(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

События и мнения

Если мы разлюбим Север

ОПРОС

События в Охотском море, где спасали наши затёртые во льдах суда, напомнили о том, что Россия – держава арктическая. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Что же сегодня происходит на огромных просторах Северного морского пути?

Наталья ЗУБАРЕВИЧ, профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

– В том, что происходит сейчас в Охотском море, нет ничего необычного. И в советское время такие ситуации случались сплошь и рядом.

И в том, что ледоколы, которые участвуют в спасательной операции, арендованы американской компанией, ничего страшного нет. Я не знаю деталей, но, скорее всего, имеет место банальный вывод собственности под иностранную юрисдикцию. Таким образом поступают многие судовладельцы, и не только российские. И понять их просто: наше законодательство устроено так, что если твоё судно ходит под иностранным флагом, тебе меньше приходится платить налогов.

Сегодня Северного морского пути как такового не существует. От Дудинки до Мурманска и далее в Европу ходят суда «Норникеля», которые перевозят продукцию этой компании. В районы восточнее Енисея грузы (в основном китайского производства) завозятся по рекам и железной дороге.

До Певека и Анадыря регулярных рейсов не производится. Поэтому как можно говорить об инфраструктуре того, чего нет?

И никаких особых перспектив для возрождения Севморпути я не вижу.

Во все времена проводка судов с помощью ледоколов была дорогим удовольствием. И сегодня, на мой взгляд, надо спокойно всё взвесить, чтобы понять: выгодно для страны содержать ледокольный флот или, к примеру, лучше развивать Транссиб.

Если наше государство в ближайшем будущем озаботится развитием портов на берегах Ледовитого океана, я очень расстроюсь. Есть простое правило: все деньги, отданные для Крайнего Севера, – это деньги, отнятые у Центральной России, Урала, Южной Сибири и других обжитых регионов. Поэтому за все амбиции по освоению Севера остальной России придётся расплачиваться плохими дорогами и ржавыми трубами.

Борис БЛИНОВ, писатель-маринист:

– Флот наш сегодня находится в крайне плачевном состоянии. Например, рыболовецкие суда на порядок уступают европейским. Сам я в 2003 году ходил на промысел в Ледовитый океан на судне, возраст которого превышал три с половиной десятка лет. Как такого рода суда получают разрешение на выход в море – загадка. С того времени обстановка мало изменилась. Кстати, на танкер «Содружество», который ныне вызволяют изо льда, мы в начале нулевых годов сдавали рыбу со своего траулера. И тогда уже танкер не блистал новизной.

До недавнего времени я считал, что Северный морской путь не может принести никакой пользы России. И какую-то минимальную деятельность мы должны были поддерживать там только, чтобы не давать другим странам лишний повод претендовать на наши арктические территории. Однако в прошлом году огромный танкер «Балтика» прошёл от Мурманска до Китая с 70 тысячами тонн газоконденсата на борту. Ничего подобного в истории освоения Арктики ещё не было. Этот эксперимент показал, что Севморпуть может приносить прибыль.

Михаил НЕНАШЕВ, депутат Государственной Думы:

– Осваивать Арк­тику возможно только с помощью ледокольного флота. Так что на ближайшие столетия ледокольный флот России нужен. Мы – страна арктическая и не должны отказываться от того, что было достигнуто трудами и подвигами наших предков. В правительстве это понимают, сейчас разрабатываются ледоколы новых поколений.

Однако на сегодняшний день многое на просторах великого Северного морского пути делается непродуманно. Вот, например, компания «Норникель» отказалась от услуг государственного «Атомфлота» и использует для перевозки грузов собственные корабли ледового класса. В результате гордость России – знаменитые атомные ледоколы задействованы не в полной мере. Их арендуют иностранцы, они работают на их интересы.

Может быть, государству надо было предложить условия, при которых ледокольный атомный флот не был бы таким дорогим для частных компаний. С другой стороны, и «Норникелю» стоило задуматься о том, что при очередном похолодании специально построенные компанией суда могут оказаться бесполезными в силу ограниченности своих ресурсов.

Сейчас очень остро стоит вопрос по восстановлению инфраструктуры наших северных и дальневосточных морских путей. У руководства Минтранспорта России есть понимание необходимости воссоздания администрации Севморпути. Ведь сегодня в суровых и опасных ледовых условиях каждый частник волен действовать на свой страх и риск. Вот и получается, что спасать коммерческие суда порой приходится за счёт государственных средств. Сейчас в Госдуме готовится закон об Арктике.

«Движение в поддержку флота», которое я возглавляю, ещё 15 лет назад поднимало вопрос о том, что нельзя забрасывать Арктику.

Ключевая российская проблема, на мой взгляд, – состояние умов. Освоение Арктики – задача национального масштаба. Общественное же мнение сегодня очень раздроблено, фрагментарно. В северных регионах бóльшая часть населения за освоение арктических территорий, а в Центральной России, например, к этому вопросу относятся в лучшем случае равнодушно. Нужно задействовать все политические, информационные рычаги, чтобы настроить общественность соответствующим образом. И деятели искусства могли бы потрудиться на этом поприще.
Вспомним каверинских «Двух капитанов». Сколько молодёжи, которая хотела себя проявить, благодаря этой книге пошло в полярную авиацию, на флот! Не одно поколение морских офицеров воспитано на книгах Пикуля.

СУММА ПРОПИСЬЮ

Отказаться от своего ледокольного флота, как и вообще от освоения Крайнего Севера, просто. Только свято место пусто не бывает. Не пришлось бы потом наблюдать, как иноплеменные хозяева извлекают сверхприбыли из территорий, которые казались иным нашим экономистам бесперспективными.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№1(6307) (2011-01-19)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5.0
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:
29.01.2011 10:32:12 - Дмитрий Викторович Лобусов пишет:



Ну, слова говорить, не мешки таскать. Статья в ЛГ, вообще какая-то странная. 1.Профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики пишет: "Я не знаю деталей, но, скорее всего, имеет место банальный вывод собственности под иностранную юрисдикцию". Не знаете деталей, так gjxtve делаете неправильный вывод?!?!?!?!?!? 2.Писатель-маринист, описывает свою встречу с танкером "Содружество", затертым сейчас в Охотском море. Я в начале думал - опечатка, но он дважды повторил -"танкер". В Охотском море - транспортный рефрижератор!!! 3.Депутат Государственной Думы возглавляющий 15 лет «Движение в поддержку флота». Где поддержка флота??? В России флот вообще скоро закончится, как транспортный, так и рыбопромысловый. Так, что "левое" какое-то обсуждение, не профессиональное. Лишь бы заполнить страницу ЛГ, на будоражащую весь январь средствами массовой информации тему. А тема-то как раз требует серьёзного подхода. Не хочу повторяться, но своё отношение к сегодняшней ситуации на СМП я коротенько отразил здесь: http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/1644.html

25.01.2011 05:29:24 - Сергей Иванович Иванов пишет:



Вот всегда так - живут люди в Центральной России, это где зимой 0 - 5 градусов и громче всех кричат об Арктике и Сибири (плохо представляя что это такое в реальности). Сами же никуда ехать не хотят. Получается - Сибирь и Арктику нужно сохранять, но ведь кто-то должен в этих местах жить! Расходовать свои драгоценные жизни на эти многомесячные зимние отсидки в душных квартирах. А "патриоты" предпочитают Москву или Воронеж. Позиция очень понятная.. И я бы там сидел с удовольствием.. Да и удобно там жить - известно что Россия отапливается сибирским газом, а сама Сибирь сидит до сих пор на угле - это вам и рак и прочие болезни дыхания - такой вот патриотизм!

24.01.2011 15:08:33 - Алексей Дмитриевич Румянцев пишет:

о любви к северам

Вор всегда громче всех кричит. В начале 90-х Гайдар и другие знатоки экономики и географии уже кричали, что Север не нужен. Тогда украли "Норникель" Сейчас профессор околовсяческих наук опять кричит о Севере. Значит еще что-то украдут. Наверное Карское море. Правда, на днях Путин объявил задачу о разработке месторождений углеводов в Карском море. Кстати о холодах на северах. Туда поедут сидоровы, филиповы и прочие романовы. Иванова, который оставил тут комментарий, просим не беспокоится. Найдутся капитаны. Мадам беспокоится о дорогах России. Так эти две беды - вы и дороги с нами всегда. Живем же. Одному географу дороги помешали золото вывезти. Так и сгинул в проруби бедолага. Его дело продолжить хотите?

23.01.2011 17:32:23 - юрий дмитриевич шатунов пишет:



Ну что тут скажешь, прохфессора у нас Ломоносова готовы за авторитет не считать. Он то полагал, что могущество России прирастать будет Сибирью. А ведь такие ученые сегодня формируют мнение правительства. Мудрено ли, что тем и отличаемся, что , то острова, то куски моря соседям дарим, то шельф осваивать заклятых друзей приглашаем Так и живем.

22.01.2011 14:22:59 - борис иванович коростелев пишет:

Проблемы сырьевые, а мозги какие?

Профессор МГУ должен знать структуру российского экспорта -тюменская нефть, газ, дальневосточная древесина, рыбопродукты,якутские алмазы,использование тихоокеанских портов и железной дороги для транс континентального транзита грузов.Если отказаться от "Норникеля"- значит отказаться от 8% мирового производства молибденовых руд и части металлургического производства и т.д. Спрашивается: чем кормить народ будете в Центральной России с приемлимым климатом. Сколково далеко, а своё производство развито слабо да и товары наши неконкурентны. Характерно,что г.Олбрайт (хоть и не имеет звание профессора-она всего лиш бывший госсекретарь США) понимает значение восточных российских территорий для мировой экономики, а простой российский профессор с ней не согласен.Чем обьяснить эту разницу во взглядах?

21.01.2011 07:28:49 - Сергей Иванович Иванов пишет:



Полностью поддерживаю профессоршу - имею тоже некоторое отношение к географии. Жители России наверное не знают какие условия в этой Арктике зимой - есть учебники. При полной темноте мороз -40 и ветер 30 м в сек. Как там собираются добывать нефть представить сложно.. Думаю дешевле этот север разлюбить и заодно перестать содержать орду самоедов - пусть переезжают южнее. Пора бы России разлюбить и проклятую Сибирь и вывезти отсюда хотя бы пенсионеров в Россию. Сколько можно терпеть этот лютый мороз?! Месяцами на улицу не выйдешь! Люди простывают, туберкулез никак не удается победить - да и как если воздух зимой не пригоден для дыхания? С какой завистью смотрю по ТВ виды российских городов и пейзажи - вы не сознаете в какой красивой стране живете! А здесь все противно и враждебно человеку..

20.01.2011 19:31:14 - Николай Алексеевич Барболин пишет:



Да, нам жителям центральной России, инфраструктура которой тоже оставляет желать... может быть и предпочтительнее, чтобы государство вкладывалось больше в нас, чем скажем в Север, но гораздо лучше в Север, чем в эти пиарные мега-проекты, вроде чемпионата мира по футболу, или в саммит АТЭС на Дальнем востоке и прочая и прочая....

19.01.2011 01:27:58 - Вера Александровна данченкова пишет:

моя твоя не понимай

"До НН ...рейсов не производится" ? Любопытно: что это за институт, профессор которого изъясняется так безграмотно.


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов