(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

Альбомам ридеры не страшны

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Продолжаем разговор о влиянии мирового кризиса на книгоиздание. Своими наблюдениями делится главный редактор издательства «БММ» Ольга ДЫДЫКИНА.

– В 2010 году продолжился спад продаж, начавшийся в 2009-м, хотя внешне неспециалистам это незаметно: зайдите в магазин – новинок по-прежнему много, в выходных данных указаны приличные тиражи, но читатели не знают оборотную сторону медали: сколько книг залёживается у издателей на складе, при том что срок жизни многих книг очень короткий. Ситуация была предсказуема, поэтому, составляя издательский план 2010 года, мы немного уменьшили количество дорогих альбомных изданий…

Вы много работаете с западными издательствами. Там тоже кризис?

– Да. В 2009 году наш постоянный партнёр, англо-американская корпорация, выпускающая альбомы по искусству, резко сократил ассортимент новинок. Из-за этого мы заключили с ними меньше контрактов, чем обычно, но и по ним они сорвали сроки поставок почти на полгода – у них не было денег, чтобы напечатать книги в Европе, и даже с типографиями в Азии они не сумели вовремя рассчитаться. Другой английский партнёр предложил права на шикарный альбом, выход которого планировался в апреле 2010 года. Мы включили книгу в годовой план. Увы, продукт не появился и по сей день – компании не хватает на редакционную подготовку оборотных средств. Тема этой книги, пока они её создавали, устарела, интерес на российском рынке к ней упал, поэтому мы отказались от неё. Неважно обстоят дела и у итальянцев – издательство, предлагавшее нам новинки по архитектуре и изобразительному искусству, разорилось, его купила компания, выпускающая недорогие книги прикладной тематики…

Российские тенденции книгоиздания соответствуют мировым или есть различия?

– Российское коммерческое книгоиздание изначально развивалось с оглядкой на мировое, и собственных тенденций в нём было немного. А в сегменте иллюстрированной научно-популярной книги не только тогда, но и сейчас приоритет отдаётся западным изданиям. В Европе есть несколько ведущих брендов, чью продукцию наши издатели вот уже почти двадцать лет стабильно покупают, адаптируют и выпускают на российский рынок. Возьмите иллюстрированные книги Dorling Kindersley – они есть в каждой семье, потому что круг тем такой, что заинтересует любого: от Вселенной и космоса до ухода за собакой и кошкой, от мирового искусства и истории до ландшафтного дизайна; добротные тексты, качественные фотографии. Собственные книги мы создаём, ориентируясь на высокие западные стандарты. Такова, например, новинка «БММ» этого года – «100 мест, где исполняются желания», вошедшая в популярную серию нашего издательства «100…».

Российские издатели могли бы создавать больше альбомов на темы из нашей истории и культуры, которые точно так же были бы востребованы в мире. Но путь этот в нашей стране довольно тернистый. Знающих авторов текстов найти удаётся, но когда дело доходит до фотоматериалов и особенно прав на них, предусматривающих переговоры (порой длящиеся месяцами!) с музеями, галереями и иными российскими государственными учреждениями, издатели понимают, что от каких-то «родных» проектов лучше отказаться: дешевле, быстрее и проще купить хороший альбом на Западе, перевести и выпустить.

В эпоху Интернета и цифровых книг альбомы будут востребованы?

– Первый удар придётся по текстовым книгам – их уже сейчас (фантастику и другие популярные жанры) активно читают с электронных носителей. Альбомы гораздо дольше проживут в бумажной версии. Конечно, продвинутые пользователи знают о существовании систем, позволяющих принимать цветные изображения, но подобные устройства, во-первых, стоят дороже, чем любой наш альбом, а во-вторых, открывать тяжёлые файлы с иллюстрациями, каждая из которых будет загружаться несколько минут, читателям неудобно. Когда-то всё это будет усовершенствовано, но позже…

Российский рынок устоялся в плане специализации издательств на иллюстрированных книгах или в этом сегменте появляются новые игроки?

– Издатели обратили внимание на иллюстрированные книги ещё в 1990-е годы, когда сложился рынок, и стали развивать это направление. С тех пор мало что поменялось, и игроки всё те же. Крупные издательства выпускают цветные книги в разных ценовых категориях, другие придерживаются «своих» ценовых ниш, где имеют опыт работы. Весьма привлекательным выглядит эксклюзивный сегмент шедевров в коже и золоте по цене в сотни тысяч рублей за экземпляр. Но не факт, что эти сокровища книжного искусства находят покупателя даже при ограниченных тиражах. В магазинах они отстранённо мерцают своими камнями в витринах с сигнализацией, и большинство людей смотрят на них как на недоступные сокровища короны в национальном музее.

Безусловно, нам хочется экспериментировать и выделяться на полках магазинов. В скором времени ожидается выход самой объёмной книги из всех выпущенных нами – альбома-энциклопедии «Стили мирового искусства»: свыше 1000 страниц информации, несколько тысяч репродукций экспонатов мировых музеев и частных коллекций; живопись, гравюра, литография, скульптура, фотография, керамика, мебельный антиквариат и даже фарфор.

Какие новинки вы ещё хотели бы отметить и что в них особенного?

– К примеру, все имеют представление о библейских сюжетах, читали что-то из Библии. Но как выглядели все эти герои? Где и как они жили? Книга «Библия в искусстве» позволяет увидеть их лица, жесты, одежду. Когда смотришь на залитую светом лестницу с ангелами на картине Джордано или на Вавилонскую башню, иначе осмысляешь Библию, преодолеваешь схематизм восприятия. Иллюстрированные фотографиями, репродукциями картин, рисунками и гравюрами «Мифы и легенды» – тоже целая Вселенная, мифы всех континентов в одной книге, яркий и бурлящий мир богов, демонов, духов, амулетов, символов; такой мир чисто текстовая книга не может воссоздать.

Есть ли у вас книги из истории ХХ века?

– Да, в этом году вышло сразу две. Во-первых, «История космических полётов» – драматичный поединок СССР и США за выход на орбиту, путь американцев на Луну, советские и американские экспедиции к далёким планетам, триумфы и катастрофы, космические программы будущего. У наших читателей эта книга вызывает гордость (там и Байконур, и Гагарин, и Главный конструктор Королёв, и выход в космос Леонова, и наши ракеты во всех подробностях) и приносит много открытий: разве американцы были на Луне несколько раз? Фотографий множество, некоторые уникальны. Другое издание, аналогичных которому на рынке мало, – «Вторая мировая война». Её авторам, английским специалистам, удалось уравновесить чашу весов, которую со времён холодной войны перетягивают каждый на себя советские и американские историки. Это книга не о чьих-то заслугах и отдельных операциях, а о войне как мировой катастрофе, дикой мясорубке на суше, на море и в воздухе. Архивные фотографии: бомбёжки, расстрелы и пожары, лицо советского солдата, которого через минуту убьют в Сталинграде, и лицо австралийского пехотинца, которого ждёт пуля на тропе Кокода… А ещё внимание к деталям: не только самолёты и танки, но и ложки, которыми ели военнопленные, содержимое солдатских вещмешков и ранцев – такая книга рассказывает о войне больше, чем десятки томов, и её эмоциональное воздействие очень сильное. Становится ясно, что каждый народ многое на своих плечах вынес.

Статья опубликована :

№50 (6304) (2010-12-08)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Ольга ШАТОХИНА


Выпуски:
(за этот год)