(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Искусство

«Великая Екатерина» против «железного занавеса»

ИМЯ В ИСТОРИИ

7 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Е.А. Фурцевой

РИА «Новости»За последние два-три десятка лет вокруг имени Екатерины Алексеевны Фурцевой возникло невероятное количество легенд и мифов. Тем, для кого Фурцева является только историческим персонажем (как-никак, а пост министра культуры она занимала почти 15 лет), уже довольно сложно отделить правду от вымысла. Результаты серьёзных исторических изысканий редко становятся известны широкой публике. И внимание СМИ они, как правило, не привлекают, ведь их по большей части интересует сенсация, рождающая броские заголовки и увеличивающая тиражи. Или повод ещё раз облить грязью прошлое нашей страны. А между тем в этом прошлом, если оценивать его не под давлением идеологической предвзятости, есть страницы, которыми и нынешние, и будущие поколения могут по-настоящему гордиться. В том, что советское искусство для всего мира стало эталоном высочайшего профессионализма, немалая заслуга и Екатерины Алексеевны, приложившей много усилий для того, чтобы в «железном занавесе», отделяющем СССР от остального мира, образовалось хотя бы несколько «проломов».

Этой стороны деятельности всесильного министра культуры касаются и недавно обнаруженные материалы в архивах Российской государственной библиотеки (РГБ), в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) и некоторых других, с которыми мне довелось работать в последнее время. Удивительно, но факт: с документами более чем полувековой давности, отражающими сложный процесс поиска путей сотрудничества между СССР и западными странами в сфере культуры и искусства, никто из исследователей до сих пор не работал. Если внимательно вчитаться в строки официальной переписки Министерства культуры, в протоколы переговоров, которые вела Фурцева, становится ясно, что к ней в полной мере применим современный термин «топ-менеджер». Думаю, ей не было бы лестно слышать такую характеристику, но уровень работы Министерства культуры СССР 60–70-х годов – это тот самый менеджмент, которому пытаются нас «научить» новые западные учебники по управлению.

Фурцева была, несомненно, очень талантливым человеком. Она была человеком Системы, досконально знала механизм её функционирования, но и отдавала себе отчёт в том, что в этом механизме можно кое-что скорректировать. Показательны в этом смысле гастроли Большого театра в Париже в 1969–1970 годах: их организации посвящён значительный объём вновь открытых архивных документов. Гастроли были запланированы на 1968 год, но несколько раз откладывались под различными предлогами: то из-за перемен во французском правительстве, то из-за студенческих волнений, а то и вовсе по совершенно надуманным предлогам вроде смены руководства Гранд-опера или проблем с доставкой декораций в Париж. С помощью этих проволочек французская сторона надеялась совсем сорвать гастроли, воспрепятствовав тем самым появлению главного советского театра на Западе. По сути, это был ответ западных политиков на ввод советских танков в Прагу в 1968 г.: западный мир солидаризировался с Чехословакией. Таким образом, большие гастрольные проекты, которые лично курировала Фурцева, имели не только культурное, но и политическое значение.

Документы, изучением которых я занимался, свидетельствуют о том, что Екатерина Алексеевна в совершенстве владела сложным искусством ведения международных переговоров. Она умела находить общий язык с людьми, менталитет которых существенно отличался от нашего, могла не только разобраться в характере собеседника и понять, что им движет, но даже подстроиться под его настроение.

Второй массив документов, которые оказались в поле моего внимания, касался творческих обменов между Большим театром и миланским Ла Скала. Итальянские педагоги помогали становлению наших вокалистов, советские хореографы работали с итальянскими танцовщиками. Директор Ла Скала А. Гирингелли сыграл выдающуюся роль в организации межкультурных обменов с разными странами, никогда, впрочем, не забывая о финансовой стороне вопроса. Фурцева и в этом отношении не отставала от своего визави. Энергия, оптимистический настрой прочитываются за сухими протокольными записями бесед Екатерины Алексеевны и синьора Гирингелли. Между ними установились отношения, которые можно назвать доверительными, в противном случае сотрудничество двух выдающихся театров не было бы столь многогранным.

Столь же плодотворным оказалось общение Фурцевой с министром образования Италии Луиджи Гуи по линии обменных музейных выставок (Департамент изобразительного искусства и музеев структурно входил в Министерство образования Республики Италия). Подробности пребывания итальянской делегации во главе с синьором Гуи в СССР интересны уровнем приёма, который обеспечила советская сторона (итальянским гостям было с чем сравнивать).

Извлечённые из архивных глубин документы помогают лучше понять не только личность Фурцевой (не зря многие современники называли её «Екатериной Великой»), но и эпоху в целом. Всех, кому интересны реальные факты, а не досужие вымыслы, мы приглашаем в библиотеку-филиал № 25 на Смоленской площади, носящую имя Фурцевой, где благодаря помощи дочери Екатерины Алексеевны Светланы размещена уникальная мемориальная экспозиция. Архивные документы – самые честные, самые неподкупные свидетели времени.

Сергей ИВАШКИН, главный библиотекарь ЦБС № 3, кандидат культурологии

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№49 (6303) (2010-12-01)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,6
Проголосовало: 7 чел.
12345
Комментарии:
05.12.2010 16:43:07 - Алексей Фёдорович Буряк пишет:



Фурцева очень постаралась. чтобы легендарного футболиста Эдика Стрельцова посадили в ТЮРЬМУ... Это доподлинно известно... Когда на банкете в честь победы сборной СССР один из видных руководителей спорта познакомил Фурцкву с Эдикос Стрельцовом с единственной целью, чтобы та представила ему свою дочку, влюблённую яко бы в Стрельцова... И когда Фурцева представида ему свою дочь, намекая ему, что дочь от него, как от футболиста без ума... Эдик стрельцов ответил ей: " У меня есть невеста... и я скоро возможно женюсь..." С этого момента Фурцева затаила на Стрельцова ЗЛОСТЬ, и начала во всеоружие всячески использывать любые возможности наказать за свою прямоту Стрельцова... И эта возможность у ней со своими помошниками появилась... Благодаря её УСИЛИЯМ Эдика Стрельцова посадили за ИЗНОСИЛОВАНИЯ, которого он никогда НЕ СОВНРШАЛ,,,, -- ----Алексей Буряк, Днепропетровск burur@mail.ru

03.12.2010 18:15:45 - Леонид Серафимович Татарин пишет:

БЫЛА ВЕЛИКАЯ СТРАНА, БЫЛА ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА!

К сожалению, сейчас о культуре России судят по таким деятелям, как Швыдкой, по кляузам Галины Вишневской, которую Фурцева вывела в люди, по пасквильным репликам Ланового, Познера, Млечина, Сванидзе...


Сергей ИВАШКИН


Выпуски:
(за этот год)