(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Читают, но что?

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Общим местом в наши дни стало мнение о том, что современные дети ничего не читают: я с этим категорически не согласна и, честно говоря, давно хотела об этом написать, тем более что ответ на вопрос «читают – не читают» не столь однозначен. Не написала же до сих пор потому, что дети, о которых пошла бы речь, были моими, а стало быть, говоря об их читательских пристрастиях, я бы так или иначе оценивала свою работу.

Но мои дети выросли и ушли из школы. Я ушла вместе с ними и была уверена, что этот сюжет для меня исчерпан. Но меня позвали в другую школу, и я согласилась. Желая прояснить круг чтения учеников, дала им сочинение «Моя любимая книга». И когда работы – а их оказалось около ста – были проверены, поняла, что тут есть о чём подумать.

Во-первых, хочу оговориться, что сочинение писали ученики 8-х и 10-х классов, то есть тринадцатилетние подростки и шестнадцатилетние юноши и девушки.

Начну с первых. Вот круг читаемых ими (в 13 лет) авторов: Пушкин, Тургенев, О. Генри, А. Линдгрен, А. Кронин, Д. Лондон, О. Уайльд, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ильф и Петров, Стругацкие, В. Железников. «Лидером продаж» стал А. Дюма: «Три мушкетёра», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». Согласитесь, и круг широкий, и авторы достойные, настораживает одно… но об этом ниже.

Дети очень эмоционально написали о любимых книгах. Вот несколько цитат.

«Этот рассказ («Дары волхвов». – И.К.) одновременно романтичен и трагичен, но всё равно это «светлый рассказ», ведь два человека жертвуют самым дорогим, что у них есть, ради любви».

«Роман «Граф Монте-Кристо» мне очень понравился, потому что он полон интриг, тайн и приключений».

«Меня поразила их (Смока Беллью и Малыша. – И.К.) дружба. Сейчас не так-то легко найти настоящего друга, который всегда придёт тебе на помощь».

И фраза, заставившая меня вздрогнуть: «Книга («Город» Клиффорда Саймака) очень интересна, и, может быть, читая её, вы поймёте, какое страшное существо – человек…»

Что касается шестнадцатилетних, то и тут круг авторов, что называется, неслабый: Толстой, Достоевский, Гончаров (это, как вы понимаете, книги из обязательного списка на лето), М. Митчелл, С. Кинг, опять-таки Ильф и Петров, Булгаков, Акунин, а также множество авторов фэнтези и фанфикшн.

А вот и цитаты.

«Обломов» понравился мне потому, что мне, как и главному герою, не повезло в любви…»

«Преступление и наказание» – первая книга из классики, которая пришлась мне по душе…»

«Прочитав «Войну и мир», я даже зауважал себя: такую громадину осилил…»

Согласитесь: хорошие книги – умные отзывы. Чего бы, казалось, ещё?

А вот чего: и в том, и в другом списке есть, на мой взгляд, два существенных пробела, две terra incognita: поэзия и современная литература.

Если уж и говорить о том, что наши дети чего-то не читают, так это поэзия. Может, они потому такие прагматичные, что не читают поэзию, а может, наоборот: не читают, потому что прагматичные.

Приведу один пример. В сказке Экзюпери есть такой персонаж – торговец пилюлями. Он говорит Маленькому принцу, что торгует пилюлями, благодаря которым человек не испытывает жажды в течение недели и таким образом экономит 53 минуты. На что Маленький принц замечает: «Будь у меня 53 минуты свободных, я бы пошёл к роднику…» Спрашиваю у восьмиклассников: «А будь 53 минуты свободных у вас, что сделали бы вы?» Десять спрошенных ответили, что сделали бы уроки на послезавтра. А один – что поспал бы.

Обидно не за поэзию, а за тех, кто её не читает.

За тех же, кто не читает современную прозу, просто тревожно.

Посмотрите: в обоих списках она представлена лишь именами В. Железникова («Чучело») и Б. Акунина. А где же хотя бы те, кто, как говорится, на слуху: А. Иванов, Ф. Искандер, В. Маканин, В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Д. Рубина, А. Петрушевская, Л. Улицкая?

Вы скажете: это дело вкуса. А мне видится здесь нечто иное: установка на нежелание «грузиться» сегодняшними проблемами (ведь современная литература, как правило, говорит именно о них).

И установку эту дают родители. Увидев в предложенном мною списке для внеклассного чтения книгу П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», родители резко запротестовали (дело было на родительском собрании): книга, мол, травмирует детскую (я предлагала эту книгу 10-му классу!) психику (на мой вопрос: «А как насчёт Раскольникова?» – мне ответили: «Это классика. По ней сочинение писать»), к тому же в ней много неприличных слов и стоит она 400 рублей.

Действительно, за книгами современных авторов нужно куда-то идти, за них нужно платить, а сочинения по ним не будет: так где же смысл? (Поневоле задумаешься, кто сегодня прагматичнее: дети или взрослые?) Что касается травмирования психики, то разве книга, как завещал классик, не должна «глаголом жечь сердца»?

А что до «неприличных слов»… Да, современной прозе свойственна, скажем так, лексическая пестрота. Но ведь и герои её – студенты, журналисты, военные, бомжи – не могут (и не должны) изъясняться на литературном языке. В этом была бы неправда.

Хочу быть понятой правильно.

Я не за то, чтобы не уроках читать книги с матом, я против брезгливого отношения к современной литературе и – шире – жизни. Почему мы жалеем «Мальчика у Христа на ёлке» и отворачиваемся от героя Павла Санаева? Разве последний не такой же маленький человек? Или всё дело в том, что санаевский мальчик для нас «жизнь», мальчик же Достоевского – «литература», а, как говорит герой одного из моих любимых современных романов Географ: «Легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно».

Я за то, чтобы – через современную литературу – дети пристальнее вглядывались в то, что рядом, чтобы они научились жалеть и любить ближнее, а значит, ближнего.

Правда, герой другого моего любимого романа говорит брату Алёше: «Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних».

Но хочется верить, что не «невозможно» – просто нужно учиться.

А где же и учиться, как не в школе?

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№44 (6298) (2010-11-03)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2.8
Проголосовало: 8 чел.
12345
Комментарии:
11.11.2010 13:01:46 - Алексей Фёдорович Буряк пишет:



В этом году автор этой публикации, Инна Кабыш,заявляла на весь МИР, что она уходит со ШЛОЛЫ вместе со своими выпускниками... НУ, и замечательно... Уходит, так и уходи, было бы куда!!?? Но вот здесь заявляет, что её позвали в другую ШКОЛУ и она пошла... ДА ЭТА КАБЫШ совершенно не хозяин своим словам!!? Ей ничего не стоит сегодня пообещать, а завтра изменить!! И судя по тому, что я прочитал в её последней публикации, ей ничего не стоит кого-либо обмануть, запросто изменить любому, продать кого-то и предать... И я удивляюсь, как могла редакция такой уважаемой газеты опубликовать низкий по качеству её материал ... и опубликовать не где нибудь в районной газете, а в "Литературной газете", которую читают многие и в бумажной версии и в интернетовской....

11.11.2010 11:21:32 - Александр Иванович Глазов пишет:

Дорогая Инна Александровна,

увы, после знакомства с Вашими литературными пристрастиями становится горько и появляется желание "прояснить круг чтения" отнюдь не учеников, а некоторых учителей словесности

06.11.2010 13:53:02 - Вера Матвеева пишет:



Дорогая Инна Александровна! Замечательно, что Вы "за то, чтобы – через современную литературу – дети пристальнее вглядывались в то, что рядом, чтобы они научились жалеть и любить ближнее, а значит, ближнего". Дело-то Вы затеяли хорошее, а средства, к сожалению, выбрали неподходящие. Читать самой – это одно, а рекомендовать ученикам – это большая ответственность. Реакция родителей вполне понятна. Обсуждая эту тему и на педагогических семинарах, и между собой, мы, учителя русского языка и литературы, пришли к выводу, что рекомендовать ученикам можно только одну современную книгу – "Мордоворотик" Мани Маниной, потому что это единственная книга, которая учитывает особенности психологии подростков. Я сама вот уже шесть лет провожу уроки по этой книге, взяв за основу методическую разработку учителя-новатора М.Аликиной. Уроки всегда получаются интересными, удачными. И ученики, и родители меня горячо поддерживают. Думаю, и родители Ваших учеников возражать не станут. О своем уроке по книге "Мордоворотик" я даже написала статью для ЛГ, обещали напечатать, но потом, наверное, передумали, видно, посчитали, что эта тема никому не интересна. Но вот Вы тоже пишете на эту тему, и для Вас эта информация была бы полезна. Нам, учителям, нужно больше общаться, чтобы не изобретать велосипед, а перенимать успешный опыт коллег.

04.11.2010 20:23:42 - Леонид Серафимович Татарин пишет:

Пелевин, Толстая?

Разве можно предлагать их детям?

04.11.2010 16:58:53 - Алексей Фёдорович Буряк пишет:



Автор очень слабо отстаивает чистоту русской речи... Вот её слова:" Я не за то, чтобы на уроках читать книги с матом..." и т. д. Своё стихотворение, которое я предложу на эту тему упорно нигде не хотят замечать... именно такие не отстаивающии чистоту речи. СЛОВО /Не сквернословьте, берегите речь,/ Когда беда и на душе тревожно./ Родной язык надо ценить, беречь,/ Со словом обращаться осторожно./ Иначе кто мы на земле святой?/ Ничтожнейшее племя вырожденцев/ Наполненное сытой пустотой/ И сквернословья сказочных умельцев./ Ведь скверна – деградация, откат/ Туда, откуда трудно возвращаться./ И там, где установка на закат,/ Никто не будет словом восхищаться./ А в слове нашем – смысл и красота,/ И сила, и уверенность, и вера,/ Прозрачность, музыкальность, чистота…/ И всем делам, поступкам нашим мера./ --- --- --- --- --- Алексей Буряк, Днепропетровск burur@mail.ru

03.11.2010 13:54:25 - Людмила Константиновна Сливка пишет:

Дети - они умные

К сожалению, современная проза не о маленьких людях, а, в основном, проза маленьких людей. В ней нет идеи, нет ничего высокого, благородного, нет идеалов, и дети это чувствуют нутром. Ведь дети - масималисты и мечтатели, а где в современной литературе высокая яркая мечта? И родители вряд-ли могут их приобщить к современной литературе - она примитивна и скучна в сути своей, не в литературной форме, а именно в сути. Да и жизнь "народных масс" такова, как литература - без веры в будущее. Надежды, конечно, есть, а веры в будущее, обоснованной, подкрепленной реальностью - нет. Вот это литература современная и отражает. Детям в ней читать нечего.


Инна КАБЫШ


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов