(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Школа как поле битвы

ОТКРОВЕНИЯ

ИТАР-ТАССЧехов не любил учителей. И есть за что: вечно они или жалуются, или назидают, или многоречиво рассуждают о судьбах Отечества и его образования. Я отношусь к последним. Хотя самая близкая сердцу позиция – первая. Ну никто, никто на свете не может понять душу учителя. Везде говорят: дети, дети, дети. Они требуют защиты, они нуждаются в любви и заботе, им нужны наши внимание и общение…

Монстры. Эти беззащитные существа вроде бактерий способны съесть вас с кашей, сломать хребет и… беззаботно попрыгать на ваших костях.

– Дети, я завидую вашему оптимизму. Почему вы никак не испугаетесь приближающихся экзаменов, само название которых похоже на отрыжку чудовища, поглотившего не одну сотню худосочных троечников. До ЕГЭ осталось три месяца, а вы всё норовите вместо тренажёров по алгебре залезть в аську!

Я в который раз пытаюсь наставить одиннадцатиклассников на путь, пролегающий от аттестата до вуза, но, увы, приходится довольствоваться только единством целей. Эти семнадцатилетние детсадовцы не хотят сходить со своей, как пишут в наших умных книгах, индивидуальной траектории шалостей, проказ и всепоглощающего общения. С ума сошло поколение взращённых нами неучей на этом общении. Мне некогда позвонить подруге, поговорить со своей дочерью, а Верке с тремя двойками и одной тройкой с минусом интересно набрать в строке имя «Вася» и обрести полторы тысячи Вась со всего СНГ, и общаться, общаться, общаться… Господи, о чём же они болтают?!

Спасибо, что зашёл в школу. Справка? Верю, верю. Кто как не врачи будет заботиться о твоём хрупком здоровье. Да нет, я действительно верю, что тебе продлили бюллетень. Горло, наверное, красное? А когда мы напишем все контрольные работы, которые ты пропустил? Ты садись, садись. Посиди 45 минут с нами. Тебе не полагается? А вот мы сейчас свершим чудо и на глазах у изумлённой публики превратим лентяя в героического ученика, который нарушил строгий постельный режим, чтобы вкусить знаний об арифметической прогрессии. Ура Герою!

За дверью кабинета директора громыхает родительский голос: «Я на вас управу найду!» Учительница английского дёрнула ребёнка за ухо. Слава богу, хватило ума и совести не отрицать. Только не надо было доказывать папе, что его ребёнок несносный. Аксиомы не доказывают. У ребёнка в пятилетнем возрасте мама умерла, папа – инвалид труда, лечившийся алкоголем, бабушка в первые четыре года пребывания в школе внука и класс генерально убирала, и цветочки поливала. Так вот, бабушка эта, пропавшая из моего поля зрения, лежит тяжело больная… Не знала об этом англичанка. Не знала, потому что не учила Пашку, а он всего-то десять раз выкрикнул её имя-отчество. А когда спросила, что нужно, ответил: «Ничего». – «Тогда не кричи больше». – «А я хочу». Вот и вся история.

И пришёл отец не столько защитить Пашку, сколько рассказать о беде семейной, отстоять своё право хотя бы в вине искать утешения, потребовать, чтобы его, в этот час трезвого, уважали, а мальчонку – да, двоечник, да, сладу с ним и дома нет – пожалели. И он прав. И училка раскаялась по-настоящему и прощения попросила. И директор сто раз повинилась и пообещала наказать преступно действовавшего педагога. И отец, шаркая клюкой, дошёл до двери, обернулся: «Никуда я не буду жаловаться. Комиссии понаедут, будут вам нервы трепать. А школа-то хорошая, я сам в ней учился».

А я, когда молодой была, треснула однажды одному ученику тетрадкой тонкой по башке. Так у меня давление поднялось так, что на следующий день на работу пойти не могла: преступлением своим захлёбывалась. Лет через пятнадцать звонит мне в дверь молодой человек.

– Здравствуйте! Серёжу Курекина помните?

– Серёж, ты?

Посидели. Вспомнила и тот случай, повинилась перед ним.

– Ой, а я и не помню.  Дурак был. Вместо учёбы ползал под столами да в учителей жвачками стрелял. А теперь горбачусь на тяжёлой работе.

Нам руки распускать нельзя. Но очень хочется. Сколько раз ловила себя на этом желании. А тут думаю: спрошу у коллег, бывают у них такие желания?

Ни один не сказал «нет».

– Почти каждый день, и не один раз на дню. Не то что ударить, иной раз убить хочется.

– А было, что не сдерживались?

И вот представьте себе: все сдерживаются. Каждый день искушают беззащитные жертвы дать им подзатыльник или пинка хорошего, а они не дают.

Не делали нам прививки от агрессии, никакой психорегуляции с установкой на вечный пацифизм мы не проходили. Откуда же у нас, простых смертных женщин, не очень-то уважаемых обществом, – откуда у нас столько выдержки и самоуважения, чтобы не унижать себя нападением на младшего и злобой на несовершенного не только годами, но и сознанием? Не знаю ответа. Только бы удерживаться и дальше.

Наталия ЛЕВИНТОВА, учитель математики, МОСКВА

Конечно, детей нельзя дёргать за уши, бить по рукам линейкой и оскорблять. Обижая слабого – уничтожаешь себя. Но что делать, если «несовершенный не только годами, но и сознанием», унижает тебя?

В течение нескольких месяцев четверо девятиклассников школы № 1 города Шелехова Иркутской области издевались над учительницей физкультуры, снимая свои «подвиги» на мобильный телефон. 13 марта за излишнюю, по мнению озверевших подростков, строгость (заставляла носить спортивную форму) 73-летнюю учительницу сбили с ног и начали методично наносить ей удары ногами по животу, груди, голове…

Несколько лет назад волна детского террора прокатилась по Великобритании («Розгами бы их…», «ЛГ», № 42, 2005 г.), теперь вот, похоже, и у нас выросла новая поросль, начисто лишённая чувства сострадания и уверенная в своей полной безнаказанности. В 2007 году правоохранительные органы зафиксировали 21 случай избиения учителей, в 2008-м – 45. Когда-то на стул нелюбимой учительнице подкладывали кнопки, потом жвачку, нынче бьют её кулаками в живот…

Может быть, одного пряника для воспитания всё же мало? Нужен и кнут…

Ждём ваши мнения по адресу:
mazurova@lgz. ru

Отдел «Общество»

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№12 (6267) (2010-03-31)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5.0
Проголосовало: 6 чел.
12345
Комментарии:

Наталия ЛЕВИНТОВА


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов