкви, который проделал путь из г.Корсунь, что располагался в Крыму, затем вверх по Днепру и далее, дошедши так до оз.Ильмень. Далее Святой Андрей, идя вдоль берега р.Волхов, добирается до Ладоги. Как говорит смутное предание, отсюда на лодке его доставляют на о-в Валаам, к варягам. Здесь он проповедует православную веру и крестит одного родившегося ребенка от младшей дочери Гостомысла, которого назвали норманнским именем Хельга, что значит Святой. Славяне его называли Олег. Но это так, к слову. Так Святой Андрей указал варягам путь до Византии (к грекам). Так что Лаврентьевская летопись в основном правильно излагает путь, за исключением его конечного маршрута, так как в то время не знали, где же территориально располагались варяги, и что это был за такой народ. Меня, как и других исследователей, в этом описании смущает волок от р. Днепр до р. Ловать. Обычно под волоком подразумевается переправа лодок по суши способом их волочения. Но так ли это? Не подразумевается ли здесь под волоком иной смысл, а именно пеший путь. Кажется, эта версия находит свое подтверждение в обстоятельствах первого нападения варягов-руси на Византию в 860 году. Тогда рать, состоящая примерно из 8000 воинов, к концу лета 859 года приплыла с о-ва Валаам к ильменским славянам, потребовав у них недостающее снаряжение и продовольствие для дальнейшего пути. Далее они ушли пешком к югу. Достигнув Днепра, воины остановились у нынешнего с. Гнездово (от той стоянки остались гнездовский курганы), где начали строительство кораблей норманнского типа, вместимостью каждого в 40 человек. И уже поздней весной следующего года рать отправилась в плавание вниз по Днепру, и далее через Черное море в Византию. В дальнейшем, как воины варяги-русь, так и купцы, отправлялись от Киева в Константинополь на лодках-однодеревках, которые специально доставлялись сюда окрестными славянами дпя продажи. Вскоре этот путь заглох, так как низовье побережья Днепра заняли печенеги, которые нападали на купцов, забирая их товар. От тех поездок остались у потомков киевлян толькосмутные воспоминания. Так это было.


Алекс ГРОМОВ


Выпуски:
(за этот год)