(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

«Нужна профессиональная критика»

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Кварц» (Нижний Новгород) специализируется на выпуске краеведческой литературы. Сегодня у нас в гостях главный редактор Ольга Наумова.

Когда и как было создано издательство?

– Наше издательство было образовано в 2003 году как структурное подразделение производственно-коммерческой фирмы «Кварц», занимающейся в основном строительным бизнесом (генеральный директор – депутат городской думы Н. Новгорода Дмитрий Кузин). Вначале это был разовый проект выпуска путеводителя по городу, в штате было два человека: редактор и дизайнер. Однако скоро стало ясно, что книги краеведческого плана весьма востребованы в регионе, и издательство стало разрастаться и расширять свою деятельность. Развитие каждого регионального издательства идёт своим индивидуальным путём, часто «на ощупь». Не имея возможности конкурировать с российскими производителями ни по тиражам, ни по книготорговой сети, региональные издательства стараются занять свою нишу рынка (в нашем случае – регионоведение), в которой отсутствует конкуренция со стороны крупных издательств.

Наше издательство «Кварц» восьмой год работает на издательском рынке, и развитие его, безусловно, можно считать успешным – от трёх книг, выпущенных в 2003 году (общий тираж – 8000 экз.) до 25 книг в 2010 году (общий тираж – 54 300 экз.). Но это только внешние показатели. В своём городе и области издательство прочно завоевало лидирующие позиции, показателем чего можно считать постоянный читательский спрос на книги, повторные тиражи изданий, наличие наград федерального и регионального уровня.

Книги какой тематики вы выпускаете и что из новинок можно отметить?

– Ведущее направление издательства – выпуск краеведческой литературы самого разного профиля. Это и книги по истории края, и по истории отдельных предприятий, и справочная литература, и детская (также связанная с нижегородской историей). Среди них – «Нижегородская книга рекордов и достижений», вобравшая в себя значительные (в масштабах страны и мира) факты и события, книга С.Л. Агафонова «Нижегородский кремль», где простота и доступность изложения сочетаются с истинно научным подходом, а художественное оформление не только углубляет её содержание, но и делает книгу презентационной. Значительным событием в историографии города стал и выпуск книги «Всё для Победы», рассказывающей о многогранном вкладе ведущих предприятий края в Победу над Германией. Эта книга базируется на обширном комплексе источников, в том числе архивных, находившихся ранее на секретном хранении. Уже в конце года была выпущена книга-альбом «По улицам родного города», удачно сочетающая юбилейную, альбомную форму издания и информационно-справочное содержание.

Кто ваши читатели?

– Книги нашего издательства рассчитаны на самый широкий круг читателей и в основном имеют просветительскую направленность. Однако мы стремимся к тому, чтобы они были интересны и людям, профессионально интересующимся краеведением, а также заботимся о внешней, «презентационной» стороне каждого издания и радуемся тому, что книги хорошо раскупаются туристами и расходятся не только по стране, но и по миру. Но, быть может, одной из главных категорий читателей для нас являются учащиеся, потому что нашему издательству хотелось бы на регулярной основе издавать учебники и учебные пособия по краеведению. Огромный фото- и документальный архив, а также большой опыт изданий на краеведческую тему позволяет это делать.

Как вы строите отношения с авторами? Заказываются ли нужные издательству книги, рассматриваются ли рукописи, пришедшие самотёком?

– Отношения с авторами строятся по-разному. Разумеется, у издательства есть свой сложившийся профессиональный круг людей, которые могут писать и рецензировать книги краеведческой тематики. Что касается художественной литературы, то здесь как раз из самотёка удалось найти и издать трёх интересных авторов – Ирину Дружаеву из Городца, Галину Дядину из Арзамаса (ныне эти авторы активно издаются и на российском уровне), а также Владимира Буцына – о житье-бытье села Румянцево Нижегородской области.

Какие современные тенденции развития литературы и книгоиздания вы могли бы отметить?

– Мне кажется, что интерес к документальной литературе превышает интерес к чисто художественной, но это как раз, может быть, потому, что чисто художественных произведений высокого уровня не так много.

Что касается книгоиздания, то замечательная вещь – обретение демократических свобод (в том числе отмена лицензирования) – породила, к сожалению, в книгоиздательском деле огромное количество непрофессионалов, смело берущихся за издание «книг». В этих «книгах» не соблюдаются элементарные требования: тексты не редактируются и не корректируются, расцветает доморощенный «дизайн», полиграфическое исполнение не выдерживает никакой критики. Кстати, многие типографии сами «издают» подобного рода «книги». Печально, но многие заказчики вполне удовлетворяются этим качеством. Что можно (и нужно) делать в такой ситуации? Только противопоставить этому большую просветительскую деятельность в сфере книгоиздания. Частично этому способствуют различные издательские конкурсы, однако хотелось бы, чтобы об их результатах (а главное, мотивировках оценок по разным параметрам) было известно значительно более широкому кругу и читателей и издателей. Нужна профессиональная критика книжной продукции, когда учитывается не только текстовая часть, но целиком книга – как произведение издательско-полиграфического искусства.

Какие проблемы вас волнуют?

– Очень трудно добиться систематичности в работе регионального издательства, так как приток заказной литературы регулировать невозможно. Вот и бывают месяцы, когда издательство «задыхается» от обилия заказов (часто – к концу года), а бывает, что количество заказов ослабевает (чаще – в начале года), и тогда мы стараемся издавать собственные проекты. Для нашего издательства эту проблему могло бы решить регулярное издание учебно-краеведческой литературы, заказчиком которой может быть только правительство области. Надо сказать, что в своей деятельности региональные издательства практически не могут избежать взаимодействий с местными властными структурами (от прямых заказов до опосредованных). И здесь очень важной поддержкой может стать мнение федеральных профессиональных органов и сообществ о деятельности того или иного регионального издательства. Например, следует доводить до правительств регионов результаты исследований издательской активности, результаты российских конкурсов (к сожалению, в региональных конкурсах порой присутствуют местечковые оценки, оценка книги не как произведения издательского искусства, а на основании личного знакомства).

Статья опубликована :

№5(6310) (2011-02-09)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
0,0
Проголосовало: 0 чел.
12345
Комментарии:

Ольга ШАТОХИНА


Выпуски:
(за этот год)