(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Извечный двигатель

ПОЛИТЭКОНОМИЯ

В разорённой, разрушенной войной Белоруссии мои белорусские родственники жили на хуторе с электрическим освещением, электроплитками, электрическим насосом, который качал воду и поливал огород. Дело в том, что у них была своя электростанция. Ветряная. Построил её Иван Павлович Ступаков.

Иван Павлович был самородок, рационализатор и изобретатель, 65 лет назад в примитивных условиях делал то, что ныне пытается свершить человечество, – обеспечить себя возобновляемыми источниками энергии. Да, запросы маленького хутора несравнимы с потребностью индустриальной цивилизации. Однако и возможности у неё совсем другие.

Активнее всего сейчас используют энергию ветра. В США принимается законопроект, по которому к 2020 году ветряные станции должны будут производить не менее 15 процентов электроэнергии.

На втором месте – геотермальные станции.

И наконец, бесплатное Солнце. Европейские учёные предполагают покрыть солнечными батареями пустыню Сахару. Полученной энергии хватит не только на снабжение электричеством африканского континента (в том числе и на опреснение морской воды), но излишки её будут переправляться в Европу.

Япония давно уже запланировала строительство гигантских солнечных и ветровых установок, сравнимых по мощи с атомными станциями. Италия устанавливает тысячи солнечных панелей в жаркой, безоблачной Сицилии.

Оптимисты предполагают, что к 2030 году две трети населения Земли смогут полностью обеспечить себя преобразованной энергией Солнца.

Россия пока отстаёт. Природный потенциал у нас огромный. На Крайнем Севере, в Приморье можно использовать энергию приливов, геотермальные источники. Мешает инертность чиновников.

Но где-то что-то и делается. Есть геотермальные станции на Камчатке, система ветряков в Калининградской области, приливная станция на берегу Баренцева моря. В Москве на Мичуринском проспекте устанавливали на крышах домов солнечные батареи, чтобы они давали свет в подъезды и на лестничные площадки. В Москве же, на Курьяновских очистных сооружениях, запустили электростанцию, работающую на канализационных стоках, на выделяемом биологическом газе.

Вся вторая половина XX века прошла в мечтах о замене бензина электричеством, бензинового двигателя внутреннего сгорания – электрическим аккумулятором.

Когда появились первые экспериментальные электромобили, многие преисполнились мечтами. Больше всего прельщала простота эксплуатации – не надо возиться с жиклёрами, клапанами, кольцами и прочим постоянным ремонтом. Иван Павлович Ступаков объяснял мне, что мечты эти несбыточны, на одной батарее аккумуляторов далеко не уедешь. Да и для подзарядки от электросети требуется 6 часов. Химический процесс, куда от него денешься…

Заслуженный изобретатель и рационализатор Иван Павлович Ступаков не дожил до сегодняшнего дня – до открытия Джербранда Сидера и Канга Бьёнву, учёных из Массачусетского технологического института. Они изобрели, по сути, полувечный двигатель. Они ускорили этот самый химический процесс в 100 раз. Для подзарядки аккумуляторов достаточно будет нескольких минут.

Наверное, мы на пороге революции. На Земле практически нет мест, недоступных электричеству. А значит, установить везде, где только можно, пункты подзарядки – всего лишь дело техники.

За год один легковой автомобиль сжирает 4 тонны кислорода, а взамен выбрасывает в атмосферу 800 килограммов окиси углерода, около 40 килограммов окислов азота и почти 200 килограммов углеводородов. Выбросы выхлопных газов автомобилей в 4–5 раз превышают выбросы промышленных предприятий.

Значит, с электромобилями нам станет легче дышать. И жить. Конечно, это удар по моторостроению, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности. Автозаводам придётся срочно перестраиваться, а нефтедобывающие страны потеряют львиную долю дохода от продажи углеводородов. Мировую экономику ждут глобальные потрясения. Готовимся ли мы к ним? Или потом бросимся догонять? Уверен, и сегодня у нас есть Ступаковы, не пора ли их призвать? Потому что такие люди извечно двигали и меняли жизнь.

Сергей БУЛАТОВ

 

Статья опубликована :

№35 (6289) (2010-09-08)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,1
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:
12.09.2010 17:09:18 - Сергей Иванович Иванов пишет:



Уважаемый т.Кресин - надо помнить, что на ТЭЦ гораздо проще создать условия для совершенного сжигания топлива и минимизации ущерба для среды. При этом все машины переходят на электромоторы и прекращают загрязнять воздух. Только ради этого стоит все это осуществить - как надоело уже дышать этими тошнотворными выхлопами - и вот появилась надежда.. И надо учесть простоту и дешевизну электромоторов - там же нечему ломаться и не нужна никакая коробка передач! Сейчас говорят дело уперлось в дороговизну аккумуляторов - но если вопросом займутся японцы и китайцы - обязательно что-нибудь придумают! Но вот в автопроме начнутся проблемы - куда девать всех спецов по чудовищно сложным бензиновым двигателям?

09.09.2010 22:43:33 - Артем Константинович Кресин пишет:

Помнить о законе сохранения энергии

Как один ребенок говорил что деньги берутся из тумбочки, так и господин Булатов считает, что электроэнергия берется из розетки. Чтобы перевести все на аккумуляторы, их надо заряжать, а для зарядки нужна электрическая мощность, которую нужно выработать на электростанциях, мощность которых нужно будет увеличивать пропорционально. А на сегодняшних электростанциях опять нужно сжигать тоже топливо, но с учетом потерь на преобразования еще и больше. С чем можно согласиться, что нужно работать с использованием ветровой и солнечной энергии, но пока дальше научных разработок дело не идет

09.09.2010 21:04:20 - Галина Ивановна Суханова пишет:

Да здравствует разум!

Спасибо автору. Очень интересная статья. Наверное, нам не надо ныть и отчаиваться, а следовать завету генерала Брусилова: "Правители приходят и уходят, а народ и Россия остаются. И мы должны работать, как можно лучше, каждый по своей специальности".


Сергей БУЛАТОВ


Выпуски:
(за этот год)