(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Сынам одного Отечества

ПРИМИРЕНИЕ

Среди откликов читателей на материалы новой рубрики «Примирение» – и письмо гатчинской поэтессы Зои Бобковой. В нём она пишет, что памятник Примирения, проект которого сейчас обсуждается на самых верхах, уже установлен в Санкт-Петербурге в 1997 году…

Николай Судзиловский, инженер и журналист из Гатчины, задумал проект памятника Примирения ещё в 1993 году «как протест против конфронтационных идей». Внук «красного» деда с одной стороны, и «белого» с другой, Николай на примере собственной семьи познал боль и трагедию непримирения в отношении Гражданской войны. По его мысли, памятник должен был стать призывом к пониманию необходимости примирения всего российского народа, а не отдельных партий и политических направлений. Внешний облик мемориала представлялся ему так: на двухметровой глыбе розового гранита лежат рядом простреленная фуражка русского офицера и разрубленный сабельным ударом красноармейский шлем, обвитые терновым венцом – символом общего страдания, одной трагедии.

В поисках поддержки Судзиловский принёс тогда материалы о памятнике в газету «Дворянское собрание», редактором которой была Зоя Бобкова. «Много разного и всякого накопилось между нами за годы революций и перестроек, – писал Судзиловский в своём материале. – Наивно было бы призывать переступить через всё это в один момент, объявив «день согласия и всепрощения». Нет. Примирение будет долгим и сложным. И в основе его может лежать только всеобщее понимание того, что все мы составляем единый народ, живём в общей стране. И либо Россия опять взорвётся, либо мы всё-таки научимся справедливо учитывать интересы и обязанности всех социальных групп, никого не унижая и не уничтожая».

В том же году Судзиловский самостоятельно приступил к изготовлению металлических конструкций для памятника. Краевед В. Мачульский помогал искать необходимые средства. Несколько лет на разных чиновничьих уровнях доказывали они своевременность и необходимость создания мемориала о Гражданской войне.

Но на пути стояла не только пресловутая бюрократическая волокита. С общественным мнением тоже всё оказалось непросто. Мэр Гатчины предложил обратиться в местный Совет ветеранов для уточнения места установки памятника в городе. Оказалось, все, кроме одного ветерана, против памятника вообще. Основной довод: «Русские офицеры Белой армии так злодействовали, что до сих пор волосы дыбом встают. Прощать нельзя!»

Не была в восторге и «противоборствующая сторона». В ответ на предложение Зои Бобковой установить памятник был ответ: «Этот рогатый красноармейский шлем видеть не могу!» Так заявил один из представителей Дворянского собрания.

К счастью, в Гатчину из Петербурга приехал директор школы № 138 историк Александр Сафонов и предложил установить памятник во дворе школы.

Торжественное открытие мемориала состоялось 7 мая 1997 года. Играл военный оркестр, присутствовали питерские ветераны, писатели, кавалеры ордена Святого Александра Невского, представители Дворянского собрания, в том числе князь Борис Голицын…

На постаменте были высечены строки, написанные Зоей Бобковой:

Мы – один народ, одна страна, –
Никуда от этого не деться,
Даже если разрывает сердце
Надвое Гражданская война…

Сама история гатчинского мемориала говорит о том, что «подвести черту под Гражданской войной» совсем непросто. Но сделать это необходимо.

Питер с его привычным статусом «колыбели революции» стал первым в России городом, воплотившим в реальное дело идею национального согласия и исторического примирения.

Ирина ТИШИНА

Статья опубликована :

№9 (6264) (2010-03-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3,3
Проголосовало: 10 чел.
12345
Комментарии:
14.03.2010 14:20:05 - Константин Сергеевич Климов пишет:

Задачка на сообразительность

Да, г. Тапин, ох уж эта Антанта! Вот ведь и в Архангельск, и в Одессу, в Крым, в Баку и Туркестан пришла, и не только Антанта – турки в Армению, японцы и американцы во Владивосток. (Понятно, тратились они не за красивые глазки колчаков\врангелей\деникиных – за обещанные дивиденды в виде баз, концессий, офшоров.) И на тебе - все слиняли и предали "борцов за веру \царя\отечество! Не большевики (их–то было тогда всего ничего!) - НАРОД вышвырнул всех супостатов со своей земли. Да плюс международная рабочая солидарность – Антанты, в отличие от Вас, сообразили, что не на тех поставили, а у них свои революции назревают. . . Насчёт примирения «сынов одного отечества» : во имя чего, под каким флагом-лозунгом мириться предлагаете? Определимся - тогда и с историей разберёмся. Скажем, призыв «Владыкой мира будет труд!» - одно, а речёвка «Народ и партия едросов едины!» - другое. Или вот изобрели термин «социальное партнёрство». Что это такое – нам показали в Куршавеле, в Пикалёво, на Саяно-Шушенской ГЭС. Это три большие разницы. Сообразим на троих?

12.03.2010 11:47:27 - Олег Сергеевич Тапин пишет:

Психологический тест на ненависть

Геннадий Семенович, ну зачем же Вы так глубоко не знакомы с историей! Белогвардейцы как раз были не "шушерой", а боролись за новую, но Россию. АНТАНТА их по-сути предала. А большевики как раз на 95% не русские, "понаехали" из Швейцарии, США делать"мировую революцию"... Короче, сейчас психологи в Пентагоне читая мнения, подобные Вашему, подсчитывают статистику и думают - сколько ещё ракет и прочих мероприятий надо добавить, чтобы нейтрализовать такую ненависть. А грабителей я и сам ненавижу, особенно дураков, которые им предоставили возможность грабить и убивать.

12.03.2010 02:57:12 - Геннадий Семенович Чумаченко пишет:

Велено замирить?

Может, сперва определимся: КОГО с КЕМ желаете-с примирить, на какой, так сказать, почве? Вот, скажем, предатель Власов воевал "за свободную Россию". А отец мой, танкист, ранен под Курском, тоже воевал за Россию. Что же, хотите примирить меня с нынешними власовцами (ну, к примеру, теми попами, которые уже реабилитировали предателя?) - НЕ БУДЕТ ПРИМИРЕНИЯ, потому что примирением я ОПРАВДАЮ предательство. Или предлагаете примириться со всякой белогвардейской шушерой, которая под лозунгом "освобождения России от большевиков " шла огнём на Россию вместе с иноземцами против русского народа, и торговала русской землёй, меняя её на оружие и мундиры? Предлагаете мне, не знавшему ни деда, ни бабки - потому что они умерли от голода в гражданскую - примириться с внуками тех, кто присваивал труд моих предков? чем громче эти парижские внучата, коверкая русский язык, квакают о своём дворянском происхождении, тем меньше шансов на примирение... Или автор всерьёз полагает, что Россия Чубайса и Россия народа - это ОДНА и ТА же страна? Попытка примирить ограбленного с грабителем - либо недомыслие, либо заказуха!

10.03.2010 08:58:33 - Леонид Серафимович Татарин пишет:

ЗАЧЕМ?

Зачем сердце и душу рвать на части? В своих мемуарах У. Черчиль вспоминает, что на его вопрос, не обижается ли Сталин на Черчиля за интервенцию, Сталин ответил:
"Оставим прошлое Богу. Надо думать о будущем".
Мудрый ответ умного человека.


Ирина ТИШИНА


Выпуски:
(за этот год)