(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Виртуоз 38-го дубля

ТЕЛЕКОНФУЗ

Олег ПУХНАВЦЕВ

ВЫСОКОЕ И НИЗОСТИ
Премия вручена тому, кто «наиболее полно и ярко воплотил в своей профессиональной деятельности качества, отличавшие всё, что делал на телевидении Владислав Листьев» (из положения о премии).

А вот как определил Леонид Парфёнов эти самые отличающие Листьева качества: «Он нам показывал всем, что нет никакого высокого и низкого телевидения, есть успех и неуспех, а высокий, низкий – такого не бывает, к чёрту подробности, ты делаешь дело, и его принимают, это нужно кому-то, это имеет резонанс – или идите на фиг, смените профессию, сядьте у тёплой батареи в НИИ и не морочьте голову».

Если согласиться с формулировкой лауреата, всё справедливо, награда нашла героя. Как и коллега, Парфёнов – действительно человек дела (бизнесмен). Однако такая оценка наследия Листьева была не очень уместна на вручении премии его имени. Потому что компрометировала.

Казалось, общественность начнёт обсуждать именно этот конфуз, но Леонид Парфёнов подарил ещё один информационный повод – обличительную речь.

Пятнадцать лет прошло после убийства Листьева. За это время Парфёнов и его многочисленные последователи научились извлекать высокий рейтинг из низкого телевидения. Телевидение, на котором форма победила содержание, – заслуга Парфёнова. Телевидение, не более чем «аудиовизуальное обслуживание населения, сервисная организация по продаже информации», – его ноу-хау. Телевидение забавных курьёзов, выхолощенное, пустопорожнее, – это и есть воплощение на практике учения Леонида Геннадьевича.

И этот человек с высокой трибуны рассказывал о кризисе общественно-политического вещания в современной России. Без иронии.

Речь Парфёнова, полная противоречий, нестыковок, тем не менее была украшена фирменными каламбурами, а ещё появилось нечто новое – пафос. Совершенно неожиданно, вопреки сложившемуся образу ироничного щёголя, Леонид Геннадьевич заговорил с интонациями фельдкурата Каца. «Тернистый путь греха – это, болваны вы эдакие, путь борьбы с пороками…» И в продолжение: «После подлинных и мнимых грехов 90-х в двухтысячные в два приёма – сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне – произошло огосударствление федеральной телеинформации».

Фантомные боли (воспоминания об утраченном статусе энтэвэшника), забота о либеральных ценностях – вот темы, в связи с которыми Леонид Парфёнов взял новую для себя патетическую ноту, заговорил серьёзно, без ужимок (которые кто-то до сих пор считает обаянием).

Винтажных дел мастер

«Какие наши годы!» – называется новая программа на Первом.

Действительно, какие? Леониду Парфёнову – 50, пора вручать медаль «25 лет в отрасли», уже обрюзгли ученики, а он по-прежнему молодцеват, подвижен. Верен себе: нарочито чётко проговаривает текст, как будто преодолевает дефекты речи, как будто рассчитывает на слабослышащих, как будто выступает в последний раз. Авторскую интонацию Парфёнова не назовёшь неповторимой – ею заражена большая часть журналистского сообщества. Он родоначальник новой пластики: тело журналиста находится под углом 15о относительно плоскости земли, стремится к падению на оператора, однако каким-то чудом держится. Этот силуэт, похожий на взлетевшего с трамплина лыжника, напоминающий услужливо склонённого официанта, когда-нибудь отольют в металле и будут вручать статуэтку лучшим телевизионщикам будущего.

Есть и ещё достижения. Именно Леонид Геннадьевич верно оценил, как перспективен винтаж, наполнил им телевизионное пространство, чем, по мнению либеральной общественности, способствовал реставрации совка, хотя совки-то как раз посчитали ретроопыты Парфёнова неумелой перелицовкой. «Старые песни о главном», «Намедни», телепортреты героев прошлого нещадно эксплуатировали чаяние народа вернуться домой, в СССР. Отвратительный новорусский глагол «ностальгировать» стал для Парфёнова золотой жилой, которая разрабатывалась педантично и яростно. Всё шло в ход: обноски с блошиного рынка, газеты из-под обоев, арендованный антиквариат. Ретро – таково его свойство – надёжно скрывает отсутствие вкуса, помогает посредственности прослыть «стильным». Это касается и исполнителя, и публики. К взаимному удовольствию ретро­эстетика стала приметой современной визуальной культуры – потребитель испытывает «радость узнавания», исполнитель подсчитывает прибыль.

УПРОЩЕНИЕ ДО ИСКАЖЕНИЯ
Эгоцентризм, желание постоянно оказываться в центре внимания, стремление любым путём достичь желаемого, склонность ко лжи (обычно с целью вызвать к себе сочувствие и повышенный интерес). Чего только не прочтёшь в учебнике по психиатрии!.. Кажется, именно перечисленные симптомы позволили создать шоу «Какие наши годы!». А ещё необходимо было обладать достаточной степенью вульгарности, чтобы упрощать до искажения…

Увлечение Леонида Парфёнова такими фигурами, как Алла Пугачёва и Людмила Гурченко (в давнишних «Портретах на фоне»), выявило главное. Оказавшись в одном кадре с примадоннами, Парфёнов подчеркнул общую природу их вульгарности, которую не замаскируешь приобретённым столичным лоском, брендовыми шмотками. Талант и вульгарность, идущие рука об руку, могут преодолеть границы пошлости в единственном случае – оказавшись в жёстких рамках цензуры или будучи ограниченными мощным авторитетом, когда шаг вправо, шаг влево – увольнение. Примеры: Пугачёва, подчинённая замыслу Таривердиева, Зацепина; Гурченко в прочной системе координат Германа, Михалкова, Балаяна.

Когда Парфёнов оказывается частью режиссёрского решения Джаника Файзиева, Сергея Нурмамеда, у проектов есть перспективы, они небезнадёжны, а иногда просто гениальны. Фильм «Зворыкин-Муромец» является идеальным примером настоящего, современного, честного телевидения. Патологически любимая Парфёновым эстетика ретро оказывается здесь уместной и необходимой, проект трудозатратен, сложен, а качество картинки, дизайн – форма – подчинены общей концепции и даже (скроем этот факт от автора, он это слово не любит) – соответствуют миссии…

Но вот желание постоянно быть в центре внимания толкнуло Леонида Парфёнова к необдуманному поступку. Он взялся за проект, условность которого требует обаяния с первого дубля, моментальной реакции. Парфёнов самонадеянно посчитал, что он ещё и шоумен. Фиаско стало очевидным с первых кадров «Какие наши годы!». Ведущий генерировал чувство неловкости, медленно соображал, заражал суетливостью гостей, не знал, куда себя деть, но спрятаться за режиссёрские решения возможности не было никакой, потому что режиссура отсутствовала.

Внутривидовая борьба

В связи с этим вспомнилась легендарная переписка 2001 года между Евгением Киселёвым и Леонидом Парфёновым, когда коллеги обменивались колкостями, профессионально, а потому особенно болезненно подмечая слабости друг друга. Не вдаваясь в детали пикировки, напомним, как Киселёв сравнивал деятельность Леонида Геннадьевича с работой тогдашних корреспондентов НТВ: «…Эти журналисты научились вести прямые репортажи из самого пекла войны и говорить при этом взвешенно и достойно даже под пулями. А это, извини за резкость, совершенно другой уровень профессионализма, чем записанный с 38-го дубля стендап в дворцовом интерьере…»

Представители телевизионного цеха вообще очень ревностно оценивают достижения коллег. Вот, например, Владимир Познер покритиковал Парфёнова за невнимание к содержательной стороне творчества, и сделал это неделикатно – прямо на нынешней церемонии вручения премии. Однако самой интересной иллюстрацией внутривидовой борьбы стала программа «Школа злословия» 2003 года. Выпуск с Парфёновым не был показан тогда, и только семь лет спустя в Интернете выложили исходник, черновой, несмонтированный – удивительный артефакт эпохи.

Почему же это произведение так долго «лежало на полке»? Всё очень просто: борец за свободу слова Леонид Парфёнов запретил выпускать программу в эфир.

Оказалось, что Леонид Парфёнов – удивительно неинтересный собеседник. Оказалось, что Леонид Парфёнов напрочь лишён самоиронии. Оказалось, что в свой адрес Леонид Парфёнов не принимает «критических, скептических или иронических суждений» (тех, что ему не хватает в федеральном телеэфире – по отношению к Путину и Медведеву). А ведь своими эмоционально окрашенными суждениями Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая всего лишь хотели растормошить невнятного гостя, который, видимо, думал, что в «Школе злословия» им будут восхищаться.

Спрашивали у Парфёнова, почему он отрицает иерархию ценностей, – сюжет о подъёме «Курска» шёл в программе «Намедни» после описания дня рождения Баскова. Пытались выявить авторскую позицию художника применительно к работе на ТВ и почему художник так боится пафоса; интересовались, стоит ли при разработке идеи проекта ориентироваться на фокус-группу, предлагали для эксперимента отвести на фокус-группу его жену. В общем, закончилось тем, что Парфёнов нервно снял с себя петличку и скрылся в кулисах со словами о запрете трансляции. Потом ведущие по очереди записывали обращение к Парфёнову, просили снять вето, а в конце записи итог подвела неизвестная девушка Юля, которая случайно попала в кадр, – принесла в перерыве Авдотье с Татьяной кофе. Она сказала вполголоса: «Не умеет держать удар – спасовал мужик…»

Иерархия ценностей

Кто-то может сказать, что примеры конфликтов Парфёнова с коллегами подобраны тенденциозно. И с этим нельзя не согласиться. Оправдывает то, что принцип заимствован у главного героя материала. В последней передаче «Какие наши годы!» Леонид Геннадьевич, рассказывая о 1968-м, выбрал следующие знаковые для себя события: премьеру программы «Время» (корпоративная реклама), Пражскую весну (политический ритуал), появление анекдотов о Чапаеве (чушь для красного словца), триумф «Фантомаса» (сомнительный повод пригласить Хазанова), начало издания диссидентского журнала (воздушный поцелуй либеральной общественности), фильм года «Бриллиантовая рука» (во имя клубнички – Веры Брежневой, спевшей под фанеру «Помоги мне»)…

Тенденциозный, однако, получился выбор.

Если уж петь, то лучше бы подошла написанная Высоцким в 68-м «Песня истребителя»: «Я – «Як», истребитель, – мотор мой звенит, небо – моя обитель…»

Почему-то не рассказано, что в 68-м СССР успешно запустил Зонд-5А, который впервые в истории человечества облетел вокруг Луны и вернулся на Землю. Что состоялись первые полёты Ту-154 и Ту-144 – ПЕРВОГО в мире сверхзвукового пассажирского лайнера (выделено для Владимира Познера, который в своём пиар-эпосе о родимой Франции отдал приоритет «Конкорду»)…

После раскрытия темы стремления народа к высокому, после разговора о преодолении гравитации стоило бы вспомнить совсем другое – знаковое кино 68-го. Выбрать в соответствии с иерархией ценностей советских людей фильм «Доживём до понедельника». Прекрасный повод порассуждать о способности успешных современников к жертвенному служению стране. Возможность поговорить о кризисе науки, о том, остались ли ещё в НИИ тёплые батареи.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№49 (6303) (2010-12-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 20 чел.
12345
Комментарии:
07.12.2010 20:38:55 - Михаил Каган пишет:

Парфенов

Г-н Пухнавцев! Возможно, все. что Вы пишете о Парфенове - правда. Возможно, он даже руки после туалета не моет и пьёт неразбавленный спирт, и с женщинами шалит, и деньги любит. Но какое все это имеет отношение к сути его выступления? Ваша статья построена в лучших традициях славного прошлого: вместо того, чтобы спорить с автором по сути, надо очернить и оболгать его как человека. То, что нынешнее НТВ является детищем Парфенова - ложь. Киселев, Парфенов, Осокин и Миткова в годы перестройки создали. может быть, лучший информационный канал, который сегодня является позором для страны. Откровенно, и Вы отнюдь не являетесь её гордостью.

02.12.2010 15:25:41 - ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ КОНСТАНТИНОВ пишет:

Старые песни на новый подтекст

То, что Парфёнов самовлюблённый телепавлин - не есть открытие. Но таково абсолютное большинство телеведущих "взглядовской" и "поствзглядовской" генерации. Награда нашла своего героя: среди павлинов наших этот - всем павлинам павлин! Заслуженно наградили. Я на другое в статье обратил внимание:действительно, пытаясь выделить в эпохе главное, некие знаковые события, затронувшие всех и каждого и запомнившиеся всем и каждому, Парфёнов всегда совершает подмену, если не сказать - подлог! Ввод войск в Чехословакию, диссиденты, самиздат, "за вашу и нашу свободу" в "массовой" демонстрации "социалистов с человеческим лицом" на Красной площади... это тогда обсуждалось всем народом и днём и ночью - именно таков подтекст! Наглое враньё! Я не берусь давать собственную оценку вводу танков в Прагу, но помню разговоры взрослых - "чехи захотели под крыло Америки - правильно наши ввели туда танки". Таково было общественное мнение.И попробуйте возразить, что это, дескать, плоды красной пропаганды! Народ рассуждал так: кто оспорит тот факт, что с 1946 по 1991 СССР находился в состоянии войны с США? "Холодной", но - войны! Если твой союзник, в которого ты десятилетиями вкладывал ресурсы своей страны, за счёт собственного народа, решил пойти на сепаратный сговор с врагом (болтовня про "человеческое лицо" - не просто болтовня, но болтовня наглейшая) - что надо было делать? Не вводить танки? "Реформы могли состояться значительно раньше, если бы не ввод танков" - умничают гости Парфёнова. Т.е. имеется в виду развал СССР и его деиндустриализация и присвоение нац.богатств кучкой партократов и их родичей? А так...отсрочили. Какая тоталитарная подлость! . Взгляд на 1968 год - взгляд какого-то мальчика из элитной советской семейки, не ылезающей из загранкомандировок. Что-то вроде взгляда Вити Ерофеева - сына советского дипломата.Например - самиздат.. 99.99% населения ничего про него не слыхали, не держали в руках самодельных журналов госпожи Алексеевой, но были заняты совсем другим - повседневной жизнью простого советского человека обр.1968 г. Парфёнов же выдаёт микроскопические явления общественного бытия за нечто громадное, основное, дескать - этим жила ВСЯ СТРАНА. Это не мистификация? Не "фальсификация истории"? Кстати, в 1968-м Парфёнов толком так и не разобрался (хотя бы для себя), что наглядно продемонстрировал нам всем специалист по истории моды Васильев, когда критиковал "дефиле",указав на массу неточностей и путаницу в эпохах. Впрочем, бог с ним, с Парфёновым. Мне интересно — кто заказчик (а то, что Парфёнов лепит и всегда лепил заказуху, как и подавляющее большинство постсоветских журналюг трудно опровергнуть).

01.12.2010 20:59:06 - stesha пишет:

парфенов

Статья правильная,написана талантливо,но не много ли внимания уделяется самовлюблённому клоуну?Ей-богу,объект не стОит такого тщательного исследования.

01.12.2010 19:30:10 - Александр Коднир пишет:

Парфенов

Сеанс разоблачения, как в "Мастере и Маргарите", не удался. Поскольку цели-то подлые (как были в сталинской Москве, так и остались в ЛГ ю. поляковской. . Правду, правду сказал Парфенов - несмотря на фельдкурата Каца, на грехи (в том числе, мнимые) свои в 90-е, несмотря на молодцеватость в 50 (завидовать надо меньше, девушки полюбят!). Он и впрямь героически сказал ИЗВЕСТНОЕ ВСЕМ (и вам автор, и вам, если ваши сенсоры еще в порядке), но важно ГДЕ он это сказал , и КОМУ. Несколько сот тысяч, если не миллионы, его услышали, прочли. А вы продолжайте свое виляние. Талантливое, но виляние. Характеризующее мужчин, не правда ли? Ваш слив засчитан. Александр Самарцев

30.11.2010 20:34:26 - Gennadi Petrovich Logunov пишет:

Не в бровь, а в глаз!

Браво Олег ПУХНАВЦЕВ!!! Талантливо, смело, своевременно и главное метко! Спасибо!


Олег ПУХНАВЦЕВ


Выпуски:
(за этот год)