(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Проблема крупным планом

И быль, и сказка, и трезвый расчёт

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

И губернатор, и гончар. Так в проблемы промыслов вникать сподручней.Сегодня ни один государственный деятель, ни один чиновник вслух не скажет, что народные промыслы отжили свой век и их место исключительно в музее. Наоборот, все в один голос твердят, что это наше национальное достояние, сохранить которое необходимо любой ценой. Однако когда речь заходит о реальной поддержке отрасли в целом или отдельных её предприятий, все столь же единодушно ссылаются на экономические трудности и необходимость в первую очередь решать другие, более насущные проблемы. Губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ принадлежит к тем немногим, увы, руководителям, которые считают такой «двойной стандарт» в отношении народных художественных промыслов неприемлемым.

– На экономические причины можно списать любые проблемы. Однако независимо от уровня их объективности неразрешённая проблемная ситуация будет со временем только обостряться. Есть вопросы неотложные, которые необходимо решать хотя бы пошагово, если нет возможности решить их сразу в полном объёме. Поддержка и развитие народных художественных промыслов (НХП) как раз из их числа. Если отказать им в помощи, они в самое ближайшее время просто исчезнут с лица земли, и тогда спасать, восстанавливать и гордиться будет уже нечем. К началу 90-х годов у нас в области работали восемнадцать крупных предприятий НХП, а всего в отрасли трудились пятнадцать тысяч мастеров. Политические и экономические потрясения привели к тому, что предприятия сменили собственников. В результате многие перестали существовать, а большинство уцелевших сменили профиль деятельности. К тому времени, когда меня назначили губернатором, из крупных предприятий в строю осталось только два – «Хохломская роспись» и «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова». Всего же в отрасли в настоящее время насчитывается двенадцать предприятий, в объёме продукции которых изделия народных промыслов составляют более 50%. В 2010 году в неё собираются влиться ещё два. Сегодня из шестидесяти четырёх субъектов РФ Нижегородская область по объёму производства изделий НХП занимает второе место, уступая только Московской области. Конечно, говорить о промыслах, оперируя только цифрами, нельзя. Это наша история, визитная карточка страны, более того – наша душа. Я часто бываю за рубежом и каждый раз наблюдаю, как светлеют лица у наших друзей и партнёров, когда они получают в дар то, что создано руками наших народных умельцев. Золотая хохлома, казаковская филигрань, городецкая роспись, чкаловский гипюр – это же настоящие сокровища…

…остающиеся при этом сегментом реальной экономики региона?

– Одно не противоречит другому. В 2006 году мы приняли областную целевую программу «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов в Нижегородской области». На реализацию этой программы из регионального бюджета ежегодно выделяется от 10 до 13 млн. рублей, и средства эти в основном являются адресной финансовой поддержкой предприятиям отрасли. Средства идут на возмещение затрат на электроэнергию, а начиная с будущего года и на газ, на участие в образовательных программах и специализированных выставках НХП, в том числе и за рубежом. Сюда же относится и льготное кредитование. А с 2010 года мы планируем для предприятий НХП снизить ставку налога с 15 до 7%. Чтобы получить отдачу, надо сначала вложить средства. И отдача есть: производство и реализация продукции НХП с 2005 по 2007 год выросли на 15%, объём экспорта – на 12%, а прибыль – на 8%.

Цифры весьма показательные, однако целый ряд проблем остаётся. Какие из них вы считаете наиболее острыми?

– Самая большая проблема заключается в том, что в нашей стране не выработан действенный механизм, в первую очередь законодательный, борьбы с контрафактом – как импортным, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии, так и отечественным, у нас «умельцев», выдающих на-гора ширпотреб, тоже хватает. Вы посмотрите, что продаётся даже в официальных туристических центрах, не говоря уже о многочисленных полулегальных рынках. Подлинные изделия народных промыслов не только красивы, они ещё и практичны, то есть все наши чашки-ложки можно использовать по их прямому назначению, как это было и в старину. А «продукция», попадающая к нам из Китая или Малайзии, покрыта лаком, не предназначенным для пищевых целей. И художественный уровень их значительно ниже, если вообще присутствует. Зато цена у этого, с позволения сказать, товара будет заведомо ниже. А покупатель, не знающий всех тонкостей народных ремёсел, в первую очередь на цену и реагирует. Для наших промыслов это прямой путь к банкротству. Ведь их продукция представляет собой по преимуществу очень скрупулёзную и тонкую ручную работу. На большинстве операций никакой автомат руки мастера не заменит, так что высокая себестоимость подлинных изделий вполне объяснима. А контрафакт демпингует реальные цены. Поэтому так необходим федеральный закон и соответствующая ему система контрольных мероприятий, которые будут защищать наше национальное достояние. Наивно было бы утверждать, что изделия старинных промыслов сегодня никому не нужны. Если бы это было так, никто бы контрафактом не занимался и миллионов бы на нём не зарабатывал!

Для «китайской хохломы» нужен заслон на федеральном уровне, а с собственным ширпотребом что делать?

– Вот это уже прерогатива регионов. У нас в области создан художественный совет, через который проходит всё, что рождается в экспериментальных мастерских наших предприятий, и то, что предлагают мастера, работающие индивидуально. Проверяются и качество, и соблюдение технологий и традиций соответствующего промысла. Дальнейшую судьбу новых изделий определяет решение экспертов совета. По идее то же самое должно производиться на общероссийском уровне в отношении продукции, которая приходит к нам по импорту со всего мира. И в этом случае особое внимание надо уделять товарным знакам. Не может называться хохломой то, что произведено за тысячи вёрст от города Семёнова. Попробуйте таким варварским способом продать что-нибудь в любой другой стране, считающей себя цивилизованной! А у нас можно. Что это, как не неуважение к себе и своей культуре? Границы дозволенного мы раздвинули уж слишком широко. Все цивилизованные страны защищают собственного производителя в любой сфере, а в промыслах это надо делать особенно тщательно.

Для развития промыслов необходимо чёткое, взвешенное и эффективное взаимодействие властей разного уровня. И здесь самое сложное – разделение полномочий, вы согласны?

– Ответственность, на мой взгляд, гораздо важнее. Разделение полномочий естественно. Борьба с контрафактом – общегосударственная проблема. Есть вопросы двойного подчинения, к примеру организация сбыта готовой продукции. Ведь решать его нужно и на региональном уровне, и в масштабах всей страны, учитывая её международный престиж. Вспомните, раньше по матрёшкам, гжели или вологодским кружевам нашу страну узнавали далеко за её пределами. А вот решить вопрос сырья вполне по силам региону. Хохломская посуда делается из липы, и кто-то должен заботиться о том, чтобы вместо срубленных деревьев высаживались новые. Неужели это вопрос в Москве решать должны?

Возобновление кадров для промыслов проблема не менее важная, чем возобновление сырья. Молодые мастера в дефиците даже на крупных предприятиях.

– Молодой человек, выбирающий свой жизненный путь, хочет быть уверен, что работа будет не только доставлять ему радость, но и сможет обеспечить ему достойную жизнь. Сами предприятия НХП не в состоянии пока полностью обеспечивать своим работникам должную социальную инфраструктуру. Это забота региональных властей. Будем создавать молодёжи соответствующие условия жизни, она и работу будет выбирать у себя на малой родине, а не бежать в большие города. Там, конечно, жить совсем не просто, но молодых манит городская жизнь, насыщенная и разнообразная. Мы обязаны создавать ей достойную альтернативу. У нас есть программы социального развития для каждого района. В том же Семёнове, где расположена «Хохломская роспись», недавно построили большой спортивно-оздоровительный комплекс, домостроительный комбинат, реконструировали родильный дом, оснастив его современным оборудованием: теперь там можно выхаживать новорождённых весом от 500 граммов. Для самого предприятия в прошлом году мы построили музейно-туристический комплекс «Золотая хохлома», и за такое короткое время объём реализации продукции этого промысла вырос в несколько раз. Буквально на днях в Городце, где расположены два промысла – городецкая роспись и золотая вышивка, мы открываем уникальный комплекс «Город мастеров». Здесь будут работать не только выставка и магазин, но и мастерские, где художники местных промыслов будут давать мастер-классы всем желающим.

Значит, туристам будет на что посмотреть и чем заняться?

– Конечно. Для людей, выросших в другой культуре, это особенно интересно. Зарубежный опыт показывает, что традиционные местные промыслы могут давать значительные поступления в бюджет региона, если они делают его интересным объектом для внутреннего и зарубежного туризма. Мы прекрасно отдаём себе отчёт, что для привлечения туристов нужны и соответствующие PR-стратегии, и наличие развитой туристической инфраструктуры. Но не нужно забывать о том, что и за рубежом этот опыт сложился не в одночасье. И говорить на эту тему так, словно «у них» этот опыт есть и всё в полном порядке, а «у нас» его нет и всё очень-очень плохо, как минимум некорректно. При наработке собственного опыта нужен комплексный подход. Туризм невозможен без хороших дорог и современных видов транспорта. Мы сейчас занимаемся развитием скоростной железной дороги, модернизацией подвижного состава: в следующем году будем добираться до Москвы не за семь, а за три часа. Есть в Нижнем Новгороде международный аэропорт, но у нас пока садятся самолёты только из Еревана, Баку и Франкфурта. Для того чтобы стать крупным туристическим центром, Нижнему этого, безусловно, недостаточно. Мы объявили конкурс на проект модернизации зданий и служб аэропорта, уже есть компания, которая его выиграла, теперь пора объявлять конкурс на инвестора. Если у нас будут работать туроператоры со всего мира, то на наших улицах появятся туристы из самых отдалённых уголков земного шара: человека по своей природе тянет увидеть то, чего он раньше никогда не видел. К нам почему едет не так уж много туристов: во-первых, далеко, во-вторых, неудобно. Надо сначала до Москвы доехать, потом оттуда до Нижнего, да и здесь ещё час-полтора добираться до самих промыслов. Города это маленькие и разместить там туристов на ночлег, особенно иностранных, практически невозможно – уровень гостиниц не соответствует. По предварительным подсчётам, нам по области нужно возвести порядка сотни отелей. Есть объекты, которые требуют специфического подхода. У нас в Воскресенском районе есть знаменитое озеро Светлояр, то самое, в глубинах которого скрылся от татаро-монголов легендарный град Китеж. Мы там сейчас строим оптический театр, с тем чтобы показать гостям края, каким он мог быть, таинственный Китеж-град.

Современные высокие технологии и старинные промыслы: может ли их соединение быть органичным?

– А вот это уже от нас с вами зависит. Мало обладать бесценным историческим наследием, мало даже просто сохранять его, ведь это живое развивающееся искусство, а не застывший музейный экспонат. И современные технологии, без которых нам не обойтись, нужно рассматривать в этом деле не как противника, а как союзника. Без продуманной государственной политики, без точного расчёта сил и средств проблему развития народных промыслов нам не решить. Надо суметь вписать их в сегодняшнюю жизнь так, чтобы не исказить традиции, не изуродовать их сущность, но наоборот, сделать близким и понятным, более того – необходимым для современного человека. Как бы ни была жестка и стремительна наша нынешняя жизнь, в ней всегда можно найти место для сказки, для чуда, которое творят наши художницы и вышивальщицы, резчики и кузнецы. Потребность в красоте в человеке неистребима, нужно только открыть ему эту красоту, дать возможность прикоснуться к ней, пробудить память предков, которая передаётся с генами от поколения к поколению, а потому – бессмертна.

Статья опубликована :

№50 (6254) (2009-12-09)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3.5
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:
14.12.2009 01:18:00 - Владимир Эль пишет:

Китайский лубок

Дотации, льготы, целевые программы - всё это можно только приветствовать. Но есть кое-что, что приветствовать никак нельзя. Шанцев почти прямо высказывает пожелание заполучить для своей области что-то вроде монополии на хохломскую роспись. И если такую монополию дать, то что будет? Почти во всех учебных заведениях, где учат рисовать, учат, в том числе, и росписи по дереву; по всей стране сотни центров народного творчества, где помимо картин всегда полно сувениров, в том числе и под "хохлому". И что? Преподавание прекратить, центры закрыть? Если какая-нибудь мисочка расписана заслуженным художником с соблюдением технологии и канонов - то это заведомо фуфло и контрафакт, потому что "произведено за тысячу вёрст от города Семёнова"? Не согласен. Экспертный совет создали! В нём, небось, художников полтора человека, а остальные - чиновники, не способные отличить "листок" от "капельки". "Скрупулёзная и тонкая ручная работа" - сразу ясно: не художник сказал. Народная роспись - штука примитивная, примитивней только лубок, современное искусство и наскальная живопись. Потому и занимаются росписью все, кому не лень; минимум усилий, максимум прибыли. Конечно, какое-то высокое мастерство приходит с годами, но на приемлимом уровне народную роспись можно освоить за неделю, некоторые виды, может быть, за две недели. А разницу между работой мастера и дилетанта почувствуют только полтора вышеупомянутых художника. Складывается впечатление, что не столько о народных промыслах переживания губернатора, сколько о вложенных в них средствах. И прибыль, якобы, будет больше, если застолбить авторское право. Так пусть даже не мечтает, потому как положат русские художники на это самое право три толстых-притолстых слоя темперы. Но если всё же так случится - и все промыслы (не одна же "хохлома"!) получат монопольные права, прижмут всех кустарей-одиночек, отвадят китайцев - всё это приведёт к расцвету народных искусств? Отнюдь. Промыслу, как и языку, необходимо определённое количество носителей, снижение их до критически малого уровня, тем более ради какого-то дурацкого авторского права, недопустимо. Ну не повезёте вы свои ложки-поварёшки в Петропавловск-Камчатский! Долго и невыгодно, ложечка и впрямь станет "золотой". Так пусть её изготовит местный художник и продаст соседу рублей за пятьсот. Или страшнее Жабы зверя нет? Введение подобного рода монополий разгонит промыслы по их местечковым нишам, где большинство из них бесславно загнётся во много раз быстрее, чем можно себе представить. И китайцы не будут в этом виноваты. Кстати, лубок придумали именно они, но я что-то не припомню, чтобы русские им хоть когда-нибудь что-нибудь за это отстегнули.


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов