(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Первая полоса

Вот Бог. Вот школьный порог...

ИТАР-ТАССНакануне Пасхи четвероклассники из 19 регионов начали изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». С главным христианским праздником это, впрочем, никак не связано. Просто новый курс введён только с четвёртой четверти. Через три года, если эксперимент будет признан удачным, с историей возникновения и развития основных религий, их влиянием на культуру человечества будут знакомиться все российские школьники.
Автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев так определяет задачу нового курса: «…научить ребёнка реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в душе».

С необходимостью привить современным детям, часто воспитываемым лишь телевизором и Интернетом, «навыки начального нравственного самоанализа» согласны и представители других конфессий, и атеисты. Никто не спорит и с тем, что без знания истории вероучений невозможно до конца понять ни живопись, ни духовную музыку, ни великую русскую литературу. Но не приведёт ли новый предмет в том виде, в котором его собираются преподавать, вместо диалога культур к конфессиональным и культурным противостояниям?

Учебный курс разделён на шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Что изучать, решает школьник или его родители. В Карачаево-Черкесии, например, 20% четвероклассников выбрали основы православной культуры, 37% – исламской, 19,9% – основы мировых религиозных культур, 22,9% – светскую этику. В одной из школ Ставропольского края практически весь класс будет изучать православную культуру, и лишь один мальчик – ислам. Как знание Корана поможет ему в понимании великой русской литературы? А одноклассники, не имеющие представления об исламе, его поймут? Не будет ли он чувствовать себя изгоем?

Школа должна объединять и воспитывать гражданина и патриота, а не разводить наших детей по признаку конфессиональной принадлежности. Гораздо логичнее было бы всем (раз у нас 80% населения причисляет себя к русским) изучать православную культуру или знакомиться и с православием, и с исламом, и с другими религиями. Или, на худой конец, как в Пензенской области, где большинство вообще отказалось от каких-либо религиозных подтекстов, всем обучаться светской этике. Хотя… Культура генетически связана с религией. Как обойти веру, говоря детям «не укради, не убий, не возжелай жены ближнего своего»?..

Эксперименту чуть больше недели, и подводить итоги ещё, конечно, рано. Приглашаем читателей к его обсуждению. Как сделать так, чтобы в общем-то вполне здравая идея не принесла, как это не раз уже бывало, больше вреда, чем пользы? И как привить детям понятия добра, справедливости, милосердия, добродетели, не расколов их на «своих» и «чужих»?

Обсудить на форуме

 

Код для вставки в блог или livejournal.com

Статья опубликована :

№13 (6268) (2010-04-07)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,8
Проголосовало: 6 чел.
12345
Комментарии:
11.04.2010 14:01:06 - Юрий Александрович Чернецкий пишет:

Сперва надо разобраться в терминологии! А задумка хорошая

Само название курса содержит грубую погрешность: ведь культура к этике не сводится, при всём исключительном значении последней. Налицо или недопонимание, или дискриминация светской культуры. Школьный курс этики, по-моему, очень нужен и важен. Но назвать его следует иначе: "Основы религиозной и светской этики" либо просто "Основы этики". И рассказывать обязательно обо всех основных системах религиозных и светских (они тоже имеют вариации) этических принципов, норм поведения и контроля за их соблюдением. И в России, именно в России, определённую приоритетность (но ни в коем случае не безраздельное доминирование!) надо обеспечить не для одной, а для трёх этических систем: православной, мусульманской и светской. Думаю, логика несколько повышенного внимания к ним ясна. Не помешает и школьный курс, который давал бы обобщённое представление о культуре. Назвать его по аналогии можно так: "Основы религиозной и светской культуры" или просто "Основы культурологии". Как бы то ни было, задумка, осуществляемая в российской системе образования, совершенно правильная: выпускники средних школ должны иметь целостное представление и об этических системах, и о культурах мира! Надеюсь, подобное усовершенствование будет осуществлено и в Украине. И ещё: ни в коем случае не хочу умалять достижения сферы образования Советского Союза, но в весьма важной части религиозной культуры и этики обучение было, мягко говоря, фрагментарным. Если можно что-то улучшить, почему этого не сделать? = Юрий ЧЕРНЕЦКИЙ, доктор социологических наук, главный редактор "Украинского социологического журнала" (Харьков)

10.04.2010 18:20:55 - Ирина Уткина пишет:

Цитируя классику

"...что происходит за этими закрытыми дверьми? ...какие там готовятся новые проекты и эксперименты, способные, как уверяют их создатели, осчастливить всех нас, без исключения, и привести не куда-нибудь, а прямиком в светлое будущее."

09.04.2010 13:52:38 - Олег Сергеевич Тапин пишет:

Не разделять народ на конфессии!

Права Мария Ивановна Чебыкина. Это ДИВЕРСИЯ против России - заставлять детей делиться по религиозным конфессиям вместо того, чтобы знакомиться с культурой разных народов, изучать основы религиозной культуры (т.е. религиоведения и атеизма) и светской этики. Социологические опросы это подтверждают.

07.04.2010 20:47:33 - Марина Ивановна Чебыкина пишет:



Все годы советской власти не было нигде уроков религий и что, никто не мог понять историю и литературу? Или все же понимали? Сейчас при стонах о перегрузках школьников вводят еще один урок, при том даже с неясным конечным результатом. Не лучше ли было бы вести подобные занятия факультативно? А насчет "дружбы народов" (она же - толерантность), так и тут нечего огород городить: раньше в республиках проводились месячники, где были представлены культурные достижения других народов, печатались массовыми тиражами книги писателей разных национальностей, люди читали, ходили на концерты и выставки и лучше узнавали друг друга, без всяких церковников, которые лезут куда надо и не надо, а подъема нравственности что-то не видно. Не церковь должна пропагандировать уважение людей друг к другу, а государство. Никогда религия не объединит людей разных национальностей

07.04.2010 13:17:08 - Сандари Пакканен пишет:



Чем долье работаю в образовании, тем больше завидую здравоохранению: там сначала на мышах эксперементируют...


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
old.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru