(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

Постмодернисты, Сталин дал приказ

МЕТАТЕКСТ                                                                                                                                     

Лев ПИРОГОВ

Одно время в литературоведении шёл спор, каких писателей можно называть в наше непростое время постмодернистами: всех или только тех, которые с рожками?

Сошлись на том, что, в общем-то, всех.

«А мужики-то не знают!»

Вот недавно Юрий Буйда обиделся: назвали постмодернистом. Какой же, говорит, я постмодернист? Я человек!.. Руки, ноги, средостение… у меня душа в нём…

Всё-таки литературоведы недостаточно понятно доводят свои решения до народа.

Хорошо ещё, что у них есть мы, газетные критики.

Скажем так. Есть в нашей стране огромные области, где все люди, включая младенцев и членов партии, больны хроническим эписторхозом. Острых проявлений (температура, сыпь, дискинезия желчевыводящих путей) у них нет. Они даже ни о чём не подозревают. Нормальные, хорошие люди. Про паровоз поют, руки моют перед едой. И всё ж…

Так и среди писателей. По убеждениям вы, конечно, не постмодернист. Но на улицу-то из окна выглядываете? Интернетом, сотовой связью пользуетесь? Селёдку заворачиваете в газеты? Слышите, о чём люди говорят в транспорте? Да ещё, поди, описываете всё это… Невозможно не заразиться.

Вот давайте проверим.

«Электорат». «Кризисный менеджмент». «Грязные технологии». «Чёрный пиар». «Теневой лидер». «Идеологический механизм».

Знакомы ли вам эти звуки? Сами вы, конечно, можете ими не пользоваться, но ведь понимаете же, о чём идёт речь. А значит, всё же пользуетесь. «Пассивно». Они вами пользуются.

Я это, кстати, не из газетной статьи выписал. Из литературоведческой книжки. Людмила Сафронова, «Постмодернистский текст: поэтика манипуляции», страницы семь тире шестнадцать, соблаговолите. С помощью этих слов там описывается акт литературного творчества. И не каких-нибудь позорных проныр. А вот Бродского с Довлатовым, например.

Сегодня, если писатель не использует «технологий» (или не даёт им пользоваться собой), его попросту не поймут, не заметят. Писателю приходится «отвечать на вызов времени». На понятном времени языке.

Иначе говоря, с литературой происходит всё то же, что происходит с жизнью. И если в жизни у людей, я извиняюсь, глисты, это значит, что у литературных персонажей тоже глисты – даже если автор не догадывается об этом.

Мы все живём в эпоху Постмодерна. И вся наша литература, к счастью или к сожалению, постмодернистская.

(Правда, с некоторых пор эписторхоз лечат.)

Постмодернизм – это реакция человека на мироздание, лишённое Замысла.

При Модерне (под которым в философском расширительном смысле понимается христианская цивилизация в докризисной «зрелой» стадии) человек живёт ради будущего. Время Модерна линейно. Краеугольный миф христианской цивилизации – о принесении себя в жертву. Ключевое слово – «терпение». («Бог терпел и нам велел».) Нетерпеливость Модерна (скорее бы в космос, скорее бы в коммунизм, скорее бы наши химики изобрели светящийся съедобный асфальт) – это другой конец его великого терпения: человек ждёт главного события, которое всегда впереди.

В отличие от этого время Постмодерна циклично: «всё уже было и опять будет». Это языческая модель. Главное событие в жизни дикаря и животного – то, которое происходит сейчас, потому что «сейчас» – это и есть «всегда». Неслучайно культивирование человеческого «низа» в постмодернистской эстетике. «Культ плодородия», язычнику без этого никуда. В жёстком варианте получаем сорокинщину, в либеральном (Довлатов и окрестности) – «непременное включение общеобязательных недостатков, «маленьких слабостей» в систему положительного персонажа» (формулировка Л. Сафроновой).

Если жизнь происходит сию минуту, ты ничего не можешь отложить на потом, ничем не можешь пожертвовать. Не можешь ничего накопить. Не можешь измениться в будущем, которого нет. Излюбленный лозунг времени: «Люди не меняются».

Разве только стареют.

Если в обществе Модерна литература была средством накопления и передачи опыта, если книжки писались и читались, чтобы что-то изменить в себе и в мире, то для чего существует литература при Постмодерне, когда мир и человек «не меняются»?

Не для «игры». Банкомёт не играет в карты, хотя и производит манипуляции, напоминающие карточную игру.

Не для денег. Деньги самоценны лишь для тех, у кого их нет. Для тех, у кого они есть, деньги обозначают нечто другое. Что именно?

Не «свободу». Свобода выражается через «выбор», то есть самостоятельной ценностью не является. Выбор, в свою очередь, выражается через «возможность выбора». А возможность – это то, что «можно», за нею скрыт некий властный субъект, изначальный хозяин любой возможности.

В обществе Модерна таковым хозяином ощущался Бог (отсюда «если Бога нет, всё дозволено»). В Постмодерне функции Бога формально распределены между всеми атомами социального космоса: «Возможно всё, что угодно всем».

Причастность личности ко «всем» (а значит, к максимальным возможностям, максимальному выбору, максимальной свободе) измеряется её популярностью. Популярность – важнейшее символическое выражение власти (а стало быть, полноты человеческой жизни) при Постмодерне.

Конечно, популярность – это немного стыдно. Тогда можно психологически подменить «всех» собой. Дескать, в признании иногда нуждаюсь (слаб человек), но понимаю: высшее признание – это ощущение своей правоты. Своего высокого космического одиночества, а значит, никем не контролируемого, неограниченного доступа ко всем возможностям.

Таков смысл жизни человека, которому не для кого и нечем жертвовать.

Выходит, борясь за свою художническую состоятельность (за «хороший текст»), художник на самом деле борется за читательские симпатии.

Как раньше – за божественное признание.

Способам и средствам этой борьбы посвящена книга Людмилы Сафроновой.

Читателю можно польстить. Читателя можно перехитрить, запугать, подкупить, убедить, разжалобить, «инфицировать», «переформатировать». В любом случае – подчинить.

Именно это и называется «художественным воздействием».

Или «магией слова».

Если же писатель открыт и честен, если держится с нами на равных, мы недовольны. Он кажется нам «прямолинейным», а его текст – «декларативным».

Да так оно, в общем-то, на самом деле и есть.

Гоголь в «Избранных местах из переписки с друзьями» был с нами куда честнее, чем когда писал «Мёртвые души», а что толку.

Собственно, это главное, о чём я хотел сказать в связи с книгой, состоящей из таких примерно пассажей: «Конфронтационная контаминация авторской маски является одним из самых распространённых лингвистических приёмов в постмодернистском шизофатическом дискурсе». При расшифровке эти формулы теряют девяносто процентов свой устрашающей многозначительности.

Ну да, Довлатов прикидывался нуждающимся в материнской любви ребёнком, а Бродский – ветошью; Абрам Терц пожирал печень Пушкина и Гоголя, чтобы обрести их силу; Пелевин перегружает читателя смысловыми элементами, чтобы вызвать у того потерю контроля над собственным сознанием, а Борис Акунин, наоборот, симулирует простоту и естественность, чтобы замаскировать идеологическую накачку.

Всё это понятно и, будучи сто раз понятым, продолжает работать.

Вам обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад.

Банкуйте, чего уж.

И всё же приятно думать, что когда-нибудь Постмодерн (в соответствии со своей циклической моделью хотя бы) закончится.

Жаль только, жить в эту пору прекрасную…

Хотя как знать. Всё бывает.

Людмила Сафронова. Постмодернистский текст: поэтика манипуляции.СПб.: ИД «Петрополис», 2009. – 212 с.

Обсудить на форуме


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Постмодернисты, Сталин дал приказ

Одно время в литературоведении шёл спор, каких писателей можно называть в наше непростое время постмодернистами: всех или только тех, которые с рожками?

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№1 (6257) (2010-01-20)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 5 чел.
12345
Комментарии:
26.01.2010 17:04:58 - Родамiр пишет:



Прочёл, удивился: как-то странно.. журналист ЛГ способен на неадекватные тексты. Пирогов Л. не умеет высказывать своё мнение корректно, считает возможным оскорблять чувства верующих, да и вообще всех тех, кто с ним не согласен. Занятно, но Всех, так или иначе, попытался причесать - и буддистов, и даосов, и монахов Тибета, и исконное мировоззрение Руси-России, короче ВСЕХ, как он говорит, язычников. Всех, у кого есть кроме верха ещё и, как он говорит, «низ». Между тем эпоха Возрождения, гуманизма, сделала Человека центром мироздания со ВСЕМИ его особенностями, научила человека не комплексовать по поводу, как говорит журналист, «низа». Человеку интересен ВЕСЬ Человек, а не то, что от него остаётся после урезания. Комплексовать не надо! Усечённый «низ» ни к чему, судя по текстам сего журналиста, за исключением схоластики или хитроватых горе-рассуждений не способен привести. ------ «Рассуждая», журналист прикрывается своими доморощенными спекуляциями по поводу модерна-постмодерна. – Был бы повод. Неужто журналисту нужна склока – в юбилейном номере.. -------- Свобода слова не должна превращаться во вседозволенность, в беспредел. ----------- ...в общем, забавная такая получилась «высокоумственность» - а мы, мол, и на роялях могем. -------------- P.S.Цитата из Ю. Полякова «Кто же мог предположить, что в 90-е, объявив либерализм, столь желанный в советские годы, «единственно правильной линией», литгазетчики оттолкнут от себя множество, если не большинство читателей? Впрочем, и это понятно: всякая моно-идеология одинаково губительна для свободы слова и нравственно-интеллектуального развития социума..»

23.01.2010 20:48:18 - Владимир Эль пишет:

Американские оккупанты

Вот любите вы, теоретики, усложнять. А ведь всё куда проще, чем вам представляется. Допустим, вы пишите стихи. Если в ваших стихах нарушено единство формы и содержания в пользу формы - значит вы постмодернист, если в пользу содержания - вы соцреалист; если в ваших стихах соблюдено единство формы и содержания - значит вы Кушнер. Хорошие стихи в соцреализме и постмодернизме - редкость, поскольку эти литературные направления предрасполагают к нарушению поэтической гармонии. Что касается собственно постмодернизма, то вот что я вам скажу. Современные постмодернисты подобны американским оккупантам в Афганистане (символично, что толстые журналы одно время опекал американский миллиардер) - они контролируют ключевые объекты и города, но не контролируют территорию. В начале 90х, когда постмодернизм набирал силу и захватывал командные высоты, была разрушена единая система книгораспространения, тиражи издаваемых книг и толстых журналов упали в сотни раз (а, стало быть, и их влияние на читающих и пишущих), резко возросла стоимость книг и подписки, Интернета ещё не было, созваниваться и ездить друг к другу в гости стало дорого и т.д. В результате этого более-менее монолитное литературное пространство распалось на множество автономных , или даже суверенных, частей. Тверская область не знает о чём пишет Ярославская. Но нет худа без добра: случившийся распад, во-первых, способствовал разнообразию, а во-вторых, не позволил постмодернизму окончательно угробить литературу, как в Европе и Америке, поскольку доступ к его сомнительным достижениям оказался ограничен в силу вышеизложенных причин. Потому тем же поэтам пришлось опираться на более надёжный фундамент: лучшие образцы советской поэзии, Век Золотой и особенно Век Серебряный, который, по счастью, успели напечатать до начала реформ. В столице шумели-гремели всевозможные концептуализмы-метареализмы, а до провинции все эти мутные волны как не доходили, так и не доходят; если почитать приложение "Подмосковье. Культурная реальность", то выходит, что они не доходят даже до ближайшего подмосковья. Так не рано ли вы цитируете Некрасова, уважаемый Лев? Не курите, не злоупотребляйте спиртным, питайтесь здоровой пищей, почаще дышите свежим воздухом, поменьше нервничайте - и в один прекрасный день вы увидите в теленовостях репортаж о том, как американские оккупационные войска покидают территорию суверенного Афганистана.


Лев ПИРОГОВ


Выпуски:
(за этот год)