(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект ЛАД

Мал золотник, да дорог

ЭКОНОМИКА

В создании Союзного государства может быть востребован опыт  швейцарско-лихтенштейнского таможенного союза

В российско-белорусском таможенно-экономическом союзе продолжается согласование экономических документов и интеграционных проектов. Главное содержание того и другого – формирование общесоюзного экономического пространства на основе зоны свободной торговли между Россией и Беларусью. Причём в такого рода объединениях речь не может идти, например, об «экспроприации» торговых и инвестиционных интересов Беларуси во внешнеэкономической политике Союзного государства.

В Европе есть давний опыт успешного взаимного согласования внутри- и внешнеэкономических интересов и решения тех вопросов, которые приходится решать в рамках российско-белорусского Союза. Речь идёт о первом в Европе таможенно-экономическом союзе между Швейцарией и Лихтенштейном, учреждённом в 1921 году, почти одновременно с аналогичным союзом между Францией и Монако (1919 год). Это примеры тех союзов, где, несмотря на очевидную несопоставимость экономико-географических параметров стран-участниц, нет и не предвидится тенденций диктата или экономико-политического поглощения. Так, в действующем уже несколько десятилетий швейцарско-лихтенштейнском союзе нацбанк Швейцарии эмитирует местный франк и для княжества Лихтенштейн, которое проводит самостоятельную экономическую политику. Но у этих стран – согласованные финансовые, внешнеэкономические интересы и, соответственно, диапазоны кредитных ставок, налогов, цен, внешних экспортно-импортных тарифов. Подчеркнём: именно диапазоны, а не конечные их цифры. Пожалуй, именно эти факторы – главные условия дееспособности финансового союза двух суверенных государств, монархии и конфедеративной республики, хотя и несопоставимых друг с другом (как и Франция с Монако, да и Россия с Беларусью) экономически и территориально.

Миниатюрный Лихтенштейн (его территория – только 160 кв. км) характерен не только льготным налоговым режимом, хотя именно в такой «тональности» трактуют это государство во многих СМИ. Здесь ещё в конце 1940-х было основано высокоточное приборо- и станкостроение, а, например, по урожайности сельхозрастениеводства и продуктивности животноводства, а также по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения Лихтенштейн давно занимает одно из первых мест в мире. Уже только эти факторы, как и соседство центральноальпийского княжества со Швейцарией, предопределяют выгодность швейцарско-лихтенштейнского союза для обеих сторон.

Да, Швейцария многократно больше Лихтенштейна по территории, населению, объёмам внешней торговли и т.п. Но в структурах их таможенно-экономического союза сугубо пропорциональное представительство и долевое участие, а также, подчеркнём, отсутствие у сторон права вето: тамошний интеграционный механизм нацелен на партнёрство и согласование интересов независимо от экономико-географических параметров стран-участниц. У них нет и не предвидится общей конституции. В Берне и Вадуце небезосновательно полагают, что сначала нужно расширить «коридоры» согласования государственных и коммерческих интересов, улучшить механизмы совместной финансово-экономической, социальной, внешнеэкономической, оборонной и внешней политики; только затем появятся условия для создания конфедеративного государства, если того пожелают в этих странах.

Таким образом, этот и аналогичный «союзный» опыт Франции и Монако может быть востребован и в рамках российско-белорусского Союза.

Алексей ЧИЧКИН

Статья опубликована :

№47-48 (6252) (2009-11-25)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Алексей ЧИЧКИН


Выпуски:
(за этот год)