(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Наше московское кино

«Горький чтил женщин»

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

Георгий ТАРАТОРКИН, актёр: «Горький чтил женщин»

Максим Горький с Марией Закревской. Съёмка в Хохловском переулкеПремьерный показ телефильма «Плен страсти», рассказывающий о любимых женщинах писателя Максима Горького, состоится 21 ноября в ЦДЛ. Главную роль в картине сыграл известный актёр Георгий Тараторкин.

Георгий Георгиевич, в новом четырёхсерийном телефильме «Плен страсти» вы играете главного героя – Максима Горького. Мнения о нём можно услышать самые противоречивые. Одни считают его гениальным художником, другие – посредственным литератором, который стал в своё время главным писателем страны по большей части благодаря знакомству с руководителями большевиков, прежде всего с Лениным. Какой образ вы создали в своей картине?

– Алексей Максимович, как всякий исключительный человек, был заложником меняющихся контекстов времени. Каждый контекст времени избирает из такой незаурядной судьбы, как у Горького, только то, что выгодно конкретному режиму в данный момент.

Писатель постоянно находился между молотом и наковальней. Мой герой в фильме говорит: «Я знаю, что меня не должны любить ни те, ни другие. Я с этим примирился. Да, я действительно очень часто бываю двойственным. Но я никогда не лукавил. А с нынешней властью приходится лгать и притворяться, иначе нельзя».

А делал он это во имя того, чтобы спасать людей. Силой своего авторитета Горький помог избежать ссылок, тюрем и даже смерти огромному числу писателей, поэтов, учёных. Но в контексте нынешнего времени этот факт, как говорится, «не в кассу». Даже пытаются навязать точку зрения, что Горький был просто прислужником советского режима.

Всех получалось спасти?

– Увы. Например, Горький тяжело переживал смерть Блока. Несмотря на все усилия писателя, Блока не выпустили на важнейшее для спасения его жизни лечение за границу. В нашем фильме есть сцена, в которой Алексей Максимович называет убийц этого великого поэта. Это практически вся верхушка тогдашней власти, включая В.И. А потом эстафету принял И.В. К сожалению, у нас нередко так бывает: избирая какую-то одну ипостась человека, мы выдаём это за абсолютную правду. Хотя обычно это далеко не так.

Какой период жизни писателя охватывает картина?

– Формально с 1902 года, когда он написал свою самую знаменитую пьесу «На дне», и до смерти писателя в 1936-м. Но в нашем фильме политики меньше всего, главное – сокровенные сердечные дела Горького. Отнюдь не про адюльтер. Потому что Горький действительно чтил женщин и понимал, насколько велика их власть над судьбами мужчин.

Каких женщин любил Горький?

– Таких же, как и он сам, – незаурядных. Среди них были и две Марии: неотразимая прима МХАТа Мария Фёдоровна Андреева и Мария Игнатьевна Закревская, известная также как баронесса Будберг, которую на Западе считали шпионкой и называли «красной Мата Хари». Двух Марий в нашей картине сыграли две Елены. Андрееву – Елена Ксенофонтова, Муру Закревскую, как звали её друзья, – Елена Лядова. Из всех женщин, которые были в жизни писателя, Муру Горький любил более всего. Добавлю: по нашей версии.

Где проводились съёмки?

– Если я скажу, что мы снимали на Капри, вы же не поверите? И правильно сделаете, потому что его заменила Абхазия. А Петербург заменили Москвой. Нашли похожий уголок.

Я даже знаю, где именно. Минувшим летом наша газета публиковала репортаж со съёмочной площадки, расположившейся под окнами редакции «Литературки»… Скажите, вам раньше приходилось играть Горького?

– Жизнь – удивительная штука. В самом начале своего творческого пути я работал в Ленинградском театре юного зрителя. В ЛенТЮЗе по произведениям Горького «Хозяин» и «Коновал» был поставлен спектакль «Хозяин». Главным героем этой пьесы был молодой Алёша Пешков, когда он «пошёл в люди». Играл его я.

Была ещё одна удивительная история, правда, с Горьким не связанная. Это случилось давно, в другом государстве, в другую эпоху. Мы тогда в Ленинграде снимали фильм про героев-народовольцев и тирана-императора «Софья Перовская». Я играл народовольца Игнатия Гриневицкого и бросал бомбу в российского императора Александра II. Это была моя первая роль в кино. Спустя 35 лет я снимался в другом фильме, уже про убийц-народовольцев и царя-мученика, – «Любовь императора». И надо же было такому случиться – в том же Питере, на том же самом месте, бомбу бросили теперь в меня, поскольку я играл Александра II.

Надо же!.. Когда вам предложили нынешнюю роль Горького, вы сразу согласились?

– Да. Где уверенность, что завтра мне представится возможность сыграть подобный образ? Конечно, я полон надежд, что фильм получился. А опыт известного режиссёра Станислава Митина, оператора Александра Шубина, как и профессионализм съёмочной группы и актёров, мои надежды поддерживает. Кстати, отрадно, что среди продолжающегося телевизионного шабаша и пошлости кинокомпания «Кино и Театр» решила обратиться к Горькому. А Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы в рамках городской целевой программы создания отечественных телефильмов материально поддержал её творческую инициативу.

По ходу дела мы что-то уточ­няли как по событийному ряду, так и по текстам. Перед съёмками я читал переписку Горького и прочие документы. Зачитаешься! Не знаю, как сейчас, но в советские годы школьников буквально пичкали произведениями Горького. От такого перебора нередко возникало чувство отторжения. Взять хотя бы роман «Мать», который Ленин называл «очень своевременной книгой». Но Горький и сам знал цену тому, что выходило из-под его пера. Кстати, «Мать» была написана в США, где Горький в 1906 году по заданию того же Ленина собирал деньги для большевиков.

А вы как оцениваете творчество писателя?

– Горький великий драматург. Ровно как Чеховский, так же мог быть и Горьковский фестиваль. Возьмите пьесы Горького «Мещане», «На дне», «Варвары», «Дачники», «Дети солнца», «Васса Железнова». Это же фантастическая драматургия! Которую, кстати сказать, мы практически не знаем. К сожалению, в жизни многих людей рано или поздно наступает момент, когда уже стыдно признаться в незнании тех или иных вещей, в частности литературных произведений. И если мы говорим сейчас о писателе Максиме Горьком, то в результате человек так и остаётся без встречи с его миром. Смею надеяться, что этот фильм послужит хорошим поводом, даже провокацией интереса к творчеству великого писателя.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ

Из досье

Георгий Тараторкин (род. 11.01.1945 г. в Ленинграде) – советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР. В 1966-м окончил студию при Ленинградском ТЮЗе им. А.А. Брянцева и до 1974-го играл в ТЮЗе ведущие роли. С середины 60-х начал активно сниматься в кино. В 1971 г. за роль Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» был удостоен Государственной премии РСФСР.

В 1974 г. актёр перешёл в Театр им. Моссовета, где сыграл главные роли во многих спектаклях. В 70–80-х гг., когда поэзия была особенно популярна на эстрадах и радио, Тараторкин много выступал с чтением стихов Блока и других поэтов Серебряного века.

Награждён орденами «Знак Почёта» (1971, 1998), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005).

Статья опубликована :

№45-46 (6299) (2010-11-17)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ


Выпуски:
(за этот год)