(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Живые и мёртвые

Завещание фронтовика

СТОЛЬНАЯ    КНИГА

Живая память: Сборник. Выпуск 10. – М.: Издательство «Патриот», 2010. – 512 с.: ил. – 1000 экз.

Эта книга завершает серию, подготовленную писателями и журналистами – участниками Великой Отечественной войны.

Полтора десятилетия назад вышли первые три тома с подзаголовком «Великая Отечественная: правда о войне». «Авторы… ничего не приукрашивали. Да, мы в первые месяцы войны отступали. Враг был сильнее нас. Фашистская Германия, покорив Европу, втянула в войну многие страны. Против Советского Союза воевала почти вся Европа. Страна Советов долгое время защищалась в одиночестве. Но мы сумели переломить ход войны и победили», – пишет в предисловии к заключительному тому председатель Московского городского Совета ветеранов войны и труда В.И. Долгих. Кстати, при содействии этого совета и правительства Москвы вышли последние шесть книг серии «Живая память».

Важнейшим этапам войны, различным проявлениям героизма народа посвящены отдельные тома серии. В них речь идёт о Московской, Сталинградской, Курской битвах, о десяти мощнейших ударах по врагу, которые назвали сталинскими. Не обойдены вниманием герои тыла, самоотверженно трудившиеся на полях и у мартеновских печей, а потом поднимавших страну из руин, восстанавливавших разрушенное хозяйство.

В заключительном томе рассказывается о событиях последнего года Великой Отечественной, завершении Второй мировой войны на Дальнем Востоке, судебных процессах над военными преступниками, сохранении памяти о подвигах отцов и дедов у нынешних поколений. Названия разделов говорят сами за себя: «Освобождение Европы», «В логове врага», «От Амура до Порт-Артура», «Всё для фронта, всё для Победы», «Возмездие», «Долгое эхо войны».

Одно из достоинств издания в том, что события, о которых идёт речь, показаны с разных точек зрения, стереоскопично. Так, раздел, посвящённый штурму германской столицы, открывают воспоминания Александра Новикова – в то время представителя Ставки Верховного главнокомандования, которому было поручено руководство всей авиацией в Берлинской операции. Это взгляд, так сказать, сверху, когда взору открываются боевые действия в небе и на земле на огромной территории. Масштабная картина исторической схватки представлена и в материале Олега Ржешевского, основанного на исторических документах – переписке глав государств антигитлеровской коалиции, директивах советского командования и т.д. «Так кто же будет брать Берлин, мы или союзники?» – этот вопрос, заданный Сталиным Жукову и Коневу, был отнюдь не риторическим. Союзникам очень хотелось первыми войти в Берлин… А с другой стороны, это был объект соперничества между фронтами Г. Жукова и И. Конева, что порой приводило к неразберихе, «которая могла принести и, видимо, принесла немало неоправданных жертв», – на заключительной стадии даже пришлось вмешаться Ставке, чтобы установить разграничительную линию между фронтами…

А вот другой взгляд – писателя Юрия Грибова, вспоминающего свою «дорогу на Берлин». Тогда он, девятнадцатилетний лейтенант, служил в подразделении, входившем в состав 1-го Белорусского фронта, которым командовал Жуков. Между прочим, автор пишет: «Мне повезло, я встречался со своим комдивом», потому что «на фронте, если посчастливится, можно пробыть долго и никогда не увидеть дивизионного командира: это же крупная фигура». Чувствуете разницу ракурсов восприятия?.. Там люди мыслят в масштабах фронтов и армий, а здесь… «До Эльбы было не так уж далеко, но пробивались мы трудно, неся потери. Не шли, а перебегали и ползли. Всё время хотелось спать. Отставали кухни…» Или такая сценка из фронтового быта. «Начальство приказало весь личный состав помыть, чтобы на Берлин наступать чистыми… «наладили баню»… Только мы тогда растелешились, стали друг другу спины тереть, как влетел перепуганный Белугин и приказал всем бежать в траншею: самолёт кружит!.. Кто успел схватить бельишко, кто не успел, бросились мы в траншею, а Немытов голым в лес рванул: уж очень он самолётов боялся…»

Тот же принцип – от общего к частному – соблюдён и в других разделах сборника. Например, повествующем о том, как ковалась Победа в тылу. Раздел открывает беседа журналиста Алексея Кулакова с Николаем Байбаковым, который в начале войны был уполномоченным Государственного Комитета Обороны по обеспечению фронта горючим, возглавлял специальный штаб при Наркомате нефтяной промышленности. Здесь раскрывается впечатляющая, полная драматизма картина работы нефтяников, способствовавшей значительному росту нашего военного потенциала. Его важнейшим показателем является и количество производимого металла для военных нужд. О том, кем, как и в каких условиях решалась эта задача, рассказывается в очерке Бориса Лебедева о наркоме чёрной металлургии Иване Тевосяне, которому ещё в 1943 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А рядом – материал Ивана Комарова, посвящённый сельским женщинам Бурятии, которые вставали на места ушедших на фронт мужчин, засевали дополнительные площади в фонд обороны, отправляли на фронт посылки с тёплыми вещами. Или рассказ Георгия Алексеева о школьниках и учителях одной из школ Курганской области, заработавших средства на строительство боевого самолёта…

Остро полемическим получился заключительный раздел «Долгое эхо войны». Например, в материале Владимира Суходеева спор ведётся с теми, кто пытается принизить значение Великой Отечественной войны, переписать её историю, – этим особенно активно занимались в 90-е годы. Что неизбежно отражалось на отношении к фронтовикам. Об этом – очерк Виктора Кожемяко, посвящённый гвардии рядовому Ивану Одарченко, с которого скульптор Евгений Вучетич лепил Воина-освободителя, всем известного по монументу в берлинском Трептов-парке – одному из символов Победы.

Серия «Живая память» – не только собрание ярких свидетельств фронтовиков, но и завещание поколения, которое, по словам Юрия Бондарева, «вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее…».

Александр НЕВЕРОВ

Статья опубликована :

№11-12 (6315) (2011-03-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 1 чел.
12345
Комментарии:
02.08.2011 17:43:43 - Алексей Фролов пишет:



Интернет магазин мужской одежды


Александр НЕВЕРОВ



Критик, журналист. Публиковался в журналах «Детская литература», «Литературное обозрение» (лауреат премии журнала), «Октябрь», «Наш современник», «Литературная учёба», «Лепта» в газетах «Советская Россия», «Правда», «Труд». Автор книг «Молодая проза: время, проблемы, герой» (1985), «Черты поколения» (1989), «Не только о литературе. 33 беседы» (2003).

Критические статьи одного из видных авторов «ЛГ» посвящены парадоксальной, противоречивой и очень симптоматичной литературе недавних лет. О чём нынче пишут и что просматривается между строк? «Оптимизм или пессимизм таится в «нутре» этого душевного состояния, можно не спрашивать, а что таится там безмерная усталость — факт. Усталость, не столько накопленная молодым поколением... сколько унаследованная от предшественников, едва сведших к «нулю» Двадцатый век с его безумиями», — размышляет в предисловии Лев Аннинский. Александр Неверов пишет о произведениях Романа Сенчина и Сергея Гандлевского, Андрея Волоса и Андрея Геласимова, Веры Галактионовой и Владимира Маканина, Дениса Гуцко и Руслана Киреева. Перечислять можно долго, лучше уж сразу приняться за чтение самой книги. «И хорошо, что с разных, порой противоположных точек зрения, какие бы оценки мы ни выносили тем или иным книгам, — у критика тоже есть право на пристрастность».

Штрихи к пейзажу. О литературе нулевых годов.


Выпуски:
(за этот год)