(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Штрих-код

По образу и подобию

ГОД ГОГОЛЯ

Каких только выставок не увидели мы в честь 200-летнего юбилея великого нашего писателя! Но среди этого истинного пиршества красок и образов экспозиция «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!», организованная Политехническим музеем совместно с музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой» и Государственным академическим Центральным театром кукол им. С.В. Образцова, тем не менее заметно выделяется выраженьем своего лица. А точнее, множества «знакомых всё лиц».

В Мраморном зале Политехнического Невский проспект пересекается с улочками Миргорода, а Сорочинцы соседствуют с Маниловкой. Более шестидесяти персонажей Николая Васильевича в который раз материализуются – теперь в куклах. Великолепная сценография есть ко всему этому действу. Объёмные декорации, изготовленные студентами Школы-студии МХАТ под руководством известного художника Владимира Лыкова, с покосившимися плетнями, избами, по-пизански падающим Казанским собором белоснежны, потому как бумажны.

Основу экспозиции составляют фарфоровые куклы художника театра и кино, «мэтра музейной куклы» Олины Вентцель, ушедшей из жизни два года назад. Олина Дмитриевна – выпускница Ленинградского текстильного института, одевавшая Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета, свою гоголиану задумала, уже отойдя от кинематографа. У её кукол – мягкие ручки-ножки, а внутри – твёрдый пластический каркас, который и позволяет им держаться по образу и подобию людей. У организаторов проекта была задумка показать здесь разные техники. Так, к вентцелевским созданиям присоединились ещё и куклы из ГАЦТК имени С.В. Образцова, сделанные незадолго до войны, имеющие свою почти фронтовую биографию. Нашла в экспозиции своё место и коллекция перчаточных кукол известного мастера середины прошлого столетия Екатерины Беклешовой, бережно сохранённая её ученицей Еленой Колат.

И тут контекст играет роль не объёма, а линейной «машины времени», которая птицей-тройкой уносит Хлестакова, Чичикова, старосветских помещиков и других знакомцев наших всё дальше и дальше от их родителя. О навязчивом флёре русской литературы давно говорят художники, освобождая, к примеру, ту же скульптуру от сюжетности и собственно литературной драматургии. Тут, по сути, происходит то же самое. Поэтому так и сомнительно утверждение, что Олина Вентцель создавала кукол под эффектом прочтения. Нет, мастер прекрасно знает костюм той эпохи и трепетно делает каждую строчку, не стилизуя, а будто доставая из прабабушкиного сундука шляпки, сюртуки и лакированные ботинки. Но кукольное нутро при этом остаётся только каркасом. Фарфоровое личико, холёное и бесстрастное, увы, почти не оживает. Хлыщеватым модником выглядит художник из повести «Невский проспект», носатый капитан Ковалёв уверенно смотрит на нас, а Плюшкин бесконечно мил, как Буратино, благо полосатый колпак и золотые ключики на месте.

Но рядом куклы Екатерины Беклешовой. Того гляди, залетит прямо на наших глазах Пацюку в его растянутый рот какой-нибудь габардиновый вареник. Дело совсем не в том, что ткань может морщиниться, корёжиться и предъявить нам того же любителя настойки с дохлыми мухами средневековым уродцем, со своими «отростками и ответвлениями» вместо носа и ушей точь-в-точь, как видел это Михаил Бахтин. Ведь есть в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке предшественники этих «свинячьих рыл» – немецкие храмовые скульптуры XII–XIII веков: тут глина умеет гнуться и нарастать, где ей положено.

Валерия ОЛЮНИНА

Выставка продлится до 31 мая 2010 г.

Статья опубликована :

№47-48 (6252) (2009-11-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Валерия ОЛЮНИНА


Выпуски:
(за этот год)