(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Дискуссия

Невечный бой

ПОЛИТГЕОГРАФИЯ

Сегодня мы продолжаем разговор о незабытых, но неусвоенных уроках Гражданской войны, чья горячая фаза завершилась 90 лет назад – осенью 1920 года. Эта война переломила судьбу государства, мы до сих пор по-разному оцениваем её последствия для России, с удивлением взираем на мгновенно вскипающие споры и сами оказываемся среди спорящих.

Говорим, что пора остановиться, остыть, и никак не можем.


ГОРЯЧИЕ И ХОЛОДНЫЕ
Дискуссии о России не только не угасают, но разгораются с новой силой. В отличие от наших «бывших братьев» по соцлагерю, проклявших и забывших своё социалистическое прошлое, у нас ни от какого наследства не отказываются – ни от имперского, ни от советского, ни от либерально-перестроечного.

И хотя в реальной постсоветской практике, несомненно, царствует рубль (доллар), всё же мы продолжаем яростно спорить о таких вещах, которые в цивилизованных странах уже давно никого не возбуждают, – например, о смысле жизни (который якобы «в самой жизни») или о цене технического прогресса («а как же без него?»). Об итогах и последствиях Гражданской войны. А это значит, что мы ещё не совсем умерли.

В современной теории цивилизаций есть такое различение – цивилизации горячие и холодные. Первые – это восходящие, молодые страны и народы, которые находятся в становлении, стремясь так или иначе разрешить основные (предельные) вопросы о смысле бытия. И за это своё стремление они готовы сражаться. Вторые – суть цивилизации, клонящиеся к закату, то есть полагающие, что они решили для себя главные вопросы человеческого существования путём достижения стабильности на достаточно высоком материальном уровне, и озабочены по этой причине преимущественно сохранением общественного status guo.

Пример горячей цивилизации в наше время – исламский мир, для которого по христианскому летосчислению идёт всего лишь ХIV век. Образец холодеющей цивилизации сегодня – старая Западная Европа, разменявшая свои «священные камни» на права человека и церковное «венчание» однополых браков. Где-то в промежутке находятся растущие восточные гиганты Индия и Китай, демонстрирующие активный экономический прогресс, но, как кажется, не слишком озабоченные конечными итогами и целями такого прогресса.

ОМУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«Последняя страница Гражданской войны». Художник Николай Когоут;   РИА «Новости»Что касается России, то о ней, как всегда, можно сказать самое разное. Бердяев в своё время верно отметил, что Россия может быть охарактеризована только противоречиями. С тех пор мало что изменилось – разве что оценки стали жёстче и ставки в игре выросли. Россия – «тысячелетняя раба», цари-крепостники, революция как бунт некультурной черни, Гражданская война как «проигранная демократия» и особенно сталинизм – вот хорошо объезженные коньки наших свободолюбивых «демократов». Теперь к ним прибавились принижение нашей Победы в Великой Отечественной войне и оправдание предателей, служивших Гитлеру, – мол, это была «вторая» гражданская война.

В прошлом году в Санкт-Петербурге была представлена книга священника (!)

Г. Митрофанова, в которой едва ли не главным героем Великой Отечественной войны провозглашается предатель Власов, а воины, победившие оккультный Третий рейх и спасшие Россию (и всех русофобов заодно) ценой собственной жизни, оказываются «носителями лжи». «Наше общество, – пишет автор книги, – состоит из людей, в подавляющем своём большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они «служили России» – называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией. А на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе».

В качестве венца своих обвинений Г. Митрофанов даже изобретает страшный, на мой взгляд, неологизм «победобесие». Это – о всенародном празднике 9 Мая! Чем такой взгляд отличается от героизации бывших эсэсовцев в Прибалтике и на Украине? Ещё более удивительно, что подобные мысли высказывает священнослужитель Санкт-Петербургской епархии! Иной несведущий в церковных делах человек может принять личную точку зрения Г. Митрофанова за позицию Русской православной церкви по этому вопросу. Дескать, они «за Власова…».

Ещё один пример недавнего злобоизлияния, которое даже неудобно цитировать, – статья либерал-диссидента А. Подрабинека, переполненная ненавистью к воинам России–СССР. Ветераны Великой Отечественной войны оскорбляются здесь всеми возможными способами, зачисляясь одновременно в жлобы, тюремные вертухаи и палачи на расстрельных полигонах.

Если подобное не разжигание социальной розни, ведущее к гражданскому противостоянию, то что это?

Не надо быть особенно политически дальнозорким, чтобы видеть: подобная нигилистическая критика нашей Родины не ограничивается прошлым, центральным своим остриём направляясь в её настоящее и будущее. Суть такого рода воззрений не изменилась со времён Достоевского, заметившего, что «вся наша либеральная партия прошла мимо дела, не участвуя в нём и не дотрагиваясь до него; она только отрицала и хихикала». Перечисляя тёмные пятна отечественной истории, эти господа не могут (или не хотят) понять, что русская история и русский народ (в том числе и в советский период) не сводятся к черноте и крови.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НЕВРОЗ
Русский ХХ век начался, как известно, с японской войны и революции 1905 года. Кровавое воскресенье 9 января было подготовлено революционным подпольем, которое впоследствии с возглавлявшим провокационное шествие к Зимнему дворцу священником Гапоном и расправилось. «Свободолюбцы» и японцы действовали в одном направлении – воевали против великой Империи. Именно тогда многолетняя либерально-революционная пропаганда – от декабристов до народников и социал-демократов – дала свои первые плоды: забастовки, убийства жандармов, восстания на флоте, паралич хозяйственной жизни, бунты инородцев.

Все «порядочные люди» с ума сходили от ненависти к «царизму» и после отречения царя в марте 1917 года, надев красные банты, поздравляли друг друга с освобождением. Одновременно столичные народные массы громили полицейские участки, выпускали из тюрем уголовников, весело гуляли по улицам и всласть угощались из царских погребов. Собственно, это была первая в новом веке хорошо срежиссированная «оранжевая» революция…

Отрезвление наступило быстро – к октябрю того же года Россия была доведена до полного развала. После позорного мартовского предательства (в котором участвовали думцы, ряд высших офицеров, в том числе некоторые вожди будущей белой армии) на пространстве от Польши до Тихого океана образовалась гигантская «чёрная дыра», государство распадалось на глазах, солдаты и матросы убивали своих офицеров, крестьяне жгли помещиков, гимназисты травили учителей…

Это и была главная русская трагедия ХХ столетия, в которой повинны многие тогдашние деятели – от крайне левых до крайне правых. Не могу не привести в связи с этим удивительно точные слова А.С. Изгоева из статьи «Социализм, культура и большевизм» (сборник «Из глубины», 1918): «Все главные политические, социально-экономические и психологические идеи, в которых столетие воспитывалась русская интеллигенция, оказались ложными и гибельными для народа… Напрасно интеллигенция пытается спасти себя отводом, будто она не отвечает за большевиков. Нет, она отвечает за все их действия и мысли. Они лишь поставили точки над «i», вывели все следствия из посылок. Добросовестность велит признать, что под каждым своим декретом большевики могут привести выдержки из писаний не только Маркса и Ленина, но и всех русских социалистов и сочувственников как марксистского, так и народнического толка. Чхеидзе, Чернов, Церетели, Скобелев, Некрасов, Керенский говорили и проповедовали то, что принципиально должно было привести к господству большевизма, решившегося наконец воплотить в делах их речи».

Либерально-революционная интеллигенция всех видов – от жёлтых и розовых до жгуче-красных – почти сто лет раскачивала гигантский корабль Российской империи и наконец потопила его. Тем же занимаются сегодня их идейные наследники.

ПОСЛЕДНИЙ РАСКОЛ
Начавшись как террористическая ленинско-троцкистская Совдепия, Советский Союз (к ярости и изумлению самого Троцкого и возглавляемого им Четвёртого интернационала), унаследовав народную энергетику тысячелетней православной традиции, принёс к середине ХХ века плод победы над самой страшной антинациональной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории. Нужно ясное понимание того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в ХХI веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году голосовали за социалистическую конституцию, а в 1945-м ценой своей жизни спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского, польского, цыганского и других расовых вопросов. Это были одни и те же люди, один и тот же народ.

Советский Союз не исчерпывался ГУЛАГом и «вертухаями», а все свои семьдесят лет существовал как определённая (превращённая) социокультурная форма исторической России, со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатками.

Вопрос о причинах неутихающей (попеременно то горячей, то холодной) гражданской войны в России – как в советской, так и в постсоветской – обнаруживает свои глубокие метафизические корни. Не буду перечислять здесь кризисные вехи отечественной истории вплоть до последних лет – они всем известны. Нравится нам это или нет, русская ментальность не охладилась до той степени, чтобы цивилизованно «поступиться принципами». Борьба в России шла и идёт вокруг одного вопроса – вопроса о смысле человеческой и национальной жизни, а всё остальное приложится.

Но и сегодня предпринимаются сознательные попытки «раскачать лодку», посеяв повсеместный раскол – между обществом и правительством, между государством и народом (и внутри народа), между отечественной и зарубежной церквами, только недавно объединившимися. Если задаться известным вопросом – кому это выгодно? – то придётся признать, что вышеописанные акции по разоблачению «русских мифов» работают прежде всего на те закулисные силы, которые стремятся пересмотреть итоги Второй мировой войны, лишить Россию идейной легитимации в современном мире, со всеми вытекающими отсюда политическими, финансовыми и территориальными последствиями.

Некоторые из деятелей отечественного либерализма открыто призывают Россию отказаться от правопреемства по отношению к Советскому Союзу, то есть фактически зачеркнуть не только 70 лет ХХ века, но всю отечественную историю. Их стараниями мы уже оказались почти в границах XVII столетия. Что ещё надо сделать, чтобы окончательно вытеснить эту «неправильную» страну из международного культурного и правового пространства, превратив её в вечного изгоя? Нам предлагают отказаться от советского периода отечественной истории, выкинуть из семейных сундуков дедовские и отцовские военные ордена, перестать праздновать вместе с народом День Победы 9 мая и начать отмечать (вместе с недобитыми эстонскими и латышскими эсэсовцами) дату образования власовской армии, мстить и преследовать, раздувая тем самым бесконечную гражданскую войну…

Но есть и иной призыв – объединиться нам, потомкам красных и белых, во имя будущего России в год 90-летия завершения революции и Гражданской войны. Завершения…

Александр КАЗИН, доктор философских наук

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№12 (6267) (2010-03-31)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:
04.04.2010 08:18:53 - Игорь Оськин пишет:

Мириться? С кем?

Мириться? С самым грандиозным грабежом в мировой истории? Чубайс сказал в 2001 году: Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Приватизация по западным учебникам, это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируются затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы переданные государством в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод - это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой - двадцатый вопрос, двадцатый. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России - это необратимость. Это необратимость. Приватизация не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе. Она решала главную задачу - остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью. Джеффри Сакс, интервью 2000 года: «Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей»_________________________________________ Повторю за Высоцким: Пусть позади большие перемены, я это никогда не полюблю. http : //lit.lib.ru/o/osxkin_i_w/ или http://lit.lib.ru Оськин Игорь

03.04.2010 08:06:54 - Сергей Станиславович Костин пишет:

..."Невечный бой" нам только снится...

Призывы к "объединению" в таком-то году, это даже круче "коммунизма к утверждёной дате". Наша история такова, что любой найдет там любую "правду". Даже искать не надо, а просто кое-что "забыть". Вот и г-н Казин взял и "забыл" такую безделицу как Первая мировая война, куда Россию на её погибель втянул царизм, но под ура-визги тех самых либералов. В этом они были неразлей-вода. Да, Гапон был провокатором. Но "кровавым" воскресенье 9 января сделал царизм и с "божьего" благославления церкви. Той самой, что потом "благославляла" крестовые походы интервентов и белой гвардии против советсткой власти. Это не "упрёк" г-ну Казину. Всё он знает, но знает как профессионал, как учёный. Только наша история не наука. Она вечный источник аргументов для политической борьбы. В этом и трагедия, но в этом и великая созидательная сила. В этом единственый шанс для России стать Державой, а населению страны великим народом. Борьба необходима, она стимулирует жизненные силы общества, но может быть созидательной, а не разрушительной только в одном случае - если все, даже самые непримеримые" стороны найдут и признают общие ценности, которые не могут быть предметом политического торга. Видим ли мы у г-на Казина хотя бы намёк, хотя бы попытку обнаружить, найти среди массы мнений и лозунгов "объединяющую" основу, кроме призыва к "миру во всём мире"? Нет здесь попыток. Как нет их ни у одного из политичских игроков, равно как и в научной среде. Речь, разумеется, не об очередной "национальной идее", и не об "абсолютном благе", которые нам определены на все времена нашим "нацлидером". Речь идёт о ценностях, которые нам даны только для сохранения, приумножения и передачи для того же самого следующим поколениям. И если мы этих ценностей "не видим", значит что-то неладно в нашем "плюрализме" мнений. Значит здоровые политические силы не могут пробить себе дорогу в нынешнем политическом болоте. Значит, предстоит борьба. Но другого пути нет. Иначе опять -болото и всем надоевшие политические "войны -дрязги"...

02.04.2010 10:50:46 - Александр Иванович Глазов пишет:

ради жизни на земле

Неужели опять раздерёмся, Двое лучших друзей? И опять меж собой разберёмся, Что таких бы друзей да в музей... Прадед твой из Казачьего войска, Мой - из Красных орлов. Нами мирного свойства До сих пор не подобрано слов. Те слова золотые На великом походе уже, Подойдут - залатают Незаросшие раны в душе. Доведут до устройства Двух горячих голов Прадед мой из небесного войска, Прадед твой из небесного войска Пару ласковых слов.

01.04.2010 05:11:35 - Вера Александровна данченкова пишет:



доктор философских? значит, принимал экзамены по единственно верным диамату-истмату-научному коммунизму... проверял чистоту идей. значит, клеймил православие и крестьянство. теперь предлагает дружить и не вспоминать. ну-ну.


Александр КАЗИН


Выпуски:
(за этот год)