(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Работа над ошибками

Имя года – Учитель

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Помните эпизод из бессмертного фильма «Доживём до понедельника», где девятиклассники пишут сочинение? Там симпатичный-циничный герой Игоря Старыгина выбирает беспроигрышную тему – «Образ Катерины»: перескажи Добролюбова – и готово, и никого не нужно пускать в свою душу.

А вот его одноклассница, что называется, «подставляется», потому что искренне пишет о том, «что такое счастье». Она-то, дурочка, действительно поверила, что тема – «свободная».

Между тем «свободных» тем в советской школе не было.

Но прошло время, идеология рухнула. В современном учебнике литературы о той же Катерине отзываются не только Добролюбов, но и Писарев, и Дружинин. А ещё учитель может рассказать, как оценивают героиню Островского современные литературоведы. Подростки вольны выбрать в союзники того критика, чьи суждения кажутся им правильными. Некоторые так и делают. Но большинство предпочитают высказать своё личное мнение. Хорошо ли это? Судите сами.

«Катерина слишком глупа, Тихон не мужчина вовсе, а Кабаниха с Диким строят из себя непонятно кого…».

«Жену он (Тихон. – И.К.) любит, но крайне пассивно…».

«Они оба (Тихон и Борис. – И.К.) эгоисты и трусы…».

Самые простые (для учителя) ошибки в сочинениях – речевые. Легко на полях напротив предложения «Если бы он бы действительно любил бы Катерину, он бы бросил всё и забрал бы её с собой» – написать: «Пять «бы» в одном предложении – это слишком!»

Легко указать, что «так не говорят», напротив таких пассажей: «Катерина должна была полностью поменять свой характер и стать такой же подавленной, как Тихон перед своей матерью», «При попытке взять её с собой он говорит, что едет не по своей воле», «После уезда Бориса ей вовсе расхотелось жить».

А что делать, прочитав: «Самоубийство Катерины было вызвано не какими-то внешними факторами, а исключительно склонностью героини к суициду, а причиной её столь своеобразного поведения является сумасшествие…»

Поставишь «2» – услышишь обвинения в том, что «вы не даёте ребёнку высказать своё мнение», что «очевидно, вы хотите, чтобы дети пересказывали Добролюбова?».

Видит Бог, не хочу! Но я хочу, чтобы они читали внимательно и не навязывали тексту того, чего в нём нет.

Сумасшедшим объявляют Чацкого. Сумасшедшим прикидывается Гамлет. Сумасшедшей становится Офелия. Это есть в тексте.

Но Катерина?

Если помните, она просит Бориса взять её с собой, ясно сознавая, что после всего произошедшего ей в Калинове не жить. И кончает с собой, лишь получив отказ. Где здесь сумасшествие?

Кстати, о «кончает с собой».

Как классифицировать такую, например, ошибку: «А по-моему, почему самоубийство – грех? Ведь Бог уже подарил человеку жизнь, а значит, человек волен распоряжаться ею по своему усмотрению…»

Что это? Непонимание? Юношеский максимализм? Гордыня современного человека?

Удивительно, но именно девочки являются самыми строгими судьями Катерины. Ни грамма жалости. Ни капли сочувствия.

«Встреча с Борисом была первой ошибкой Катерины. Вторая ошибка – то, что она покаялась перед людьми, которые не оценили её поступок. Третья и последняя ошибка – она бросается в реку. Неужели нельзя было остановиться? Неужели нельзя было заполнить пустующую душу чем-то кроме любви?».

Или: «Как могла такая сильная женщина полюбить такого слабого мужчину?»

И наконец: «Я думаю, что, если ты замужем, нужно быть ему верной…»

(Кто же спорит – «нужно». Но… бывают странные сближения.)

Юноши не в пример снисходительнее, хотя вроде бы из чувства мужской солидарности именно они должны бы героиню осудить.

«И, по-моему, ничего она такого страшного не сделала: как говорится, все люди не без греха…»

«Я сочувствую Катерине и ни в коем случае не виню её. Жаль, что возле неё не оказалось человека, способного помочь ей пережить эту травму…».

А вот самая, на мой взгляд, «грубая» ошибка.

«Не понимаю, как мы можем оценивать правоту какого-то решения. Я считаю, что никакой «правоты» нет, ведь все люди равны и каждый считает своё мнение правильным, а значит, оно таковым и является».

Её автор – «типичный представитель» нашего времени, эпохи постмодернизма, когда стёрто различие между добром и злом.

То, что «каждый считает своё мнение правильным» – несомненно, но, что в силу этого «оно таковым и является», – увольте! Стало быть, правы террористы, серийные (и несерийные) убийцы, скинхеды и пр.?

Из какого разряда эта ошибка? Нравственная? Политическая? Философская?

Я потому и люблю эту форму работы – сочинение – и настаиваю на том, чтобы дети не списывали, что сочинение помогает не столько (и не только) разобраться в прочитанном, сколько в себе. Спиши этот ученик, и мы, взрослые, ни за что не узнали бы, какой «баобаб» появился в его душе. Пока не поздно, работая над ошибками, я скажу ему об этом, а уж там пусть сам решает, вырывать свой «баобаб» или позволить ему укорениться.

А вот сочинение, которое кое-чему научило меня.

«Катерине, грубо говоря, не хватает чувств. Возможно, потому она и влюбляется в Бориса…».

(Конечно, поэтому, а не потому, что он «сильный» или «слабый».)

Согласитесь, есть некий парадокс в образе главной героини «Грозы»: если ты покаялась, зачем топиться, если топишься, зачем каялась? И вот девятиклассник отвечает на этот непростой вопрос: «Ей нужна любовь, это её главное свойство. Будь то любовь к Богу или к мужчине…»

Совершенно точно! Катерина любит всею собой, но только что-то одно. Сначала она так любит Бога, потом – Бориса. Причём когда она любит Бориса, она не любит Бога (потому что не умеет любить двоих), то есть Его для неё попросту нет.

И тогда становится понятно, почему набожная Катерина совершает величайший с точки зрения Церкви грех – самоубийство: для неё в эту минуту нет Бога (как для Раскольникова в момент убийства: «Да, может, и Бога-то совсем нет!» – говорит он Соне).

…За это сочинение я поставила «4», потому что в нём были речевые ошибки, но рядом с отметкой написала: «Спасибо!» И подумала: а всё-таки здорово, что они такие свободные.

Да, они порой косноязычны.

Да, они на всех уровнях ошибаются.

Да, их заносит.

Но они продираются – через тернии к звёздам.

То есть к себе.

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Работа над ошибками

Помните эпизод из бессмертного фильма «Доживём до понедельника», где девятиклассники пишут сочинение?

2010-11-24 / Инна КАБЫШ
КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№47-48 (6302) (2010-11-24)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
3.3
Проголосовало: 10 чел.
12345
Комментарии:
28.11.2010 01:43:41 - Валерий Николаевич Шелегов пишет:

"Если не о чём больше писать..."

Не хотел вступать в полемику, Инну Кабыш давно люблю, как и поэта, каждое Её мнение и Слово всегда ценное! Но короткая реплика Алексея Фёдоровича Буряка в "комментариях", начало которой вынесено в "тему", режет слух. Тема-то самая что ни наесть жизни определяющая! ЖИЗНИ - ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ! Я долгое время дивился тому, что такой блестящий поэт как Инна Кабыш, работает в современной школе. Но ведь и ПОЭЗИЯ - это тоже ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ВСЕЛЕННАЯ! Пользуясь случаем, кланяюсь Вам Инна за подвижнический Ваш труд, кланяюсь Вашей поэзии!

25.11.2010 09:56:07 - Ярослав Петрович Козвонин пишет:



Какая удобная и проверенная ниша занята автором,прошло более 20-ти лет,как покинул школьные стены,а призраки навязанной нравственности,окормляемые педагогические ,,утонченности,,и поныне витают наводя тоску на школяров. Пора понять и признать,что беда гуманитарной педагогики в замшелой трафаретности признания ,,авторитетов,,прошлого. Удобно, напялив на себя пронафталиненный зипун бесспорных мастеров,но,в большинстве своем чуждых и далеких современному подростку,гундеть о ,,муках,,героев. Постижение литературы классиков должно проходить при обязательном сравнении жизни героя нашего времени с той же приславутой Катериной. Тогда менторский тон учителя,пусть даже такого обаятельного,как И.Кабыш,даст сбой и вольется в хор неоперившихся полемистов.

24.11.2010 23:02:04 - Артем Константинович Кресин пишет:

У истоков будущего человека

Автор привел много примеров формирования мыслей вступающих в жизнь маленьких людей, и важнее этой проблемы нет ничего. Пусть ученики путанными мыслями со стилистическими ошибками, грамматическими ошибками излагают свои мысли. Главное, что эти мысли были, и были своими, индивидуальными, а еще важнее. чтобы они не стеснялись (Я уж не говорю боялись) их васказывать. Большое спасибо за этот разговор!

24.11.2010 15:26:12 - Алексей Фёдорович Буряк пишет:



Если не о чём больше писать... то есть нет темы более нужной и серьёзной, то можно и про такое написать


Инна КАБЫШ


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов