(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Театральная площадь

Ювеналова ювенильность

ЮБИЛЯЦИЯ

Им 85, но они молодо выглядят

Фёдор ЕВГЕНЬЕВВ Москве немало театров хороших, очень хороших, не столь хороших… Одним словом, разных. Есть те, что переживают свой наивысший взлёт именно сегодня. Есть вступившие в счастливую пору «второго рождения» – или даже рождения третьего, четвёртого и т.д. Имеются коллективы, пребывающие в настоящее время «в режиме ожидания». А есть – Московский академический театр Сатиры, словно бы вознамерившийся всей своей 85-летней историей доказать небезусловность одного из самых распространённых неписаных правил касательно драматического искусства.

Принято считать и многократно доказано историей нашей сцены: репертуарный театр-Дом не может быть неизменно равно успешен на протяжении многих сезонов. За эпохами блистательных расцветов непременно должны следовать периоды если не провальные, то по меньшей мере кризисные – времена переоценки ценностей, творческой передышки, поиска себя в стремительно меняющемся времени. В этом давно и прочно знаменитом на всю страну зрелищном учреждении жизнь, кажется, всегда протекала (и била ключом) по совершенно иной, куда более гармоничной схеме. Нет, кто бы спорил – и они, конечно, знавали непростые дни сомнений и тягостных раздумий, и здесь, наверное, наступали такие моменты, когда у всех за кулисами опускались руки (достаточно вспомнить хотя бы печальной памяти уход одного за другим двух ведущих артистов труппы, Анатолия Папанова и Андрея Миронова). Однако, что бы ни происходило внутри, внешне театр оставался по-особому грациозен, победителен, верен себе и своему зрителю. Который шёл сюда вовсе не обязательно, как это зачастую бывает в других театрах, на какого-то исполнителя или режиссёра, но просто отправляясь – в Сатиру. И «фирма» всегда, ну может быть, за редчайшими исключениями, держала марку. Погружая вместительный амфитеатр в атмосферу свободной, лёгкой, но отнюдь не легковесной, в избытке наполненной – даже при разговоре о вещах серьёзных – духом иронии и юмора подлинно театральной игры.

Что тому причиной? То ли обстоятельство, что начиная с первой премьеры, показанного осенью 1924-го спектакля «Москва с точки зрения», с его характерным жанровым подзаголовком «Обозрение современного быта и нравов», люди, работающие здесь, стремились вслушаться в голос улицы. Уловить актуальные вызовы эпохи и постараться ответить на них, «препарировать» их средствами искусства – задача, остававшаяся для Театра Сатиры во все времена первостепенной. Недаром ведь среди всех академических, да и просто «больших», солидных театров столицы он в последние годы едва ли не явный лидер по процентному соотношению современной российской пьесы в репертуаре.

А может быть, всё дело в коллективном характере, обусловленном в значительной степени, конечно же, самим названием. Ну не может же в самом деле по определению служить в Сатире человек унылый, скучный, плохо представляющий себе, что такое стихия комического!.. Восемь с половиной десятилетий неустанных упражнений с ювеналовым бичом в руке – да такая физподготовка кого хочешь заставит не только превосходную физическую форму сохранить, но и вечную молодость духа. Ну не судьба им забронзоветь по примеру стоящего неподалёку от здания, на той же самой площади столицы, Владимира Маяковского – кстати, драматурга, чьи пьесы театр в послевоенное время буквально вернул из забвения (и это далеко не единственный пример, достаточно вспомнить хотя бы о возвращённом на сцену в 80-е Николае Эрдмане; список же тех авторов – от Шкваркина до Горина с Аркановым, – коих театр, по сути, родил как комедиографов, можно было бы перечислять очень долго). «Посреди Триумфальной площади стоит испуганный Маяковский и боится, что его переименуют в Бродского» – написано на их сайте. Там вообще много всего забавного и остроумного написано, там имеется изрядная доля располагающей к себе самоиронии, которую едва ли на каких ещё официальных интернет-страницах наших «академий» можно встретить. И это говорит о многом. По меньшей мере о том, что в этих стенах не станут – по примеру многих наших современных тружеников театра – делать глупости, сохраняя при этом чрезвычайно умное выражение лица.

Подлинную серьёзность здесь сохраняют разве что в отношении великих теней тех мастеров, которые на протяжении многих сезонов создавали Сатире её уникальную всеобщую славу. Да ещё к традициям существует несомненный пиетет. Посему первой премьерой в юбилейном сезоне (который стал сезоном, ни много ни мало, тройного юбилея – сперва отметили 75-летие художественного руководителя театра Александра Ширвиндта, затем – 100-летие со дня рождения его предшественника Валентина Плучека) снова станет постановка в жанре обозрения.

И в этот вечер, 5 декабря, на сцену снова выйдет вся труппа, начиная с худрука и его верного партнёра и товарища Михаила Державина, Ольги Аросевой и Веры Васильевой и заканчивая вечно талантливым здесь свежим актёрским пополнением. И обещано, что будет звучать музыка всех замечательных композиторов, когда-либо писавших для этой труппы. И всё это будет называться «Триумф на Триумфальной».

Всякий ли театр, с известным для его творцов суеверием, рискнул бы поставить в афишу подобное название? А этим, вечно молодым, задорным и не лишённым шаловливости «сатирикам» хоть бы что. С чем мы их, собственно, и поздравляем!

ОТДЕЛ ИСКУССТВА

Статья опубликована :

№49 (6253) (2009-12-02)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5.0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов