(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Совместный проект Подмосковье

«Театр на колёсах» остановился в Кузьминках

ПОДМОСТКИ

Фото из архива театраВесь нынешний год проходит у Московского областного государственного драматического театра им. А.Н. Островского под знаком юбилея. В январе исполнилось 75 лет со дня его основания.  Но само торжество по случаю круглой даты состоялось буквально на днях в традиционной форме театрального капустника. Министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова вручила  почётные знаки губернатора Московской области «За труды и усердие», «Благодарю», а также почётные грамоты артистам и работникам театра.

Долгий путь прошёл Московский областной театр им. А.Н. Островского в своём становлении, многое испытал: жизнь на колёсах и выступления на сценах, совсем для этого не приспособленных, громкие премьеры, бесконечную смену режиссёров и долгое строительство своего дома.

Сегодня о прошлом, настоящем и будущем театра мы беседуем с его главным режиссёром, заслуженным артистом России Валентином ВАРЕЦКИМ.

– Валентин Сергеевич, днём рождения театра считается 18 января. С чем связан перенос торжества?

– Театр действительно был основан 18 января 1935 года. И назывался он тогда 4-й колхозно-совхозный Михайловский театр. Он был создан на основе театральной бригады Фрунзенского Дома работников просвещения. Руководил ею артист МХАТа им. М. Горького Сергей Николаевич Сверчков. Первый спектакль «Альбина Мегурская» был показан в городе Михайлове Московской области. Потому и назван был Михайловским. Тогда в нём работали всего 14 актёров, художественный руководитель и машинист сцены. В театре ставились пьесы А.Н. Островского, одноактовые комедии-водевили А.П. Чехова, которые очень нравились публике, а позже произведения Максима Горького, Константина Тренёва и других драматургов.

Хотя первые годы для нового театра были во многом экспериментальными, уже к 1938 году он стал одним из наиболее сильных коллективов в Подмосковье. Давал до 250 спектаклей в год. Значительный шаг вперёд в мастерстве – спектакль «Проделки Скапена» по Мольеру, который был показан 135 раз!

Имя великого русского драматурга и одного из реформаторов российской сцены Александра Островского наш театр получил осенью 1942 года. Наверное, поэтому так и сложилось, что свой юбилей театр отмечает осенью в начале театрального сезона. В этом году по разным причинам пришлось перенести празднество на начало декабря.

– Вы стали главным режиссёром театра, когда он уже обрёл свой дом в Кузьминках. Но до этого он большую часть своей жизни был, как часто говорят, «театром на колёсах».

– Я про эту жизнь знаю не понаслышке, поскольку десять лет был главным режиссёром Ногинского драматического театра. Сейчас уже трудно представить эту «колёсную жизнь». Можно только удивляться самоотверженности актёров и режиссёров, их преданности своему делу. Здесь творили такие замечательные мастера сцены, как Георгий Товстоногов, Феликс Сакалис, Ефим Табачников, Роман Виктюк... И не менее блистательные артисты прежних и нынешних лет – Алла Тарасова, Людмила Аринина, Михаил Жаров, Лев Борисов, Георгий Баландин и многие другие.

– Театр действительно многое пережил со дня своего основания, в том числе и суровые годы войны…

– Да, актёры театры и воевали, и были в составе фронтовых бригад. В самом театре с первых дней Великой Отечественной войны был изменён репертуар. В афише появились постановки «Партизан в степях Украины» по пьесе Александра Корнейчука и «Бессмертный» по пьесе Алексея Арбузова и Александра Гладкова.

– Каждый юбилей – это своеобразный итог пройденного пути. С чем ваш театр пришёл к своему 75-летию?

– Театр пережил вместе со всей страной и времена застоя, и трудности перестройки, и экономическую нестабильность, но самое главное, он выжил и не растерял свой творческий потенциал.

В театре ставились и знаменитые отечественные и зарубежные вещи: «Село Степанчиково» Достоевского, «Бесприданница», «Поздняя любовь» Островского, «Девушка с кувшином» Лопе де Вега, «Женитьба Фигаро» Бомарше. А также произведения лучших современных авторов – Владимира Тендрякова, Валентина Распутина, Александра Вампилова, Василия Шукшина, Леонида Жуховицкого, – всех и не перечислишь. Всегда солидным был детский репертуар. Спектакли ставили многие известные режиссёры. За прошедшие годы сложился тот состав актёров старшего и среднего возраста, который ныне составляет костяк труппы. Театр сегодня живёт полнокровной жизнью.

Мы встретили юбилей с хорошим репертуаром, слаженной труппой, в которой замечательные артисты старшего поколения – наша гвардия, талантливое среднее поколение и потрясающе красивая молодёжь, на прекрасно отремонтированной сцене, за что огромное спасибо губернатору Московской области, правительству Московской области и областному Министерству культуры. Спектакли у нас ставят Сергей Голомазов – главный режиссёр Московского драматического театра на Малой Бронной и его ученики, Александр Исаков – главный режиссёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, Дамир Салимзянов, который раньше работал в нашем театре, Вера Анненкова и другие.

Театр сейчас работает на стационарной площадке в Московском областном Доме искусств «Кузьминки», а также часто выезжает в разные регионы России, ближнее и дальнее зарубежье. Мы уже в этом году участвовали в Международном театральном фестивале «Белая Вежа» в Бресте, в Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег», посвящённом 100-летию А.Т. Твардовского, в Смоленске. Возили свои постановки в Чебоксары, Череповец, Иваново, Пензу. Успешно выступили в Вильнюсе. В октябре гастролировали с двумя спектаклями «Кошкин дом» и «Сладкое время нереста» в Бельгии, в ноябре – в Йошкар-Оле с «Игроками».

– У вашего театра очень насыщенный гастрольный график, Подмосковье не забываете?

– Как можно. Я всегда говорю, что наш театр является московским – по стремлению быть высокохудожественным и базирующимся в Москве. В то же время он – областной, обслуживает подмосковного зрителя. Мы стараемся одинаково ярко играть и на стационарной сцене, и на гастролях, особенно в Подмосковье. Губернатор Московской области подарил театру шикарный автобус, так что проблем с выездами у нас нет. Мы часто выезжаем и показываем свои спектакли в Бронницах, Рошали, Красногорске и многих других городах Подмосковья.

– Валентин Сергеевич, а ведь и у вас ожидается юбилей. С каким настроением к нему готовитесь?

– Планов творческих – громадьё, поэтому хочется всегда быть в форме.

– Что нового ждёт зрителей в этом театральном сезоне?

– Премьеры обязательно будут. Одна из них – спектакль по пьесе швейцарского писателя Макса Фриша «Когда закончилась война» или «Женщина из Берлина» в моей постановке. По сути, этот спектакль посвящён 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, хотя мы не стремились его поставить именно к этой дате. В какой-то мере он приурочен и к юбилею театра. Но в силу того, что есть некоторые проблемы с финансами, да и сама постановка требует серьёзной работы, – Макс Фриш сложный автор, премьеру планируем показать в конце марта. Его пьесу до нас ставили только в Московском академическом театре сатиры, да и то давно.

Также приступили к работе над новым детским спектаклем «Новогодние подарки» по пьесе Натальи Абрамцевой. Его ставит режиссёр Вера Анненкова, премьера состоится накануне Нового года.

Беседу вела Екатерина МЕЛЬНИКОВА

Статья опубликована :

№50 (6304) (2010-12-08)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Елена МЕЛЬНИКОВА


Выпуски:
(за этот год)