(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект Подмосковье

Человек играющий

ПОДМОСТКИ

«Диалог самцов»На какой бы спектакль Камерного театра ни пришёл зритель, в нём обязательно будет играть ведущий артист Олег Курлов. Его занятости в репертуаре и разнообразию ролей могут позавидовать даже актёры с прославленными именами. Я видела множество постановок с его участием и не перестаю удивляться постоянному его перевоплощению. Ему с лёгкостью удаются и серьёзные, драматические роли, и бесспорно комедийные. Потрясающе играет он и в детских спектаклях. Художественный руководитель Камерного театра Валерий Якунин нарадоваться не может на Олега. А ведь привёл этого многопланового артиста в Московский областной Камерный театр его величество случай, который не устают благодарить и сам Олег, и зрители, и коллеги-актёры.

Олег, как начинался ваш творческий путь?

– С Днепропетровского театрального училища, которое я окончил в 1986 году. До приезда в Москву работал в нескольких театрах – на Украине и в Сибири. В Москву приехал из Омска в 1998-м, когда никаких артистов никто не искал и не ждал. Затем счастливая случайность: в «Грозу» по знаменитой пьесе одного из моих любимых драматургов  Александра Николаевича Островского в Московский областной Камерный театр  срочно требовался актёр на роль Кудряша.

Как вы узнали про Камерный театр?

– Совершенно случайно. Как говорится, друзья друзей друзьям рассказали, что ищут артиста специально на роль Кудряша. Естественно, роль эту я знал хорошо, но играть до этого не приходилось. Причём в телефонном разговоре с художественным руководителем театра Валерием  Якуниным выяснилось, что он ищет молодого человека примерно 23 лет. Мне тогда был уже 31. Но я сказал: вы меня сначала посмотрите, а затем отказывайте. После встречи Якунин объяснил мне ситуацию. Ему я понравился, но ставил этот спектакль другой режиссёр. Если же, сказал Валерий Иванович, он увидит тебя в этой роли и согласится, тогда мы всё и решим окончательно. Ставил спектакль Сергей Стеблюк. Его мои данные и моя игра тоже удовлетворили, и я приступил к репетициям…

 – С каким творческим багажом прибыли в столицу?

Санчо – Сыграно было много. Всего не перечислишь, много играл Островского, Брехта… Как-то во время репетиции спектакля «Тщетная предосторожность» балетмейстер-постановщик Марина Суворова спросила меня: ну и как ты оснащён? Я ей ответил, что в Омском государственном театре «Галёрка» мой репертуарный лист составлял около 50 ролей. А проработал я там всего лишь пять лет. По десять новых ролей в год играл.

 – Не жалели, что решили всё бросить и уехать в Москву при такой-то занятости?

 – Нет, ни одного дня. Просто когда-то приходит время, когда ты понимаешь, что нужно что-то менять в жизни. И к тому же в Москве у меня была отличная возможность поучиться у народного артиста России Иосифа Райхельгауза – режиссёра театра «Школа современной пьесы».Он как профессор ВГИКа набирал для дополнительного образования своеобразную творческую лабораторию. Учебной базой был его театр и Центральный дом актёра им. А А. Яблочкиной. Тогда пришли 58 артистов из всех московских театров. А осталось двенадцать – я в том числе, – тех, кто хотел не получить бумажку, а действительно поучаствовать в этом эксперименте. Занятия были удивительные. Мы учились, например, у режиссёра-балетмейстера Геннадия Абрамова. Он сам, будучи когда-то артистом балета, танцевал с Майей Плисецкой. Это режиссёр пластики – человек, который телом может выразить всё. Вот от таких людей я питался.

 – Но вы попали всё-таки в областной театр?

 – Наш театр расположен в Москве. Конечно, есть ведущие столичные театры с известнейшими актёрами. Но, как правило, зритель приходит на спектакль. Ему всё равно, какого подчинения этот театр. Главное, чтобы постановка была интересной и игра актёров впечатляла. Можно ведь и в самом знаменитом театре быть посредственностью и наоборот.

Какие роли, сыгранные в Камерном театре, для вас особо значимы?

Йохйо, «Журавлиные перья»– Это сложный вопрос. Потому что значимы практически все. Есть у нас в репертуаре спектакль по пьесе Михаила Полищука «Мари и Пьер» в постановке Валерия Якунина. Я играю там Пьера Кюри. Это как раз та роль, о которой можно только мечтать. Приведу два примера: меня не узнала на сцене наш кассир-бухгалтер, она спросила, кто играет Пьера. И второе – тайным голосованием коллектив театра проголосовал за меня – Пьера – как за лучшую роль в сезоне. Заслужить такое у своих очень сложно и почётно. А после этой постановки одна за другой пошли интереснейшие роли. Режиссёр Артур Артименьев поставил «Диалог самцов» по произведениям Распутина, Аверченко, Брессона, Вежинова. Четыре автора в одной постановке – такой своеобразный коктейль. До сих пор этот спектакль идёт с большим успехом. Настоящее удовольствие для всех, кто хоть что-нибудь понимает в любви или в её отсутствии хочет о ней узнать. Затем роль Карлсона в спектакле «Малыш и Карлсон» Александра Бардукова – режиссёра Московского театра им. Н.В. Гоголя. Причём в совершенно другой интерпретации, чтобы не соперничать с известным мультиком и другими постановками и в то же время, как говорил режиссёр, «без тюзятины». Отзывов много положительных. Хороший двухактный спектакль получился. Режиссёр Владимир Красовский поставил в нашем театре свою инсценировку «Дон Кихот, его слуга, его сны и его лошадь» по Сервантесу, где мне досталась роль Санчо Пансы. Без преувеличения могу сказать, что это выдающаяся работа и режиссёра, и всего актёрского ансамбля. Не могу не сказать и об одной из последних своих работ – роли Бени Альтера в спектакле «Жених из Иерусалима», который выпустил к юбилею нашего замечательного артиста Виктора Шутова режиссёр Владимир Салюк.

Вы активно заняты в репертуаре, а какую часть в вашем творчестве занимают детские спектакли?

 – Занят практически во всех детских спектаклях. Они, кстати, требуют особой отдачи, чтобы дети поверили в ту историю, которую мы им показываем. Если дети тебе доверяют,  значит, ты вынужден играть не лучше и не хуже, а скрупулёзнее, что ли. Детского зрителя не обманешь. В Камерном театре это особенно сложно, в силу близости сцены к зрительному залу. Прикидываться нельзя. Потому, наверное, не сходят с репертуара «Журавлиные перья». Хотя этот спектакль нельзя назвать чисто детским. Его смотрят с удовольствием и взрослые, и сопереживают героям не меньше, чем дети.

Отличительная особенность областных театров – постоянные выезды в Подмосковье. Труппа Камерного театра тоже часто выезжает, в том числе и на гастроли. Где вам сложнее выступать – на родной сцене или же на выезде?

 – Это зависит от многих причин. Наш театр одинаково ответственно относится ко всем выступлениям, где бы они ни проходили. И в редких случаях использует усечённую версию спектакля в силу невозможности, например, детского лагеря предоставить необходимое световое или звуковое оборудование. Легче не становится, наоборот, ещё сложнее работать. На родной сцене, где всё знакомо, всегда помогут в сложной ситуации. Но всякое бывает. Мне кажется, нельзя мерить – легко или трудно. Скорее всего, интересно или неинтересно.

Вы только вернулись с гастролей из Ульяновска, как выступили?

– Замечательно. С моим участием играли два спектакля – «Диалог самцов» и «Мари и Пьер». Принимали нас очень хорошо. Зрительный зал был всегда полон, зрители подолгу аплодировали стоя. В такие моменты ощущаешь подлинную радость. И не хочешь уходить из театра, когда люди так благодарят за твою работу. Кстати, в конце апреля наш театр будет принимать участие в фестивале в Энергодаре на Украине, туда везём «Дон Кихота».

 – Как удаётся совмещать такую занятость в театре, такое количество ролей с личной жизнью, семьёй?

– Хорошо. У меня дочь – ученица второго класса. У неё занятость ещё больше, чем у меня. Только в воскресенье она свободна. И хотя у нас нет рядом бабушек и дедушек, справляемся. Супруга до рождения ребёнка тоже работала актрисой. Сейчас воспитывает дочь.

О чём мечтаете?

– Есть некоторые мечты, которые до сих пор не осуществлены. Планы свои в силу актёрского суеверия называть не буду. Пока же надеюсь, что будет реализована всё-таки постановка «Женитьбы» по Гоголю. Там я назначен на роль Бальтазара Бальтазаровича Жевакина – одну из самых интересных в этом спектакле. Сейчас репетиции приостановлены, но в плане спектакль остаётся.

Вы довольны свой актёрской судьбой?

– Пока да.

Беседу вела  Марина АЛЕКСАНДРИНА

Гениальный простак

Не красив. Не речист. Не гламурен.

Но и Джек Николсон с Жераром Депардьё не записные красавцы.

Ответственен. Целеустремлён. Бешено работоспособен. Надёжен.

Сознательно избегаю оценок его художественных работ, чтобы не выглядеть предвзятым. Но в репертуаре театра почти не осталось спектаклей без его участия. Диапазон творческих удач Олега Курлова очень широк. По амплуа старого русского театра он не «герой-любовник», не «социальный герой», не «благородный отец», он – «простак». Но в этом амплуа творили и гении русской сцены от Михаила Щепкина до Михаила Яншина!

Олег Курлов сегодня блистательно играет и Санчо Панса в спектакле Владимира Красовского «Дон Кихот, его слуга, его сны и его лошадь», и великого учёного Пьера Кюри в моей постановке пьесы Михаила Полищука «Мари и Пьер», и сапожника Бени Альтера в последней по счёту премьере Камерного театра режиссёра Владимира Салюка – «Жених из Иерусалима». Эта роль чрезвычайно повышенной сложности. У Бени в пьесе нет текста! Ну почти нет. Чувства безответной любви Бени к его немолодой квартирантке Рахель, безмолвное обожание и готовность ради возлюбленной пойти на всё столь глубоки и основательны, что просто парализуют его, лишают дара речи. Эмоциональные переживания ищут выход и находят его у Курлова в необъяснимых, порой неадекватных поступках и гипертрофированной застенчивости.

 Палитра выразительных средств артиста, спровоцированных заданиями режиссёра, столь многоцветна и полифонична, что порой затмевает других заглавных и многословных персонажей спектакля. А играет Олег Курлов свою малозначительную роль здесь в целом созвездии превосходнейших партнёров – заслуженных артистов России Елены Михеевой, Виктора Шутова и Михаила Рогова. Тем не менее до сложнейшего жанра трагикомедии, трагифарса, удаётся дотянуться лишь ему одному.

Олег Курлов непременный участник спектаклей для детей. И здесь приходится удивляться его способности быть разным. Он – и смешной, неудачливый Леший в детском сериале «Приключения добрых домовых» Георгия Скокова, и наивный романтик Карлсон в одноимённом спектакле по книге Астрид Линдгрен. Дети обожают оба эти столь разных персонажа благодаря особому счастливому дару (и теперь уже могу произнести оценочную формулировку) – ТАЛАНТУ артиста Московского областного Камерного театра Олега Курлова.

Владимир ЯКУНИН, художественный руководитель Камерного театра, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России

Статья опубликована :

№16-17 (6272) (2010-04-28)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

Марина АЛЕКСАНДРИНА


Выпуски:
(за этот год)