(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Выкидыши

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

Имя года – Учитель

Они не нужны ни дневной школе, ни вечерней

Николай ИВЕНШЕВ

Двенадцать девушек общеобразовательной школы Красноармейского района Краснодарского края переведены в срочном порядке в девятый класс вечерней школы. Причина – беременность. То ли южная природа, то ли напористое сексуальное воспитание сделали кубанских малолеток столь охочими до внебрачных половых связей. Причины, конечно, не только в этом. Но и в этом тоже.

Мы привыкли воспринимать «вечёрку» по замечательному фильму «Большая перемена». Однако сегодняшняя вечерняя школа настолько изменилась с тех приснопамятных пор, что стала походить на отстойник, на слепую кишку, куда двигаются все те, кто по интеллектуальным причинам не осиливает обыкновенную учебную программу. Не могут «дневные» учителя, как бы ни старались, втолковать бином Ньютона или правило «буравчика», так есть же выход, есть лазейка, куда можно спихнуть, – в «вечёрку».

На улицу выгонять до восемнадцати лет нельзя. У нас декларировано обязательное среднее общее образование. Вот летом, перед 1 сентября, и мыкаются педагоги вечерней школы, подбирают-набирают штрафников. Их кровь из носа надо довести до сдачи единого государственного экзамена. Работодатели сейчас разборчивые и по-капиталистически ушлые. Прежний, советский, работодатель имел тесный контакт с вечерней школой и выделял время для занятий. И сегодня в Трудовом кодексе есть статья, определяющая рабочее время для получающих образование. Однако сегодняшний работодатель скрывает это от учащегося или, если тот «засветится», объявляет молодому человеку, девушке: не ко двору, мол, пришлись.

Рассказывает заведующая учебно-консультационным пунктом посёлка Первомайский Елена Владимировна Доронина:
– Для того чтобы «взрослые» дети ходили в вечернюю школу и выполняли закон о всеобуче (ст. 19 Закона об образовании), мне приходится на личном автомобиле разъезжать по камышам, вытаскивать ребят из пьяной компании. Или вот уже родившую Лизу М. я отыскала возле церкви. Она была с коляской, в которой дремал ребёнок. Завидев меня, Лиза стала выписывать круги возле церкви, а поняв, что деваться некуда, вбежала в храм.

Кадр из телефильма «Большая перемена»Ночь-полночь, я не отключаю мобильный телефон. Звонят из милиции, звонит служба МЧС. Наши учащиеся – частые нарушители. В первую очередь краевого закона, запрещающего нахождение несовершеннолетнего на улице без сопровождения взрослых после 22.00. Есть и более серьёзные случаи: воровство, угон автомобиля, изнасилование… Им разве до знаний?

Хотя случаются и маленькие радости. Вот в посёлке Колос вся семья Соколовских учится. Сын в седьмом классе дневной школы, а мать с отцом – в вечерней...

Десять лет работает Доронина в «вечёрке». И каждый год вздыхает:
– Всё, выдохлась!

И каждый год опять берётся за своих «негодников». Такой упрямый характер.

А вот что говорит учительница русского языка и литературы с сорокалетним стажем Татьяна Гавриловна Кондратьева. Она работает заведующей учебно-консультационным пунктом самого большого хутора России Трудобеликовского и одновременно преподаёт в дневной школе.

– Чем отличаются учащиеся дневной школы от вечерней? Это ясно как день. Учащиеся дневной знают, для чего они учатся. Большинство для того, чтобы поступить в вуз. Вечерники надеются, что всё равно их вытянут. Но вот грянул ЕГЭ. Педагоги понимают, что с такими знаниями экзамен не сдать. В управлении образования, в администрации района давят: «Не дай бог кто-то не сдаст ЕГЭ или, что вообще исключено, не получит аттестат!» Что делать? И правдами и неправдами их добровольно-принудительно отчисляют, чтобы не замарать статистику.

– Что же делать?..

– На мой взгляд, к «вечерним» учащимся надо относиться проще. Требования единого госэкзамена к ним нужны другие.

Однако и здесь закавыка. Ведь все получают одинаковые аттестаты зрелости. Налицо – несправедливость.

Нет, не позавидуешь учителям этой штрафной школы. Ведь их воспитанники, как правило, живут в трудных семьях, где отец с матерью беспросветно алкашат. Им некогда заниматься воспитанием своих чад. Дети порой не приходят в школу просто потому, что им нечего надеть. А некоторые вообще выросли без родителей – озлобились, ожесточились.

Но настоящие педагоги знают: к запущенному учащемуся подойдёшь, как к взрослому человеку, серьёзно, – он откликнется.

Так пока ни шатко ни валко идёт в «вечёрке» педагогический процесс. Математика, химия, биология… Штрафная, разношёрстная учащаяся молодёжь (а разброс возрастов от пятнадцати до тридцати пяти лет) потихоньку сдаёт даже ЕГЭ.

В начале учебного года в Краснодарском крае наполняемость классов дневной школы высока. Ведь теперь введено подушевое финансирование. Педагог получает заработную плату от того, сколько в классе учащихся. И дирекция школы старается урвать контингент. В начале года проходит тарификация. В соответствии с ней начисляется и зарплата учителю. Но мелькнут месяц-другой, и слабые учащиеся, без перспектив, плавно усылаются под крышу очно-заочной школы. Полгода учителя дневной школы получают заработную плату за «мёртвые души». А педагоги вечерней за дополнительный «балласт» зарабатывают шиш без масла. К слову сказать, беременные, помещённые в 9-й класс, как правило, на индивидуальное обучение, «оцениваются» в 24 рубля в месяц! Это – зарплата учителю, который должен её подготовить к выпускным экзаменам.

Интересно и то, что не только учащиеся очно-заочной находятся в аппендиксе, туда же загнаны и учителя.

Министерство образования и иные структуры пониже рангом смотрят на вечернюю школу как на досадный пустячок: что с них взять? А между тем часты случаи, когда выпускники, поднапрягшись, поступают в высшие учебные заведения и учатся там прилично. Так, например, Алексей Головко с аттестатом «вечёрки» поступил в Высшее музыкальное училище, в Гнесинку:
– Я поступил в Красноармейскую вечернюю школу для подготовки к ЕГЭ для поступления в вуз. И получил достаточно знаний, что позволило мне не обращаться за дополнительными услугами к репетиторам. Учебных часов в вечерней школе недостаточно, многие учащиеся работают, однако при систематической подготовке, при большой самостоятельной работе можно вполне успешно сдать экзамен.

Раньше среднее образование можно было получить не только в дневной и вечерней школах, но и в училищах и техникумах. Сейчас профессиональное образование почти разрушено. В недалёком от Красноармейского Славянском районе недавно ещё было училище механизации: трактористы, комбайнёры, сварщики там готовились. Краснодар имел многочисленную сеть ГПТУ, городских профессионально-технических училищ. И там молодые люди вместе с профессией парикмахера, швеи, повара, слесаря получали общие знания по физике, литературе, математике. Более того, в ГПТУ и СПТУ изучали – о сказка, о фантастика! – даже этику с эстетикой.

Декларируя всеобщее среднее образование, на деле неуспевающих всеми правдами-неправдами спихивают в очно-заочную школу.

Вечерняя школа – это постоянные суды. Сюда порой прячут малолетних преступников, юных воров. Комиссия по делам несовершеннолетних – писк комара. Ну, отчитают родителей вместе с их дитём, а дальше что: дальше по наезженному пути. Родителей надо не «отчитывать», а браться за них всерьёз: штрафовать, принимать к ним самые жёсткие меры. А то как получается? Эти «ребята загорелые с лимана» никомушеньки не нужны – ни милиции, ни родителям, да и самим себе тоже. Одна лишь «вечёрка» отдувается.

У Министерства образования так и не сложилась логичная и умная концепция очно-заочного, вечернего образования. Ведь это нонсенс: главный установочный документ «Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» последний раз редактировался правительством РФ аж в 1996 году! Всё пущено на самотёк. Нагноится аппендикс, мы его вырежем – и все дела. Сепсис нам не страшен.

И педагоги «вечёрки» порой вынуждены выполнять роль хирурга. Ведь если они видят, что их учащийся совсем никуда не годится, что единый госэкзамен он не сдаст, то они тоже стараются стыдливо освобождаться уже от своего «балласта». Во втором полугодии отчисляются такие совершеннолетние учащиеся. Они пишут заявления «по собственному». И уходят, сами понимаете куда, на вольные хлеба, где их ждёт, увы, не сладкая жизнь.

Вечерники – обычно дети рабочих и крестьян, а то и безработных, им никто не будет оплачивать образование. Вот они и вливаются в штрафные батальоны наркоманов и алкоголиков. Да вот ещё для собственного прокорма детей рожают. Становятся изгоями нашего среднеобразованного общества. Его выкидышами. Они забытые дети, сколько бы мы ни говорили красивых фраз о поголовном образовании. Они по-прежнему будут творцами школьных анекдотов, говоря о том, что «Му-Му» – это рассказ о корове или повесть о конфетной фабрике. А Иван Сусанин сотрудничал с батькой Махно или Петлюрой.

Сейчас утлое судёнышко вечерней школы слепо барражирует между Сциллой всеобуча и Харибдой Единого Госэкзамена. Тут у кого хочешь руки опустятся. Но учителя «вечёрки» шутят (сквозь слёзы): «В первом полугодии выполним «всеобуч», во втором будем сдавать ЕГЭ».

Выхода из узкой щели, отнюдь не мифической, почти нет. Или есть? Если построить умную концепцию вечерней школы, снабдить её соответствующими документами. Произвести действительно большую перемену в области вечернего очно-заочного образования. Это вполне может сделать раздутый до неимоверных размеров штат чиновников от образования. Может?..

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№39 (6293) (2010-10-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:
04.01.2011 17:58:02 - Юрий Дмитриевич Нечипоренко пишет:

Лейтмотив - сочувствие к учителю!

Яркая и проблемная статья, в которой чувствуется боль за юношей и девушек, видно самопожертвование учителей, предлагается попытка выхода из сложной ситуации. Эта статья "берет за живое". Я не увидел в ней критики и охаивания вечерников, дискредитации системы образования (о чем пишут в других комментариях). Лейтмотив автора - сочувствие к учителю, тревога за учеников. На мой взгляд, аналитическую часть статьи можно было бы развить в отдельное исследование, что же касается эмоциональной и этической составляющей этой работы - они безукоризненны, как мастерская проза, выходящая из-под пера писателя Николая Ивеншева. Доктор физ.-мат наук, преподаватель МГУ и старший научный сотрудник Академии Наук Юрий Нечипоренко

02.01.2011 13:19:44 - Марина Сергеевна Виноградова пишет:

Читать нужно внимательно!

Добрый день всем! Я, конечно, не учитель вечерней школы, поэтому, наверное, способна более трезво взглянуть на ситуацию. Уважаемые авторы комментариев, вам что же 31 декабря больше делать было нечего, как высказывать "праведный" гнев в адрес автора статьи "Выкидыши" Н.Ивеншева? Такой "организованный " хор вызывает некоторое недоумение. Почему вас так возмущает название, понять можно, как можно понять и то, что автор имел в виду вовсе не всех выпускников вечерней школы поголовно, а именно тех, кто был вынужден пойти в вечернюю по "всеобучу", но не получил аттестат "по интеллекту". Именно о них - боль автора, как и боль всех тех педагогов, которые понимают - нынешняя система образования - путь в никуда. Н.Ивеншев взывает к чиновникам Министерства образования: "Наведите порядок! Дайте "вечерке" необходимую правовую базу! Сколько же можно ей барахтаться на местах "кто во что горазд"! Вот главная мысль данной статьи, но чтобы её понять нужно просто ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЙ!

31.12.2010 13:13:01 - Людмила Михайловна Громова пишет:

Возмущена цинизмом автора!

Прочитав статью Н.Ивеншева "Выкидыши", была возмущена столь откровенной циничностью в адрес не только вечерней школы, но и дневной. Автор в оскорбительной форме называет учащихся вечерней школы "выкидышами", а вечернюю школу слепой кишкой", "отстойником". Но разве можно так называть моих учеников, которые закончили вечернюю школу успешно и поступили в ВВУЗы и техникумы?. Они рады тому, что смогли реализовать себя в жизни и дальше быть полезными обществу. Да, проблем много в вечерней школе. И учим мы разных по интеллекту учащихся, но надо дать возможность тем, кто выбрал для себя другой путь, решил продолжить двигаться и доказать самому себе, что он может достичь определенных результатов. Я считаю, что вечерние школы имеют право на жизнь. Заведующая учебно-консультационным пунктом, учитель русского языка и литературы Л.М.Громова.

31.12.2010 13:12:33 - Игорь Жук пишет:

Коментарий на статью Ивеншева "ВЫКИДЫШИ"

Прочитав статью Н.Ивеншева "Выкидыши", была возмущена столь откровенной циничностью в адрес не только вечерней школы, но и дневной. Автор в оскорбительной форме называет учащихся вечерней школы "выкидышами", а вечернюю школу слепой кишкой", "отстойником". Но разве можно так называть моих учеников, которые закончили вечернюю школу успешно и поступили в ВВУЗы и техникумы?. Они рады тому, что смогли реализовать себя в жизни и дальше быть полезными обществу. Да, проблем много в вечерней школе. И учим мы разных по интеллекту учащихся, но надо дать возможность тем, кто выбрал для себя другой путь, решил продолжить двигаться и доказать самому себе, что он может достичь определенных результатов. Я считаю, что вечерние школы имеют право на жизнь.

31.12.2010 13:08:39 - Ольга Кузнецова пишет:

Благодарность учителям!

Я хочу выразить благодарность всем педагогам, которые помогали мне в подготовке к ЕГЭ. Это учитель математики Кельчина Нина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Громова Любовь Михайловна. Очень благодарна за их терпение, отзывчивость и даже в самые трудные моменты, когда у меня были проблемы с учебой, я не в обиде на них, ведь они помогли мне, осуществили мою "мечту", теперь я смогу получить высшее образование. Сердечное спасибо! Выпускница 2010 года Кузнецова Ольга.

31.12.2010 13:08:38 - М.И. Капшук пишет:

Отзыв на статью Ивеншева "Выкидыши"

Н. Ивеншев поднимает серьёзные вопросы. Проблем в вечерней школе много и они, действительно, таковы. Но решать «снизу» их никак не получится. Единственное, жаль, что в средних школах «плохие» ребята – исключение, а в нашей «вечерней» - хорошие ребята – исключении. Но ради них, лично я, с большим удовольствием иду на консультации. Могу ли я их назвать «выкидышами»! Я переживаю за них, постоянно на телефоне, индивидуальные беседы, с соц. педагогом и директором на выездах. Обычная средняя школа «отдыхает», она и не представляет, что так можно работать. Сначала надо собрать ребят, усадить их, решить их проблемы, «разрулить» ситуации между учащимися и учителями, а потом уже и подготовить к ЕГЭ. Это уже «сизифов» труд, который необходимо оценивать по достоинству. Ивеншев кинул клич. Будет обидно, если «полетят головы» у нижестоящих членов, у людей, кто «пашет» и кто переживает за наши школы. Рыба гниёт с «головы». Лечить надо общество и создавать мудрые законы. Многие ребята работают на производствах и я, как зав. УКП, стараюсь помочь этим ребятам сдать и зачёты, и контрольные. И те, кому это необходимо, искренне благодарны. Сегодня, 30.12.2010г., запомниться мне надолго. Я видела «горящие» глаза мальчишек Севостьянова А., Истомина Н., Гулеватого А., которые работают на строительных объектах, учатся в ПУ-45, и в нашей вечерней сдают зачёты выполняя учебный план.

31.12.2010 13:04:13 - Анна Трубачёва пишет:

Благодарность учителям!

Спасибо Вам, наши дорогие учителя! Вы просто молодцы! Я благодарна судьбе, что мне удалось с Вами встретиться. Желаю Вам всег благ! Как бы я хотела, чтобы моих детей учили такие замечательные люди!. Выпускница вечерней школы Трубачева Анна.

31.12.2010 13:01:46 - Кирилл Овчинников пишет:

коментарий на статью Ивеншева Николая

Письмо директору вечерней школы. Здравствуйте, уважаемая Елена Антоновна и весь педагогический коллектив! Пишу вам письмо я - Овчинников Кирилл, выпускник 2007 года. Пять месяцев я был в учебном подразделении ШМС (Школа Молодых специалистов) и осваивал свою специальность по изучению азбуки Морзе на самой высокой скорости, после чего сдал экзамен на "5" и был переведен для дальнейшего прохождения службы в г.Таганрог в войска радио-разведки особого назначения. Сейчас я стажируюсь на боевом посту и через месяц я уже буду заступать на боевое дежурство. Сейчас я с благодарность вспоминаю Вас, ваш терпеливый труд и то, что я пошел служить, получив среднее образование. До свидания. С уважением, Кирилл.

31.12.2010 12:59:37 - Валентина Семёновна Ангелуша пишет:

циничное и оскорбительное поздравление!!!

Более циничного и оскорбительного поздравления в завершающий год учителя и с наступающим новым годом представить трудно. Да, действительно, учителя нашей огромной страны, а не только Красноармейского района, должны выполнять закон "об образовании" и учить всех. В вечернюю школу идут те, кто решил совмещать работу и учебу, идут те, кто в свое время по тем или иным причинам не получил среднее образование, и теперь остро в нем нуждается. Ради них и работают учителя вечерней школы и получают удовлетворение, когда выпускники вечерней школы наравне с выпускниками дневной школы, поступают в ВУЗЫ, техникумы. Получив аттестаты в вечерней школе, сейчас получают высшее образование Комарова Анна, Пономарев Владимир,, Минцева Татьяна и другие. Сейчас, в 12 выпускном классе учиться Афанасова Людмила, мать двух детей. Её старший сын уже студент. Она мечтает получить высшее образование, и "вечёрка" ей помогает. Вместе с ней, следует отметить Носко Наталью, Панченко Анну, Кашину Анастасию. Эти ученики хотят сдать экзамены по выбору и продолжить обучение в высших учебных заведениях. Более престижных учеников представить трудно. И ради них учителя вечерней школы проводят консультации не только по расписанию, но и дополнительные занятия в удобное для учащихся время. Проблемы есть, но то, как они преподнесены Н.Ивеншева "Выкидыши", заслуживает только возмущения. Заведующая учебно-консультационным пунктом, учитель биологии В.С.Ангелуша.

31.12.2010 12:55:54 - Т.Г. Кондратьева пишет:

мнения на статью Николая Ивеншева "Выкидыши"

Проблема, которую поднял Н.Ивеншев в статье "Выкидыши", есть. И никуда ото этой проблемы нам не уйти, её надо решать и решать немедленно. Мне кажется, что именно эту цель преследовал автор - привлечь внимание к проблемам вечерней школы, показать её резко, выпукло, зримо. Отсюда и своеобразный язык статьи - обтекаемые, мягкие фразы здесь не годятся. Может быть, перегиб в стиле, но это уже дело вкуса. Пусть не обижаются хорошие, целеустремленные ученики вечерней школы, они ведь редкое исключение в коллективе. А большинство учащихся не хотят учиться (особенно в 10 классах), ну не нужен им аттестат, не нужны им знания. Закон о всеобщем среднем для них и их родителей - лишняя головная боль. ЕГЭ действительно обнажил болевую точку образования. Какой выход? Не знаю. Может быть, тем, кто сдает только два обязательных экзамена нужен другой, упрощенный вариант, они ведь все равно в институт не попадут. Заведующая учебно-консультационным пунктом, учитель русского языка и литературы Т.Г.Кондратьева.

31.12.2010 12:49:49 - елена Владимировна Доронина пишет:



Отзыв на статью «Выкидыши» Н. Ивеншева Н. Ивеншев поднимает серьёзные вопросы. Проблем в вечерней школе много и они, действительно, таковы. Но решать «снизу» их никак не получится. Единственное, жаль, что в средних школах «плохие» ребята – исключение, а в нашей «вечерней» - хорошие ребята – исключении. Но ради них, лично я, с большим удовольствием иду на консультации. Могу ли я их назвать «выкидышами»! Я переживаю за них, постоянно на телефоне, индивидуальные беседы, с соц. педагогом и директором на выездах. Обычная средняя школа «отдыхает», она и не представляет, что так можно работать. Сначала надо собрать ребят, усадить их, решить их проблемы, «разрулить» ситуации между учащимися и учителями, а потом уже и подготовить к ЕГЭ. Это уже «сизифов» труд, который необходимо оценивать по достоинству. Ивеншев кинул клич. Будет обидно, если «полетят головы» у нижестоящих членов, у людей, кто «пашет» и кто переживает за наши школы. Рыба гниёт с «головы». Лечить надо общество и создавать мудрые законы. Многие ребята работают на производствах и я, как зав. УКП, стараюсь помочь этим ребятам сдать и зачёты, и контрольные. И те, кому это необходимо, искренне благодарны. Сегодня, 30.12.2010г., запомниться мне надолго. Я видела «горящие» глаза мальчишек Севостьянова А., Истомина Н., Гулеватого А., которые работают на строительных объектах, учатся в ПУ-45, и в нашей вечерней сдают зачёты выполняя учебный план.

31.12.2010 12:49:22 - Маргарита Михайловна Радчнеко пишет:

«Вечерка» необходима!

Выпускники 9-х классов, действительно, отправляются в 10 класс вечерней школы. Но это те, которые очень слабо учились в дневной школе. Причина -умственные способности, неблагополучие в семье. Те учащиеся, которые хотят учиться – учатся. Вечерняя школа выполняет учебную и воспитательную функции. Я не согласна с тем, что вечерники никому не нужны. Да, бывают случаи, когда у нас учатся беременные девушки, но среди них встречаются такие, которые хотят получить образование. ЕГЭ-это серьезно, трудно. Но для тех, кто хочет найти себя в жизни, это необходимо. Многие выпускники нашего УКП поступили в ВУЗы, ССУЗы, сельхозакадемию. Они благодарны нам, что мы дали им знания и путевку в жизнь. Учитель русского языка Стеблиевского УКП Колесник Л.Н.

31.12.2010 12:47:36 - елена Владимировна Доронина пишет:

мнение на статью Ивеншева

Статья «Выкидыши» Н. Ивеншева слишком жестокая по отношению к учащимся и учителям вечерней школы. Да, в вечерней школе учатся сложный контингент учащихся с разным прошлым и настоящим, но не стоит их называть «выкидышами» и т.д. ведь они тоже личности. Да, учителям, работающим в вечерней школе, очень трудно воспитывать и обучать ребят, которые пришли по разным причинам к нам, но мы всё же убеждаем их, что надо учиться – ведь это очень пригодиться в нашей современной жизни. Могу привести множество примеров о том, что вечерняя школа нужна и как она помогла в судьбе выпускников: Овчинников С.В. – лучший механизатор РГПЗ им. Майстренко 2008, 2009, 2010 годов, заочно учился, в настоящее время студент аграрного университета Соколовский В.В. – лучший поливальщик 2009, 2010 годов. Проблемы в вечерней школе есть, но не стоит так оскорблять человека, которому трудно, который когда-то оступился. Заведующая УКП при МОУ ООШ №33 Доронина Е.В.

06.10.2010 23:50:14 - Она она Опятьона пишет:

Не может - не велено.

"Ну, отчитают родителей вместе с их дитём, а дальше что: дальше по наезженному пути. Родителей надо не «отчитывать», а браться за них всерьёз: штрафовать, принимать к ним самые жёсткие меры. А то как получается? Эти «ребята загорелые с лимана» никомушеньки не нужны – ни милиции, ни родителям, да и самим себе тоже. Одна лишь «вечёрка» отдувается." Так и обычная школа тоже бессильна. Кому-то нужно, чтобы молодёжь развращалась. Полагаю, сокращения начнутся именно с вечерних школ. А уж аппарат чиновников только раздуется - это ж сколько народу прикормится на самой процедуре сокращений! Не говоря уже о взятках за оттягивание светлого момента.


Николай ИВЕНШЕВ


Выпуски:
(за этот год)