(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Библиоман. Книжная дюжина

Кого считать героем

Былины / Под ред. М. Сперанского. – М.: Амрита – Русь, 2011. – 536 с.: 24 с. ил. – 3000 экз.

Уникальное репринтное издание сборника 1916 года, вышедшего под редакцией и с комментариями члена-корреспондента Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности М.Н. Сперанского. Былины отличаются от летописей, поскольку в них представлен принципиально иной взгляд на события того или иного периода истории – неофициальный народный взгляд, отражены идеи, актуальные для общества того времени. «Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги… – писал В.Я. Пропп. – ...борьба ведётся не за узкие мелкие цели, не за личную судьбу, не за частное благополучие героя, а за самые высокие идеалы народа в данную эпоху». В книгу включены былины об Алёше, который «поповской сынъ», Добрыне, Илье Муромце и менее известные сейчас, но тем более достойные внимания аутентичные тексты о других персонажах русского эпоса – Глебе Володьевиче, Дюке Степановиче, Михайло Потыке.

Статья опубликована :

№11-12 (6315) (2011-03-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4.0
Проголосовало: 2 чел.
12345
Комментарии:
06.04.2011 02:51:30 - Родамiр пишет:

Вспомнить. Миссия невыполнима?

ЦИТАТА: "... былины об Алёше, который "поповской сынъ". -- КОНЕЧНО, именно былины (сказки, предания, ...) по идее должны отражать события жизни именно народа, отстраняясь от официоза летописей. Вот только трудность в том, что былины наши были ЗАПИСАНЫ. Казалось бы это - хорошо. Но записывал их - былины - не сам народ. Народ, сам по себе, следующий устной традиции*, стремился скорее избегать подобных записей, поскольку насквозь магическое сознание тогдашнего времени видело в любом явлении соотвествующую магическую приРОДу: даже и заговоры (нечто из низжей* магии) не записывали. - Записанное слово утрачивало силу. ПОЭТОМУ былины были записаны, по выражению Б.А. Рыбакова - "церковниками": "Средневековым церковникам в значительной мере удалась их задача - изгнать со страниц книжности все богомерзкие "басни" и "кощуны", как назывались тогда мифы; басня стала синонимом недостоверности, а "кощуна" - символом надругательства над святыней, кощунством" (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Глава 10. "Мифы, Предания, сказки", стр. 509, М., 2002). Также Б.А. Рыбаков пишет, что "в особом варианте сказки "О трёх царствах" имена у царских сыновей христанские. ЭТО УЖЕ ВЫРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГО СЮЖЕТА" (там же, стр. 559). И возникает очень большой и очень насущный вопрос: ЧТО НАМ ОСТАЛОСЬ??? Б.А. Рыбаков по этому поводу пишет, что "У нас есть два основния для такого поиска: во-первых, летописные строки о СВАРОГЕ и ДАЖЬБОГЕ 1114 года, а во-вторых, записи Геродота середины 5 века до н.э." (там же, стр. 510). Нельзя забывать истоки своей культуры.


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов