(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Бедствие для меломанов

ТЕЛЕМУЗЫКА

Что смотреть любителям академической музыки на канале «Культура»?

Дело было ещё в октябре. Прибежала домой, судорожно включила единственный российский канал, который поддерживает терпящих бедствие любителей академической музыки в надежде увидеть, услышать, узнать что-то новое… Ведь в эфире новая еженедельная программа «Абсолютный слух»! Название замечательное, кроме того, телеканал «Культура» уже давно не радовал своих зрителей новыми программами. Включила пятую кнопку – тут же услышала… дикторский голос времён 50-х, который комментировал архивные чёрно-белые кадры, подождала немного (голос остался тем же) – кадры сменились на цветные. Странно, подумала я, слишком хорошее качество архива для 50-х. Хотя почему для 50-х, это же… наше время! В голове началась паника: не может же телеканал «Культура», отличающийся принципиальным отсутствием юмора как составной части абсолютно всех программ, сделать пародию на музыкальную программу 50-х? Или может? Если нет, тогда почему дикторский голос не меняется уже 10 минут? Не хотят же создатели новой еженедельной программы сказать, что вот так медленно, по-советски, нужно рассказывать о событиях современной жизни? Или хотят?.. Речь шла о Седьмой симфонии Шостаковича. Ничего, кроме фактов из программы детской музыкальной школы, и «нарезанный» на бесконечное количество частей синхрон с любителем музыки Шостаковича. А дикторский голос – новая-старая фишка создателей программы. Им начитываются все сюжеты за кадром.

Но, может быть, не стоит расстраиваться, ведь это только самое начало – запуск программы, потом она начнёт прогрессировать? «Абсолютный слух» от 17 ноября: танцовщик Геннадий Янин в блестящих штанах снова маневрирует между микрофонами. Кстати, почему танцовщик ведёт музыкальную программу? А! Мне же объясняли: делает программу студия Большого театра, оттуда и архивы в таком большом количестве, оттуда и Геннадий Янин. Первый сюжет – снимается на пятачке 2х2 + синхрон директора музея «Музыка и время» Джона Мостославского. Он «нарезан» на небывалое количество частей. Если вы любому корреспонденту, из любой программы, на любом канале расскажете, что вот так можно «сложить» 10-минутный материал, вам рассмеются в лицо. Это как варить борщ, но положить туда только воду и соль. А потом – кормить этим «супом» терпящих бедствие любителей.

Ещё один «шедевр» в этой же программе: сюжет про единственный в России Музей композитора Бородина. Это деревянный домик в селе Давыдово Владимирской области. Вроде интересно посмотреть на место, где, как говорится в сюжете, Бородин писал «Князя Игоря». Цитирую: «работа шла легко и быстро». Но «Князя Игоря» Бородин писал всю свою жизнь, начал в 60-х, умер в 1887-м, так и не закончив главное произведение своей жизни. То есть работа над оперой шла медленно, что касается и тех нескольких месяцев (Бородин отдыхал в деревне летом и всего три года), которые Бородин провёл в Давыдове. И ещё: любители творчества Бородина тут же подскажут создателям халтуры «Абсолютный слух», что жил Бородин в этой деревне совсем в другом доме, который в настоящее время занят дачниками. А этот – символично решили «обозвать» домом Бородина, чтобы в деревне была хотя бы одна достопримечательность.

Где ещё музыка на канале? Еженедельник «Блокнот» (собственное производство телеканала «Культура») уже 5 лет тщетно пытается завоевать аудиторию. Как написано на сайте телеканала, в программе «Блокнот» должны быть свежая информация, а также сюжеты, посвящённые истории музыки и её настоящему! Правда, под «свежей информацией» создатели программы понимают что-то совсем своё. В программе с Еленой Шапчиц за 16 ноября, например, рассказывалось о недавно прошедшей премьере оперы «Король Роджер». Странно, подумала я, вспомнив спектакль Парижской оперы, который был выпущен ещё… в июне. В этой же программе был дан сюжет о концерте джазмена Маркуса Миллера, состоявшемся почти на месяц раньше (напомню, «Блокнот» – программа еженедельная!). Хорошо, допустим, корреспонденту нужно время для того, чтобы раскопать о своём герое какую-то эксклюзивную информацию, провести собственное расследование, встретиться с людьми. Однако сюжет о Маркусе Миллере содержал лишь одно интервью, а закадровый текст был написан вот на таком уровне, цитирую дословно: «Люди, побывавшие в Доме музыки в тот вечер, уже не будут прежними. Может быть, оттого, что они теперь знают уже больше о совершенстве в джазе, а может, оттого, что привычный осенний дождь, который шёл весь день, был так похож на слёзы счастья. А у счастья обычно тёплые слёзы».

Старая, прогнившая, никому не нужная информация, а иногда, как в предыдущем случае, просто «вода» – это и есть специализация еженедельника «Блокнот». Меломаны, которые, по идее, должны ждать её выпуска каждый вторник, до сих пор не узнают в лицо ни одного из ведущих. А ведь могла еженедельная программа стать отдушиной или дискуссионным клубом для тех, кто действительно хотел бы знать о том, что творится в музыкальном настоящем.

Хотя, соглашусь, концепция может быть и другой. Действительно, как уже давно решили руководители музыкальной студии телеканала «Культура» (в настоящее время руководители студии, несмотря на смену главного редактора, остались на своих местах), всё актуальное можно отдать «Новостям культуры», а самим вот так перебиваться с дат на биографии. Ну вот такой благородный жест в сторону новостей, а самим загибаться от скукотищи. Почему бы и нет? Так тоже можно.

Однако заглянем в «Новости», там тоже не пахнет музыкальным «настоящим». Ни одного сюжета о современной музыке! Вполне планомерно освещаются главные театральные премьеры, если у кого юбилей – тоже в новости (хотя на канале существует ежедневная межпрограммка «Календарь» и полная датами программа «Блокнот») – событий типа выступлений Северного народного хора хоть отбавляй, а вот современных композиторов будто всех чумой скосило… Последние вымерли в 2007-м. Почему говорю об этой дате? Потому что последние сюжеты о концертах и фестивалях современной музыки ушли в небытие где-то тогда, перед прошлым конкурсом Чайковского. Да! Сложно понять рядовому корреспонденту, что там насочиняли эти чудаковатые «мастера» звуковых наслоений, – но ведь кто-то понимал! Куда подевались эти специалисты? Ну а последняя тенденция новостей: ближе к скандалам и социальным темам – опять-таки хороша только для новостей. Они стали актуальнее, если так можно выразиться, острее, но музыкальные темы вообще исчезли из поля «новостных интересов». В настоящий момент о музыке «Новости культуры» не рассказывают вообще!

Пока специалистом в музыкальной сфере выглядит только один человек. Артём Варгафтик до сих пор поражает своими текстами, которые сплетены ручной вязкой, как персидский ковёр. Его тексты всегда разгадываешь как кроссворд, и это занятие завораживает. Понятно, что рядом с эксклюзивной информацией, которую Артём добывает из нетривиальных источников, его ошибки в ударениях кажутся ерундой, и всё же эта ерунда немного раздражает. На одном «квадратном сантиметре» текста и полифОния (нужно полифонИя); и кулинАрия (нужно кулинарИя), и гастрономИя (нужно гастронОмия), – не много ли? Для публичного лектора, радиоведущего и телеведущего – многовато. Впрочем, думаю, музыканты простят всё это Артёму Варгафтику за его профессионализм и умение находить интереснейшие факты в мире музыки.

Куда податься бедному любителю классики? Впрочем, на канале «Культура» вам скажет любой: у нас больше всего эфирного времени отдано музыке! Да, это правда! Вы можете посчитать сами количество часов в сетке, которые бесполезно тратятся руководителями «Культуры» на продукт, который не переваривается даже у меломанов. Куча трансляций… Вроде бы хорошо! Особенно хорошо, когда на трансляциях работают иностранные режиссёры и операторы, а «Культура» просто «берёт картинку». Но вот там, где «Культура» снимает «сама», бывают очень разные результаты. Иногда качество съёмки вполне удовлетворительное: хороший свет, верное попадание в музыкальные темы (режиссёр трансляции обязан работать с партитурой). А иногда Студия музыкальных программ снимает хуже, чем спутниковый «Радуга-ТВ», объясняя это тем, что «у них-то раз в полгода трансляция, а у нас каждую неделю»! Хотя часто непонятно, зачем тратить силы на концерт, например, Никиты Мдоянца и дирижёра Константина Орбеляна? Кому это нужно? Нет, понятно, кому-то нужно, но их меньше, чем зал, в котором проходит концерт, поэтому специальным работникам «Культуры» приходится сгонять слушателей в партер, чтобы камера-кран не захватывала пустые места! Зачем потом этот концерт показывать, для кого?

И ещё передачи, которые вообще непонятно когда идут, с каким интервалом, в какое время… «Камертон» с Сати Спиваковой (программа-интервью) – то в 18.00, то в 19.00… То раз в месяц, то раз в две недели… «Странствия музыканта» (ведёт этнограф Сергей Старостин. Во время своих путешествий по миру ведущий представляет музыкальную культуру и музыкальные инструменты разных стран) – то в 13.30, то в 12.40, в ноябре была одна программа, в декабре две…

И главное, создаётся устойчивое впечатление, что все сотрудники Студии музыкальных программ телеканала «Культура» впрок (что вполне возможно, если рассказывать только про даты и биографии) засняли будущие выпуски своих программ и свалили на Мальдивы. Ну никакой актуальной информации! Летом час в неделю был отдан современной музыке. Так самым современным композитором у «культурных» руководителей оказался умерший в 1998-м Альфред Шнитке! Понятно. Страшно отдавать эфир каким-то новым композиторам-проходимцам, не внесённым ещё ни в какие официальные анналы? Недавно на пост главного редактора канала пришёл Сергей Шумаков, надеюсь, он спасёт от мумификации Студию музыкальных программ телеканала «Культура».

Но главный вопрос остаётся открытым: что смотреть терпящим бедствие любителям академической музыки?

Вероника РОМАНОВА

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Бедствие для меломанов

Что смотреть любителям академической музыки на канале «Культура»?

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№9 (6264) (2010-03-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2,3
Проголосовало: 25 чел.
12345
Комментарии:
21.03.2010 23:08:09 - Андрей Михайлович Крылов пишет:

ОТВЕТ НА БЕЗГРАМОТНОСТЬ

Посмотрел в словаре - полифонИя! Дай вам бог здоровья, конечно, Андрей Викторович, - но полифонИя! И никаких размышлений по поводу того "в телефоне это" или нет - в словарях нету. Один вариант. а то, что Вы имеете в виду - называется сленг. Радости вам, счастья, здоровья...

17.03.2010 02:37:57 - Андрей Викторович Силков пишет:

Ответ на нахальство

Уважаемая Вероника Романова! Удивляет Ваше рвение и красноречие в обругивании музыкальной редакции. Я читал статью с одной мыслью: что же движет человеком? Почему еще сейчас в таком вроде бы авторитетном издании как литературная газета находится место статье, подобной Вашей? Нет конкретных предложений, только очернение. Я понял: наверное, просто так кому-то нужно. Нужно так нужно. Я дочитал до места, где (в очередной раз необоснованно) Вы позволили себе посмеяться над некомпетентностью Варгафтика, в слове полифОния Вы увидели ошибку. На этом месте... я понял, кто и зачем пишет статью. И это в Литературной-то газете! Люди (если кто читает мой комментарий), правильно говорить полифОния, испокон веку так было и будет! Навязанное Вам рекламой слово ... (повторять не буду, чтоб не засмеяли коолеги-музыканты) грубо и просторечно. Посмотрите словарь, вы же грамотны! ПолифонИя у Вас в телефоне. Пусть она там и останется :) Не будьте судливы, будьте стороги к себе. А музыки на канале хватает - это единственное, с чем там в порядке. Уж поверьте.

14.03.2010 21:25:15 - Андрей Михайлович Крылов пишет:

Культурный уровень ведь можно и потерять!

Вот расскажут так просто с экрана про дом Бородина - и не узнали бы все, что это "липа". ТИПА повысили свой уровень! Или расскажут про "теплые слезы" - тоже сильно повышает уровень. Я лично уже давно понял, что в музыкальных программах на канале "Культура" повысить свой уровень могут лишь те, кто не учился в музыкальных школах. А если закончил - ищи себе какой-то другой канал.

13.03.2010 10:28:42 - Терентьев Николай пишет:

КУЛЬТУРА? ТАК ЭТО ДЛЯ ТЕХ, КТО КУЛЬТУРНЫЙ ИЛИ ХОЧЕТ БЫТЬ ТАКИМ

Вообще-то мне не 60, а 29. Про анонимки известно не только тем, кто жил при Сталине, а кто хоть примитивно, но знает историю страны. Анонимки не "мерещатся", а это - реальность. "романова" - не фигурирует НИГДЕ. Ее не читал до этой ерунды никто и нкогда. А программы на Культуре смотрят не только "за 80", но и те, кто хочет хоть немного и быстрым способом повысить свой культурный уровень. Ведь сейчас не у всех есть время читать книги или энциклопедии. А тут все (кстати и в "Абсолютном слухе") за 10 минут море информации! И "Камертон" интересный - есть возможность узнать, что думают звезды на самом деле, а не в кривляниях на других каналах. Так что спасибо телеканалу и от тех, кому до 30.

13.03.2010 05:18:49 - Ярослав Семериков пишет:

За 20 и за 80 :)

Андрей Михайлович, не поверите, но у меня много двадцатилетних друзей, которые любят музыкальные программы на канале "Культура". Встречаются такие и из людей среднего возраста: Михаил Плетнев, например, считает "Культуру" лучшим каналом в мире в своем формате. А насчет судов и тяжб - мне кажется, журналисты "Культуры" - не Юрий Михайлович Лужков, чтобы судиться из-за каждого грубого слова. Им же работать надо. Пусть о них пишут, заодно хоть и внимание привлекают к каналу :)

13.03.2010 03:38:57 - - Dgangle Dgangle пишет:

Короче, едем в Австрию!

Там и зал, и музыка, и показывать умеют! Я че-то не поняла, ну если неправда написана - пусть подают в суд - я имею ввиду канал на эту Романову. А то трендят-трендят, - а в суд подать не могут. Вдруг оказывается - правда в статье. И момжет тот дом, ну Бородина - это детали, а может и суть. Сюжет-то про него был;) Короче - все в Австрию! Выпьем пива за хорошую музыку! Ура!

13.03.2010 03:12:19 - Андрей Михайлович Крылов пишет:

Про корень...

Николай! Соглашусь, кому-то нравится, что делается на "Культуре" про музыку. Но из моих друзей - только тем, кому за 80. Признайтесь! Вам где-то 78-79, вы жили при Сталине и вам везде мерещатся анонимки! И еще! Не знаю никого, кого бы УВОЛИЛИ с телеканала "Культура", а не перевели на еще более достойную должность :))

13.03.2010 01:33:19 - Терентьев Николай пишет:

А КОРЕНЬ-ТО В ДРУГОМ!

Я думаю, что дело в том, что у нас всегда культура - по остаточному принципу. Трансляция из Вены - так там же зал какой! И сколько угрохано денег на эту трансляцию!!! И в смысле техники - там немерено (это даже не профессионалу видно невооруженным взглядом). А у нас все - на коленке делается. Да и залы бедно освещены, и неотреставрированы, и Дом музыки не зал, а стадион с плохой акустикой (сам был там как-то, убедился!) Так что я вообще удивляюсь, как выходят на "Культуре" иногда пристойные и даже интересные фильмы и программы. Так что - спасибо всем создателям! Они умеют и из ничего делать хорошо. А статья Романовой - так это заказуха, наверное, ее когда-то уволили с телеканала или рвется туда всеми силами, только ее не пускают. Кстати, думаю, что она не "романова", а псевдоним, т.е. АНОНИМКА. А это уже было в истории когда-то у нас в стране. Во всяком случае ни журналиста ни критика под этим именем нигде не замечено. И еще - точно, что заказуха, потому что так не бывает - в октябре посмотрела "Абсолютный слух", а сейчас написала. Скорее всего кассету посмотрела - дали заказчики. Кстати, я эту программу люблю, там всегда есть шанс повысить свой кругозор - много очень новой информации, а что-то и вообще неизвестно, например про Леновского или балет Красный мак. Да и про музей Бородина было очень интересно. Какие же у нас классные люди в глубинке живут. Это гораздо важнее, чем топографические детали, типа "в этом доме жил или в соседнем доме жил..." В этом доме - МУЗЕЙ! НАРОДНЫЙ!!! Это сейчас-то, когда нам вообще не до чего дела нет! Так программы -то для людей способных воспринимать, а не для всяких "романовых".

13.03.2010 00:23:41 - Андрей Михайлович Крылов пишет:

Удаляют комментарии, поддерживающие статью!

Пытался оставить комментарий - уже два раза мое послание было удалено! Да, это было очень важно - поднять эту тему! Люди в этой студии халтурят так давно и безнаказанно, что многие из нас уже привыкли смотреть всякую муть, и думать, что ничего лучшего сделать в этой сфере нельзя! И все же - есть другие иностранные каналы, которые смотришь с удовольствием! Пытался сам смотреть "Странствия музыканта" - засыпаю еще на заставке. Как заноет заставка - сразу повеситься хочется. "Блокнот" - просто собрание каких-то стажеров, мы с друзьями говорим: "уволят - пойдем работать в "Блокнот". "Абсолютный слух" - без комментариев. "Камертон" -просто красивая женщина. Трансляции... (вздох) ну сравните новогоднюю Вену, снятую ТАМ, и тухло освещенную консерваторию, снятую здесь. Я очень жду, чтобы что-то переменилось. Надеюсь, люди все-таки покажут. что умеют работать.

12.03.2010 22:33:42 - Маргарита Стрелецкая пишет:

ТелевЕдение

До сих пор телеканал "Культура" являлся священной коровой,которую никто не хотел или не смел критиковать. Наверное это тоже одна из причин,почему в итоге канал оказался в застое,болоте - называйте это как хотите. Но лед тронулся,и спасибо за это "Литературной газете". Несколько месяцев назад сменилось руководство "Культуры". Главным стал Сергей Шумаков,а его заместителем- Виталий Вульф. Пока существенных изменений не видно.Правда,в редких интервью Виталий Вульф, видимо, говорит как о достижении о повторе "Подстрочника" и показе спорного фильма "Очарование зла". Кстати, о канале "Культура": Вульф всегда говорит только о театре,забывая,что канал не только театральный,там есть и другие разделы культуры. На мой взгляд, назначение Вульфа - спорное, хотя Виталий Яковлевич, несомненно, достойный и уважаемый человек. НО он очень загружен. Заместитель на ТЕЛЕканале "Культура". Художественный руководитель РАДИО "Культура". Автор и ведущий передачи "Мой серебряный шар" на ТЕЛЕканале "Россия". Ведущий на РАДИО "Россия". Не много ли культуры взвалили на плечи человека преклонного возраста (в мае ему исполнитя 80 лет).

11.03.2010 00:40:00 - Галина Авксентьева пишет:

Бедствие? Для меломанов?

К счастью хорошей классической музыки на телеканале "Культура" много. Никакое это не "бедствие для меломанов", как утверждает автор статьи. Большие сомнения, что г-жа Романова, учитывая ее стиль статьи, близка к музыкальным сферам и вообще к искусству. И уж, точно не является меломаном, хотя пишет от их лица... Мне 32 года, профессия моя далека от профессиональных занятий музыкой, но всегда с огромным интересом смотрю "Камертон" с Сати Спиваковой, новую и очень яркую программу "Абсолютный слух" с Геннадием Яниным, программу "Блокнот". Эти программы дают возможность почувствовать, что нашей стране есть чем гордиться. Они очень информативны и познавательны. Кстати, если "специалист" Романова не хочет слушать искусство Мндояца и Орбеляна, то почему бы ей не послушать прекрасные трансляции концертов Михаила Плетнева? Почему у автора столь "хабальский" и не интеллигентный стиль высказываний? Ощущение, что она вообще по ошибке включила в октябре 2009г."Культуру", промахнувшись мимо кнопки "МузТВ" с Димой Биланом. И поняла это лишь через полгода в марте 2010г.


Вероника РОМАНОВА


Выпуски:
(за этот год)