(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

«ПРО» и «Книжное обозрение»

ВАС БЕСПОКОИТ «ЛГ»

Как повлиял кризис на российское книгоиздание? Что будет с бумажной книгой, погубит её всеобщая компьютеризация или нет? Откуда появляются модные авторы? Обо всём этом и многом другом сегодня у нас в гостях размышляет главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр НАБОКОВ.

 – По поводу влияния кризиса на книгоиздание строилось множество прогнозов, от оптимистичных – совсем или почти не затронет – до откровенно печальных: погубит окончательно. Как выглядит ситуация сейчас с вашей точки зрения?

 – Всё-таки в результате кризиса сильно обеднел рынок. Существенно менее активны стали мелкие и средние издательства, которые выпускали значительную часть интересной литературы. И книг присылают в редакцию значительно меньше. Раньше автоматически, как повелось ещё с 1966 года, нам присылали абсолютное большинство новинок. А после кризиса издатели стали считать каждую копейку. Экономят и на почтовых расходах, если издательство немосковское, и на количестве экземпляров, предназначенных для прессы. Спектр присылаемых книг сузился, особенно это коснулось малотиражных изданий, а ведь подчас это очень достойные внимания книги. Бестселлеры, активно продвигаемые коммерческие проекты шлют. А интересных книг стало поступать меньше.

 – Тиражи уменьшились?

 – Да, рынок заметно просел по тиражам. И ещё рынок просел по новым авторам, с чем до кризиса не было проблем. Раньше издательства могли себе позволить выпустить пять–десять новых имён – одно-два выстрелят и оправдают все остальные. Сейчас издатели уже так не рискуют. Выживают на чувстве серийности, если уж утрировать. Известные авторы, проверенные имена, раскрученные серии…

 – Хорошо, то есть ничего хорошего, поскольку кризис сам по себе малоприятен, а если добавить к нему ещё и застой и при полном отсутствии свежей крови… Но какие-то относительно недавно появившиеся и популярные именно сейчас темы можно выделить?

– Очень модна тема советского детства – понятно почему: дети последних лет СССР выросли, стали читать и писать книги. Ностальгия? Если и так, то весьма своеобразная, детство предстаёт то страшноватым, то странным. Но тема действительно актуальная и интересная, множество произведений выходит в самом разном спектре – и жанровом, и эмоциональном.

И, может быть, это даже не ностальгия в чистом виде, а что-то сродни фэнтези или мифу: книги о мире пугающем, привлекательном, дающем возможность попадать в приключения, но не существующем в современной реальности. А что происходит с недавним, казалось бы, гарантированным способом издать успешную книгу – вытаскиванием в бумажную литературу популярных сетевых писателей?

 – До кризиса достаточно активно издавали авторов, пришедших, скажем, из «Живого журнала». Сейчас – нет. Приток авторов из ЖЖ заглох. Сказать по правде, я и сам не знаю ни одного по-настоящему хорошего писателя из ЖЖ. Начался обратный процесс – обычные авторы стали активнее вести себя в ЖЖ. «Живой журнал» стал равноправной и очень полезной площадкой для общения с читателями. И в чём-то даже более удобной, чем традиционные встречи, где количество участников ограничено вместимостью зала. В Интернете никаких таких ограничений нет.

 – Некоторые выкладывают находящиеся в работе книги для тестирования.

 – Да, выкладывают, прислушиваются к отзывам. Интернет – хороший инструмент, удобный способ донести литературный текст до читателя. Но не более того. Знаете, когда люди стали массово ставить себе «Фотошоп», многие возомнили себя великими фотохудожниками. Возомнили, но не стали. Точно так же обстоит дело и с литературой. Человеку кажется, что раз у него «Ворд» в компьютере установлен, значит, сразу можно в великие писатели. Но оказалось всё немножечко не так. Пишет не компьютер – пишет человек.

Но, безусловно, книги становятся иными с учётом меняющегося мира. А как иначе? В своё время и Мэлори с его «Смертью Артура» казался невероятно смелым новатором. А сейчас возьмите неадаптированный текст этой книги и попробуйте продраться сквозь старомодные обороты и крайнюю неспешность… Однако все эти перемены происходят не в компьютере, а в голове у автора.

 – Что, и электронная книга не сможет вытеснить бумажную, сколько бы нас этим ни пугали?

 – Думаю, нет. Я могу читать с ридера, но я же не отказываюсь от обычных книг. Эйфория новых технологий – дело преходящее. Будет мирное сосуществование электронной и бумажной книги. В электронную сферу уйдёт часть нон-фикшена, всевозможные справочники, словари, возможно, учебники. Но в целом традиционная книга останется, она уже столько носителей пережила, столько открытий и модных поветрий... Возможно, бумажная книга даже станет предметом культа, как с появлением компакт-диска им стали виниловые пластинки. Проблема может возникнуть иная – если вырастет поколение, которое вообще не приучили читать книги, будь то с экрана или с бумаги.

Книгоиздание тоже не стоит на месте. Вспомните, ведь ещё сравнительно недавно книги были практически одинаковыми.  Помню, как в детстве я всегда любил читать выходные данные – формат такой-то, гарнитура такая-то, но набор шрифтов был весьма невелик. Один и тот же шрифт, один формат, одинаковая бумага... Сравните это с многообразием, которое мы видим сейчас. Книга, которая раньше  была только средством передачи информации, сейчас стала ещё и самоценным предметом искусства.

 – А как меняется и на какого читателя ориентируются «Книжное обозрение» и журнал «Что читать»?

 – На недавней встрече с читателями мы с главным редактором «Что читать» Дмитрием Быковым сформулировали это так – вот есть люди, которые приходят в книжный магазин. И кто-то знает, что он хочет там купить, а кто-то, наоборот, теряется в море книг, им надо подсказать. Так вот первые, кто знает, что им нужно, читают «Книжное обозрение»; кто пока не знает, но хочет ориентироваться в книжном мире, – открывает «Что читать». Кроме того, «Книжное обозрение», особенно его приложение «ПРО», рассчитано ещё и на профессионалов книжного рынка, будь то библиотекари, книготорговцы или издатели, и на продвинутого читателя. Для широких читательских масс – журнал «Что читать».

Надеюсь, что в ближайшее время газета станет более заметной, более интересной, более живой. Наша цель – оперативное отображение всего спектра новинок книжного рынка. Очень надеюсь, что осенью заработает новый сайт газеты. Там будет много новинок, скажем, наряду с необходимым информационным наполнением и непременным форумом появится постоянно действующий раздел, посвящённый нашей антипремии «Абзац». Будем там оперативно, а не раз в год на весенней ярмарке, рассказывать о свежеобнаруженных ляпах. Ведь в газете лучше лишний раз написать про хорошую книгу. Про неудачи мы в газете пишем, если это очень уж заметное издание.

 – Нуждается ли в обновлении привычный формат книжных ярмарок? Что можно об этом сказать с учётом опыта Московского книжного фестиваля?

 – Конечно, нужно менять формат ярмарок, добавлять что-то свежее. И на Книжном фестивале должно происходить запоминающееся действо, появляться нечто такое, что можно потрогать, о чём потом можно рассказать. Ведь в наше время, как, впрочем, и во все другие, очень немногих можно впечатлить одними лишь абстрактными разговорами о пользе чтения. Мне кажется, Книжный фестиваль – и я рад, что мы принимаем в этом посильное участие, – из года в год показывает, как надо говорить о книгах и показывать книги. И не только книги – вот в этом году у нас на фестивале был, например, мобильный планетарий…

Статья опубликована :

№30 (6285) (2010-07-28)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0.0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов