(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Креативный пиар-контент в гламурном формате

ЯЗЫК МОЙ – ВРАГ МОЙ

В недавнем прошлом язык радио и телевидения считался эталоном, нормой литературного произношения, лучшие дикторы всесоюзного вещания были народными артистами СССР. В наши свободные времена «свободная» журналистика как бурьян растёт, где хочет и как хочет, а точнее, там, где почва лучше «унавожена» деньгами. Ей наплевать на актуальность социальной тематики и культурные традиции народа. Нет никакого контроля над речью, многие программы льют на зрителей и слушателей такие потоки «либеральной фени», от которой уши иной раз не то что вянут, а засыхают.

Сказал какой-то пострел в первый раз «озвучить» – и пошло-поехало гулять это лихое словцо в безбрежном океане телерадиоэфира, да и на газетных полосах – тоже. С лёгкого языка современных вещателей термин, имеющий отношение к наложению звука на плёнку, начал употребляется в значении «сказал». Как цунами ворвался в наш язык «креатив», вытесняя прекрасное слово «творчество». А пахнущий большими деньгами «гламур»? Это словечко отражает целое направление в жёлтой прессе, является «лицом» показательно-буржуазного образа жизни, который так усердно пиарят СМИ. Слово «пиарят» я, как вы догадались, употребил специально, чтобы подобраться к нему именно в этом контексте (не путать с контентом!). От «связей с общественностью» к пропаганде, затем – к рекламе – одна дорожка – «пиар». Теперь без него СМИ вообще ни бодрствовать, ни спать нормально не могут.

Слово «контент» выскочило вообще как чёрт из табакерки. И стало отныне означать ни больше ни меньше как «содержание». А ведь это термин из социологии (методом контент-анализа формально изучается содержание).

Завоевал современную журналистику, да и вообще общественную жизнь «формат». Теперь защищать чистоту русского языка – неформат. Отстаивать культурное наследие великой русской литературы – неформат. Писать не для развлечения, а для души – неформат. Термин из радиовещания, он означает концепцию радиостанции, имеющую целый набор признаков. В речи же современных журналистов и подхвативших это словцо политиков и прочей околокультурной братии оно означает «рамки».

Особенно злоупотребляют модными словечками студенты. Читаю курсовые, дипломные работы будущих журналистов и диву даюсь, как же падки они до этого мусора. Вот уж действительно, знал бы где упасть, мусора подстелил.

Впрочем, многих уже состоявшихся журналистов тоже нисколько не беспокоит, что эти слова стали штампами, что они заметно обедняют речь. Более того, обедняют язык, наносят ему содержательный урон. Мы начинаем жить в каком-то извращённом речевом «формате», в котором не поощряется тяга к ярким, выразительным текстам. Усреднённость, формализация, примитивизация содержания либеральных СМИ требуют адекватной лексики. Его величество «контент» заменяет содержание. А ведь это не только смена слов, понятий, но и самого содержания, в котором всё активнее начинает доминировать пустое развлечение.

Если взглянуть глубже, то на «площадке» этих слов можно увидеть: идёт идеологическое наступление на национальную культуру, её языковые традиции, и всё вроде бы безобидно, привычно, фоном, всё происходит на наших с вами глазах. Обманчивая и коварная простота!

Владислав СМИРНОВ, доктор филологических наук, РОСТОВ-НА-ДОНУ

Статья опубликована :

№33-34 (6288) (2010-09-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:

Владислав СМИРНОВ


Выпуски:
(за этот год)