(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

За два года до Рюрика

ПЛАНЕТАРИЙ

Наша интеллигенция сбилась с ног в поисках национальной идеи. Одни ищут её в православии, другие ратуют за социал-дарвинизм, фарисейски называя его либерализмом, а третьи целиком и полностью погрузились в «дела давно минувших дней».

Грустно наблюдать, как историки-любители и назначившие себя писателями образованцы с комиссарским блеском в глазах пытаются внушить многомиллионной телеаудитории, что наша история не что иное, как череда бесполезных злодейств и бессмысленных кровопролитий.

А между тем 1150 лет назад, в 860 году, произошло важнейшее для российской и мировой истории событие, которое смело можно считать первым засвидетельствованным многочисленными средневековыми источниками доказательством существования у наших предков государственности, что позволило иметь достаточно мощный по тем временам военный флот. Речь здесь идёт о нападении флота русов на Константинополь.

Об этом хорошо организованном и, видимо, хорошо спланированном нападении сообщает свидетель этого события константинопольский патриарх Фотий в двух гомилиях и в своём знаменитом «Окружном послании». Ему вторят другие современники этого военного похода: архиепископ Никодимский Георгий, римский папа Николай I, Иосиф Песнописец и многие другие. В «Повести временных лет» это событие освещено как поход Аскольда и Дира.

В древнерусской истории трудно найти событие, которое освещалось бы столь подробно в более чем двадцати пяти византийских, западноевропейских и древнерусских источниках, что, несомненно, говорит о том, какое большое значение придавали этому событию народы средневековой Европы. Это свидетельство о первом серьёзном выходе Руси на международную арену.

При этом в послании патриарха Фотия к восточным иерархам содержится приглашение их на Константинопольский собор. Предстояло обсудить прежде всего учение об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Filioque), а также противозаконные действия папы римского, который осудил и отлучил патриарха Фотия на Римском соборе 863 г. Послание содержит также информацию о крещении русов. «Но ныне и они (русы), – пишет патриарх Фотий – переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан».

Необходимо отметить, что событиям 860 года предшествовал набег «великой русской рати» во главе с «сильным князем Бравлином» на южнокрымские города в конце VIII века. Об активизации русов в конце VIII – начале IX вв. говорит и греческий текст «Жития Георгия Амастридского».

Однако нападение флота русов на Константинополь не идёт ни в какое сравнение с вышеописанными событиями по количеству нападавших кораблей и высокой степени организации похода, требовавшей привлечения огромных по тем временам материальных и человеческих ресурсов, что возможно только на стадии существования государственности. «Отсюда начнём и числа положим», – сказано об этом походе в «Повести временных лет», где летописец утверждает, что именно после него наша земля стала называться Русскою.

Одним из главных последствий этого похода явилось не только установление дипломатических и торговых отношений с Византией, но и начало Крещения Руси, которое непосредственно связано с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия.

Об этом и ещё многом другом говорили участники Международной научной конференции «Начала Русского мира», проведённой в Санкт-Петербурге при поддержке ЮНЕСКО. Заслушав и обсудив доклады коллег из России, Украины, Беларуси, Греции, Франции и Швеции, историки пришли к единому мнению, что сложный процесс становления Руси как независимого полиэтничного государства, где язычество уже соседствовало с христианством, необходимо выводить не от появления или отсутствия в стране той или иной правящей династии, а от первого известного дипломатического признания Руси на международном уровне. В условия мирного договора 860 года вошли пункты об установлении дипломатических отношений между двумя государствами, о выплате Византией дани русам, разрешении им вступать на службу в византийскую армию, вести торговлю на территории империи, посылать в Византию дипломатические миссии, а также пункт о Крещении Руси. Подобные условия договора свидетельствуют о том, что Русь задолго до появления династии Рюрика (862 г.) сформировалась как полноценное самостоятельное государство, с которым вынуждены были не только считаться соседние державы, но и устанавливать равноправные международные дипломатические и экономические отношения. Немаловажным пунктом данного двустороннего договора был пункт о Крещении Руси, благодаря чему на Руси со времён князя Аскольда начался постепенный процесс проникновения христианских ценностей и культуры и приобщение Руси к мировой византийско-христианской цивилизации.

Именно с похода Руси на Царьград в 860 году древнерусский летописец выводит начало Руси и её государственности. «Повесть временных лет» отмечает, что именно с этого времени «начася прозывати Руська земля». И именно с этого события древнерусские летописцы вели хронографический отсчёт в своих летописях: «Отсель начнём и числа положим». Это свидетельство отечественной летописи является веским подтверждением исторической и политической важности похода 860 г. и достигнутых дипломатических договорённостей для международного утверждения Руси как полноправного независимого государства.

Владимир ШЕМШУЧЕНКО

Санкт-Петербург

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№45-46 (6299) (2010-11-17)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 8 чел.
12345
Комментарии:
23.11.2010 16:37:02 - юрий дмитриевич шатунов пишет:

За два года до Рюрика

УВ. ЛС Агееву Из Вашего суждения следует, что Власть связываеся с христианской традицией. Но государства возникли за многие тысячелетия до появления христианства и даже до единобожия, в том числе греческая и римская демократии.

19.11.2010 10:42:34 - Леонид Семенлвич Агеев пишет:

О природе власти и государственности (дополнение).

Так была ли государственность у восточнославянских народов до призвания на правление в их землю Рюрика с братьями, отцом которых был конунг викингов Хакон, а матерью средняя дочь правителя славян Гостомысла? Вопрос этот исключительной важности, который может раскрыть философскую проблему о природе высшей власти в стране. Апостол Павел в свое время писал: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо всякая власть от Бога". Прав ли он? Скажем прямо - да, для того времени это было именно так. В доказательство этого положения сошлемся на отношение правителя Киевской Руси Олега к Игорю, сыну Рюрика. Известно, что Олег был дядей Игорю. Он был от младшей дочери Гостомысла и отцом его был норманн благородного проихождения, которых называли ярлами ( от них произошел аристократический слой зарождающегося государственного образования - бояре). Кажется, когда Рюрик умер, оставя сына в малолетних годах, власть должна перейти к его ближайшему взрослому родственнику, обладающим для этого соответствующими качествами. Таким и был Олег. Действительно, он и принял власть, но при этом всегда имел в виду, что источником его власти является великий князь Игорь, хотя тот и был еще неразумным ребенком. Поэтому Олег чувствовал и понимал, что он по своему происхождению не может быть источником высшей власти, а потому по этой причине его сын не может наследовать ему. И заметьте, что никаких правовых актов по этому случаю не было, и не могло быть в то время. Так откуда исходило это чувство? Ответ может быть только один. Это было действие высших, небесных сил. Отсюда идет и отношение новгородцев к наследникам Рюрика. Новгородцы по своему происхождению (там было несколько боярских родов) высоко ставили себя, и кажется могли выбрать себе достойного князя из своей среды. Но нет, они всегда искали себе князя, пусть даже и незаконнорожденного, но только из рюриковичей. А это значит, что зарождение государства могло быть только там, где имелся источник высшей власти в лице ее носителя, которому эта власть даровалась от Бога. Вот на этом и покоится покорность подданных царской власти, отсюда и идут слова Апостола Павла. В контексте сказанного, понятно, что начало русской государственности мы должны связывать с момента призвания Рюрика и его братьев на правление в славянскую землю. И в 2012 году страна должна отпраздновать 1150-летие со дня зарождения русской государственности. Событие это наиважнейшее в истории нашего отечества, а потому проигнорировать его мы не имеем никакого морального права. В противном случае мы будем не людьми, а лузерами, не достойными иметь свою государственность. Что касается сегодняшнего положения в этом вопросе, то оно в корне изменилось. Развитие общества и всеобщей грамотности населения изменило отношение Всевышнего Творца к источнику высшей власти. Теперь высшая власть передается всему взрослому населению страны. Наступило время демократии, то есть власти народа. Очевидно, отсюда идет и народная мудрость, выраженная в словах: "Глас народа - Божий Глас". И тот, кто сегодня выступает против народного гласа, есть враг народа, враг демократии. А таких у нас немало, кричащих, что не надо доверять народному мнению, а надо слушать их, имеющих не одно высшее образование, и только они могут дать счастье народу. Фарисейство чистой воды. Вот уже 20 лет мы прислушиваемя к их мнению этих людей и видим один результат - идет бесстыдное ограбление народа страны, и при этом никто, повторяю, никто не счастлив, хотя довольных бесстыдников и моральных растлителей в обществе полно. При продолжении такой политике конечный результат непредсказуем, но то, что он будет печальным, в том сомнений нет.

19.11.2010 09:39:30 - Василий Андреич Крылов пишет:

история отечества

Оскудела наша земля настоящими историками, оскудела, а которые есть не хотят, или им не позволяют проводить исследования старины глубокой.

18.11.2010 11:24:38 - Леонид Семенлвич Агеев пишет:

Будет ли в скором времени реальная история России

Хотелось бы поддержать автора в его патриотическом настрое по вопросу исторического значения для русской государственности первого похода руси на Византию 860 года, но не могу по двум причинам. Первая состоит во многих неточностях и ошибках автора, как-то: ни Аскольд, ни Дир, не были князьями, и не они возглавили данный поход; никакого мирного договора в результате этого похода заключено не было - он был крайне неудачен; набег русов под предводительством Бравлина на греческие города Причерноморья мог состояться не ранее 842 года. Вторая причина состоит в авторской недосказанности многих существенных моментах этого похода, без чего нельзя трактовать этот поход с исторической точки зрения и его значения для становления русской государственности. Не сказано, что собой представляла новая народность в генетическом плане, причинно-следственные связи этого предприятия, кто готовил поход на столицу Византии и, наконец, откуда взялся военный флот у русов и, где же он мог базироваться. Без знания ответов на эти вопросы, проводить международную научную конференцию, это значит «переливать из пустого в порожнее». А ведь ответы на поставленные вопросы есть, и их знает директор института российской истории РАН А.Н.Сахаров. Но присутствовал ли он на данной конференции? Хотелось бы об этом знать. Я жду уже много времени, что в нем историк-профессионал возьмет верх над человеческими слабостями, тем более, что его положение, как директора института, координатора всех знаний по истории России, ко многому обязывает. И только от него зависит, получит ли народ страны учебник по истории своего отечества, отражающий реальное положение дел по историческому прошлому российской государственности.

17.11.2010 19:21:38 - юрий дмитриевич шатунов пишет:

за два года до рюрика

Странноватая у нас наука история. О князе Бравлине знает, а историю начинает от 860г.Никак от варяг отлепиться не можем.Китайцы, японцы да и другие многие народы стараются разглядеть свою историю в глубине тысячелетий, а мы худородные все никак из средневековья не выберемся.


Владимир ШЕМШУЧЕНКО


Выпуски:
(за этот год)