(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Доля патриота

ПОЛИТГРАМОТА

Виктор КОРЕЦКИЙ, Вера ГИЦЕВИЧ. 1949С патриотизмом у постсоветской России отношения явно непростые. С одной стороны, ещё недавно многие политики публично отождествляли патриотов с негодяями. С другой – с начала нулевых годов шло выстраивание того, что на чиновничьем языке называется системой патриотического воспитания.

ЛАТАНИЕ ДЫР
С наступившего года начала действовать Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы. Третья по счёту. Причём с каждой программой средств на привитие любви к Родине выделяется всё больше. В 2001–2005 годах патриотизм обошёлся налогоплательщикам в 178 миллионов рублей, в 2006–2010-х – почти в 500 миллионов. В наступившей «патриотической пятилетке» предполагается освоить почти 780 миллионов рублей.

Что ж, наверное, на таком хорошем деле, как воспитание патриотизма, экономить действительно не стоит. Тем более что в масштабах всей России озвученные суммы выглядят всё-таки скромно.

Однако и на 500 миллионов можно сделать немало хорошего для решения сложной и запущенной проблемы патриотического воспитания. Например, снять два фильма – равноценных прогремевшей недавно «Брестской крепости». Ведь именно простые и правдивые кинокартины такого уровня, показывающие героизм наших предков, способны находить дорогу к сердцам молодых и даже совсем маленьких людей. Сужу об этом на примере собственного девятилетнего сына, который после просмотра «Брестской крепости» начал задавать мне вопросы о Великой Отечественной войне, а во время игр выдавать фразы вроде: «Помощь придёт! Русские победят!» Однако конкретно этот фильм был снят на деньги (большей частью белорусские) Союзного государства России и Белоруссии и никакого отношения к вышеозначенным программам не имеет.

На что же ушли полмиллиарда рублей, потраченных в 2006–2010 годах, и каких результатов удалось достигнуть?

Официальные итоговые документы чиновники пока не подготовили, однако вот что, к примеру, можно прочитать в новой программе 2011–2015 годов:
«…Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний… В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодёжью… В результате проведённой работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается…»
Руководитель Центра патриотического воспитания Владимирской области Владимир Хромов, который непосредственно работает с той самой молодёжью, ради которой весь сыр-бор, видит ситуацию несколько иначе:
– К нам приходят пятнадцатилетние ребята, многие из которых не знают, когда началась Великая Отечественная война. Да что там – даже с кем воевали в той войне не знают! А как, не зная своей истории, можно быть патриотом?

Надо мной сидят десять начальников, а между тем статус нашего центра мало чем отличается от статуса рядового клуба по интересам. Лишь благодаря тому, что нам удалось в последнее время выиграть несколько грантов, финансовая ситуация несколько улучшилась.

Однако владимирским патриотам по-прежнему приходится в прямом и переносном смысле латать дыры. В том числе и на парадной форме, в которой дети стоят в почётном карауле у Вечного огня. Денег на её замену не выделяется уже многие годы. Поездки на места боёв для поисковых работ и тому подобную «блажь» энтузиастам приходится оплачивать из собственного кармана.

А вот выдержка из письма, присланного в редакцию «Литературной газеты» председателем правления Союза поисковых отрядов Юрия Смирнова: «…И в старой, и в новой программах есть раздел, посвящённый открытию и закрытию Вахт памяти. Под словами «Вахта памяти» мы, поисковики, в первую очередь подразумеваем проведение поисковых работ. Эти работы проводятся общественными поисковыми объединениями и никем не финансируются. А в программе речь идёт об открытии и закрытии, то есть о проведениях разовых мероприятий (как правило, весной и осенью). Исполнителем почему-то (как и в большинстве пунктов указанной программы) значится Рособразование, не имеющее ни малейшего отношения к поисковым работам. И что такое открытие и закрытие? Это зал, трибуна, знамёна, флаги, барабаны, культурная программа, фуршет для ВИПов и пьянка для участников. А вот сами поисковые работы в программе отсутствуют».

ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ
Одним из тех, кто стоял у истоков создания нынешней системы патриотического воспитания, которая на сегодняшний день «в целом создана», является директор Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр) вице-адмирал Юрий Квятковский.

– Нам приходилось начинать с голого листа, – отвечает Юрий Петрович на мой вопрос о результатах более чем десятилетней деятельности. – Вместе с Советским Союзом развалилась и прежняя ступенчатая система воспитания патриотизма. Не стало пионерской и комсомольской организаций, которые прежде худо-бедно выполняли эту функцию. В результате мы стали замечать, насколько изменилось сознание молодых людей призывного возраста. Из их лексикона исчезло слово «родина», в лучшем случае они говорили «страна», «государство». Да и обязанности выполнить воинский долг многие из них не признавали.

Надо было что-то делать. В конце 90-х годов некие патриотические программы пытались разработать и Министерство образования, и Министерство обороны. Однако у них дело не заладилось. И тогда вспомнили о Росвоенцентре.

– Поначалу работа шла трудно, ведь разрушить идеологическое сознание у отдельного человека и целого поколения можно довольно быстро, а вот создать что-то новое очень сложно, – рассказывает Квятковский. – У нас было немало противников, которые говорили, что любая патриотическая программа ущемляет демократию. Другие считали, что данная работа – очередная кампанейщина: пройдёт год-другой, и постепенно всё сойдёт на нет.

Однако не сошло. По мнению директора Росвоенцентра, главным достигнутым результатом за последние 10 лет стало создание межведомственных советов по координации патриотического воспитания в большинстве регионов России. Возглавляют их, как правило, высокопоставленные региональные чиновники. Кроме того, более 80 процентов субъектов Федерации обзавелись постоянно действующими центрами патриотического воспитания и приняли свои местные программы в этой области.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МИЛЛИОНЫ
То есть с долей сомнения можно согласиться, что некие основы для дальнейшего внедрения патриотизма в массы заложены.

Однако в чём на сегодняшний день заключается эта работа? Даже при беглом ознакомлении с отчётами чиновников о достижениях «за истекший период» возникает сначала лёгкое, а потом всё усиливающееся чувство недоумения.

Вот, скажем, читаем в отчёте за 2009 год Министерства культуры (одного из ответственных исполнителей программы Патриотического воспитания на 2006–2010 годы): «…Конкурс на лучшую сценарную композицию в области кинематографии на тему «Россия. Уроки прошлого» проводился с 20 февраля по 7 июня 2009 года и прошёл по двум номинациям: «Лучшая сценарная композиция игрового кино» и «Лучшая сценарная композиция неигрового кино». На конкурс поступили 49 игровых и 20 документальных композиций более чем из 20 городов и населённых пунктов 7 регионов России».

Очень хотелось бы узнать, что это за «сценарные композиции», которые «существенно повлияли на привлечение и активизацию творческого потенциала деятелей литературы и искусства с целью создания произведений патриотической направленности»? Об оных не слышал не только аз многогрешный, мало разбирающийся в тонкостях кинематографической кухни, но и специалист в области кино Александр Вислов. Даже если допустить, что это некий «инновационный жанр», способный эффективно воздействовать на сознание молодёжи, то возникает вопрос: где они, эти сценарные композиции? Почему мы не видим их воплощёнными во что-либо приглядное в кинотеатрах, на полках магазинов или хотя бы в Интернете? Как могут воспитывать патриотизм некие произведения, которые неизвестны никому, за исключением членов жюри и ближайших знакомых авторов? Тем более что на проведение упомянутого конкурса и ещё одного, подобного, состоявшегося в сентябре 2009 года в Серпухове, было потрачено 2 миллиона 250 тысяч рублей из федерального бюджета.

Отдельным пунктом в этом же отчёте говорится об учреждении «ежегодной межведомственной награды «Почётная грамота «За успехи в патриотическом воспитании». Сколько денег на изготовление или приобретение почётных грамот было потрачено, из отчёта узнать нельзя. Зато сообщается, что награждено ею было более 90 человек и 16 организаций.

С благословения Министерства культуры и Министерства обороны за последние пять лет были потрачены миллионы рублей на производство фильмов «Русские субмарины», «Документ», «Гвардия», «Отечественная война в рисунках, сочинениях и письмах детей». Всего – 11 пунктов. И опять-таки эти «активно используемые» фильмы почему-то не известны ни широкому зрителю, ни специалистам. И что-то заставляет подозревать, что эффект их воздействия на молодые умы, мягко говоря, невелик.

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА
Росвоенцентр в 2006–2011 годах выпустил 28 книг патриотической направленности, потратив на это 5 миллионов 132 тысячи 800 рублей.

Решение о включении каждой из этих книг в издательскую программу принималось комиссией, в которой, по словам Квятковского, не пожелал участвовать ни один писатель, ни один представитель творческих союзов. О чём это говорит? О пассивности нашей творческой интеллигенции или о том, что сама система отбора книг построена так, что эксперт со стороны не сможет повлиять на конечный результат?

Кстати, книги, изданные Росвоенцентром, не поступают в магазины. Их раздают в качестве подарков на разного рода конкурсах, конференциях, встречах. Представляете, как проникается патриотическим пылом подросток, которому вручают опус под названием «Отечественный и зарубежный опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании» или «Российский патриотизм. Проблемы его формирования в трудовых коллективах, объединениях предпринимателей и арендаторов в России»?!

Главный же недостаток подобной системы книгораспространения, на мой взгляд, в том, что он имеет большие коррупционные риски. Проконтролировать число раздаренных или погребённых в библиотечных загашниках книг практически невозможно. А значит, и соответствие реального тиража издания с тем, который значится в выходных данных, зависит главным образом от добросовестности ответственного чиновника. Это, кстати, относится и ко многим другим государственным программам, под прикрытием которых казнокрадам весьма удобно «распиливать» государственные деньги.

То же самое относится и к разного рода конференциям, круглым столам и праздничным концертам. Сами чиновники признают, что цена вопроса бывает совершенно разной и зачастую не соотносится с результатом.

– Можно потратить 200 тысяч и провести хорошую конференцию, а можно за миллион 200 тысяч не провести ничего путного, – говорит Юрий Квятковский.

Недостатки создаваемой вот уже 10 лет системы воспитания можно перечислять ещё долго. И удивляться тут нечему – она несёт в себе многие «наследственные черты» породившей её российской бюрократической машины.

С одной стороны, заявляются грандиозные задачи, с другой – выделяются довольно скромные средства, которые к тому же далеко не всегда используются эффективно.

Вот и получается, что в том же Росвоенцентре по причине весьма скромных зарплат работают и пишут программы для поднятия патриотического духа молодёжи люди пенсионного возраста.

При таком подходе вряд ли можно разделять оптимизм создателей Программы патриотического воспитания на 2011–2015 годы, которые считают, что «доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию», будет прирастать по 10 процентов в год и что к 2015 году таковых будет аж 90 процентов от числа всех россиян.

Алексей ПОЛУБОТА

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№2-3(6308) (2011-01-26)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,5
Проголосовало: 4 чел.
12345
Комментарии:
27.01.2011 18:37:46 - Антон Михайлович Малков пишет:

И еще о патриотизме

А патриотами за деньги не становятся, это точно. Ими становятся в семье в условиях нормального максимально справедливого социального устройства вокруг…

27.01.2011 18:24:13 - Антон Михайлович Малков пишет:

Всего лишь еще один способ распила бюджета...

Да не получится в нынешние времена оболванивать молодежь подобными кондовыми программами. СССР проиграл холодную войну в том числе и из-за провала в сфере идеологической политики и воспитания, которая велась точно такими же старинными дремучими методами и уже не была эффективной. Инновации и новые технологии также недостаточно использовались в этой сфере, как и в поздне-советской промышленности. Да и информационное поле сейчас совсем другое. А агитационными кампаниями и материалами, которые упомянуты в статье, удобно только дальше бюджет доить. Пока не будет создана адекватная реальности эффективная система управления государством, все эти госпрограммы – деньги на ветер…

27.01.2011 17:39:03 - Яков Константинович Любченко пишет:

Возможно ли?

Пикантная ситуация. Двадцать с лишним лет через все СМИ (подконтрольные и неподконтрольные государству) и до сего дня вдалбливают в головы, что мы отсталая страна, которой учиться и учиться у "прогрессивного человечества", где "гарант" клянётся перед чужеземными дядями, что ещё чуть-чуть и мы достигнем их интелектуального и морального уровня... И, это же государство, выделяет деньги на борьбу с собственными СМИ! Что, денег некуда девать? Как за деньги прививать любовь к Отечеству? Это, ребята, - пропаганда с! Это не патриотизм! "ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный." Словарь Даля. Сколько, простите, Дмитрий Донской, интересно, истратил денег на воспитание патриотических чувств перед Куликовской битвой? Сколько, интересно, истратили Пожарский с Мининым? А Александр 1 перед Бородинским сражением? И кто проводил уроки патриотизма среди крепостных крестьян, собиравшихся в партизанские отряды? Нельзя ЛЮБОВЬ мерить деньгами! Так только проститутки мерят, да пропагандисты платные. Надо не деньги выделять на воспитание патриотизма, а отнимать у тех, кто гробит всякую любовь к своему Отечеству.

27.01.2011 10:51:17 - Валентин Иванович Колесов пишет:

Патриотизму надо учить в школе

Пятнадцатилетние не знают о Великой Отечественной Войне (?!). Деньги надо выделять не на центры воспитания патротизма и мероприятия с выпивками, а на школу, на зарплату учителям, которые должны стать главной фигурой в нашей цивилизации (Ленин). ____http://lit.lib.ru/o/osxkin_i_w/ ______ http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/


Алексей ПОЛУБОТА












Родился в 1975 г. в Мурманске.  Окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Член Союза писателей России. Ответственный секретарь Комиссии по творческому наследию Н.И.Тряпкина. Лауреат поэтической премии губернатора Мурманской области имени Баёва-Подстаницкого, дипломант Московского международного конкурса поэзии "Золотое перо". Работал специальным корреспондентом газеты «Труд», главным специалистом Московского института социально-культурных программ.


Выпуски:
(за этот год)