(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Литература

«Читали, читают и будут читать!»

ВАС БЕСПОКОИТ «ЛГ»

Городские издательские программы – это система, на плановой основе обеспечивающая, говоря языком официального документа, «выпуск в свет произведений интеллектуальной и социально значимой литературы, отражающей многообразие культурной, научно-общественной жизни столицы, служащей сохранению национального достояния, помогающей людям сознавать себя как личность, чувствовать себя полноправным москвичом, сохраняя лучшие традиции и преемственность поколений».

Сегодня у нас в гостях – внештатный советник Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Геннадий ЛЬВОВ. Многие годы Геннадий Николаевич, которому 24 августа исполнится 70 лет, непосредственно участвует в организации и осуществлении городских программ книгоиздания.

Как появились эти программы?

– Первая программа действовала в начале 90-х годов и называлась «История Москвы с древнейших времён до наших дней». Вторым этапом стала программа выпуска книг к 850-летию со дня основания Москвы. К 1997 году в её рамках вышло более 100 изданий. И третьим этапом стало утверждение в 1998 году правительством Москвы системы поддержки выпуска печатной и мультимедийной продукции за счёт средств из бюджета города, в основу которой был положен экспертно-конкурсный отбор лучших издательских проектов, связанных с историей и современной жизнью Москвы и России. Хочу подчеркнуть, что даже в кризисный период данная статья по поддержке книгоиздания в бюджете комитета не подверглась существенному сокращению.

Кто и как подбирает книги, которые впоследствии выйдут в рамках городских издательских программ?

– Для этого Московским городским советом книгоиздания определены приоритетные направления: патриотическая тематика, в том числе книги о Великой Отечественной войне, издания об архитектурных памятниках, литература для детей, юношества и семейного чтения, Москва в классической и современной литературе и др. Основу конкурсного отбора составляет рассмотрение городской экспертной комиссией поступающих в Комитет предложений-заявок от издательств и авторов в соответствии с объявляемым два раза в год их приёмом. Кроме того, уже в течение нескольких лет по результатам конкурсного отбора издательствам выделяются девять специальных грантов на выпуск книг для детей, юношества и изданий о Москве. Очень активно идёт работа по изданию фондом «Московские энциклопедии» 2-томной и многотомной энциклопедии Москвы, а также Комплексного атласа столицы.

Более десяти лет городскую экспертную комиссию возглавляет почётный председатель Археографической комиссии Российской академии наук, академик РАО и советник РАН Сигурд Оттович Шмидт.

Результатом работы комитета, комиссии и Совета книгоиздания за прошедшие полтора десятилетия явился выпуск более 500 наименований изданий общим тиражом свыше 5 миллионов экземпляров. Более 120 раз за десять лет экспозиция «Издательские программы правительства Москвы» представлялась на международных, национальных и региональных книжных выставках и ярмарках.

Кто из издателей заинтересовался этой системой и как появляются новые проекты?

– Среди почти 200 издательств, участвующих в городских программах, – «Русский мир» и «Русский импульс», «Московские учебники» и «Контакт-культура», «Голден Би» и «Белый город», «Дрофа плюс» и «Молодая гвардия», «Оникс» и издательство МГУ и другие. Три кита привлекают издателей – взаимный интерес, имидж, финансы. На первых порах к нам не шли крупные издательства – они и так хорошо жили. К тому же они не стремились издавать книги предлагаемой тематики. А малые издательства, привлекая интересных авторов для написания книг исторической и патриотической направленности, не всегда могли издать их необходимым тиражом. В связи с чем такая поддержка пришлась им очень кстати. Кроме того, это и помощь библиотекам, в первую очередь школьным и городским публичным, куда безвозмездно направляется основное количество переданных городу книг. Безусловно, значительная часть тиража остаётся и у издательств, что даёт им возможность продавать его, а средства направлять на новые проекты и развитие.

Можно ли определять, какие книги нужны современному читателю?

– Зачем? Всякие книги нужны, не нравится – не бери. Человек пусть выбирает сам. Мы должны ценить разнообразие книг, которое имеем. К тому же главное в выборе книги – это интерес к теме, автору, содержанию, языку, оформлению. И тогда чтение превратится не в простое переворачивание страниц, а в настоящее увлечение, в поиск, в желание узнать, что же дальше. Убеждён, что надо стремиться пробуждать желание читать, но никогда не пытаться проявившийся интерес «загонять в прокрустово ложе» каких-либо требований. Надо суметь сделать так, чтобы и юному и взрослому человеку было интересно, чтобы ему захотелось открыть книгу, перевернуть страницу-другую – и увлечься…

Как вы относитесь к утверждению о падении интереса к чтению?

– Не совсем согласен и даже возражаю против такого его повсеместного и, думаю, зачастую огульного применения. Дело в том, что безапелляционно о падении можно говорить лишь в отношении тиражей выпускаемой литературы, но не о повальном снижении желания читать. Читали, читают и будут читать! И не единицы, а массы. Будь то книги в бумажном исполнении, книги электронные или аудиокниги.

Статья опубликована :

№32 (6287) (2010-08-11)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2.0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:

__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов