(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Почему невозможна «демаоизация»

ПЛАНЕТАРИЙ

Владилен БУРОВ

Не стихают споры вокруг проекта программы так называемой детоталитаризации сознания граждан России, подготовленного в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Более известен данный документ как программа «десталинизации». В нём утверждается, что «без усвоения общественным сознанием трагического опыта России в ХХ веке представляется невозможным движение российского общества к реальной модернизации».

В этой связи полезно обратиться к опыту Китая, его опыту отношения к своему историческому прошлому. Ведь в истории Китайской Народной Республики также были события, в чём-то аналогичные тем, что происходили и происходят у нас.

В ноябре 1979 г. под непосредственным руководством Дэн Сяопина началась подготовка специального документа, посвящённого оценке исторического пути Компартии Китая, политической деятельности Мао Цзэдуна, его места в истории Китая. В работе участвовало большое количество экспертов, партийных работников, в том числе высших руководителей партии. Велись жаркие дискуссии, сталкивались различные мнения, тщательно рассматривалось каждое положение. В июне 1981 г. состоялся VI пленум ЦК КПК 11-го созыва, на котором было единогласно одобрено специальное «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии со времени образования КНР».

Естественно, что главным итогом деятельности КПК на всём протяжении её истории объявлялись «огромные успехи в деле социалистической революции и социалистического строительства».

РИА «Новости»Среди них: создание единого государства, преодоление «разобщённости, существовавшей в старом Китае». И это действительно было исторической правдой. Далее в «Решении» перечислялись достижения народного Китая в развитии экономики, образования, науки и культуры. Говорилось и о том, что основы китайской индустрии, ведущие отрасли тяжёлой промышленности были заложены при помощи Советского Союза. Конечно, сомнительно выглядел тезис, что «установлена и упрочена государственная власть демократической диктатуры народа (т.е. диктатура пролетариата), руководимой рабочим классом и основанной на союзе рабочих и крестьян. Это – невиданная в истории Китая власть нового типа, при которой хозяином страны является народ…»

Вместе с тем в «Решении» было признание большого количества серьёзных ошибок, совершённых руководством Компартии «в анализе обстановки и в понимании специфики Китая». В первые годы существования КНР это проявлялось в преувеличении масштабов классовой борьбы, а в экономическом строительстве – в «забегании вперёд».

Самой серьёзной ошибкой «всеобщего и длительного характера» явилась так называемая культурная революция под руководством Мао Цзэдуна. Ей в «Решении» посвящён специальный раздел. В нём подчёркивается, что «культурная революция» была смутой, вызванной сверху, по вине руководителей и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу».

Прямо говорилось об «ошибочном левацком единоличном руководстве товарища Мао Цзэдуна, фактически заменившего собой коллективное руководство ЦК партии», о том, что «культ личности тов. Мао Цзэдуна был раздут до фанатизма». Была там и прямая критика в адрес Мао Цзэдуна. «Он стал всё больше зазнаваться, отрываться от действительности и масс, впадать в субъективизм, самоуправствовать и возвышать себя над ЦК партии, что постепенно ослабляло и даже подрывало принцип коллективного руководства и демократического централизма в партийной и государственной жизни».

На мой взгляд, доклад Хрущёва на ХХ съезде, разоблачающий культ личности Сталина, куда слабее «Решения ЦК КПК». Если первый документ – чисто эмоциональный отклик на события недавнего прошлого, то второй – это серьёзный аналитический взгляд. Его авторы пытаются понять и объяснить, почему партия, которая, в общем, успешно действовала в течение трёх десятилетий до взятия власти, не смогла предотвратить «культурную революцию», а ещё раньше «большой скачок» и «борьбу с правыми элементами».

Например, ошибочными и догматическими названы положения, содержащиеся в трудах классиков, о том, что и после завершения в основном социалистических преобразований мелкое производство по-прежнему рождает капитализм и буржуазию ежедневно, ежечасно и в массовом масштабе. Тут явный намёк на Ленина.

При этом вина за совершённые ошибки была возложена не только на Мао Цзэдуна, пусть и признанного главным виновником, но и на всё руководство партии. Это было признание и своих ошибок. Ведь тот же Дэн Сяопин, будучи во второй половине 50-х годов Генеральным секретарём партии, сыграл большую роль в борьбе против так называемых правых элементов. Хрущёв же всю вину за содеянное во второй половине 30-х годов возложил только на Сталина, позднее добавив к нему антипартийную группу Молотова, Маленкова и Кагановича. Но себя и других руководителей партии исключил из числа виновных.

Большой раздел в документе был посвящён месту Мао Цзэдуна в истории и его идеям. Общая оценка его деятельности была выражена следующими словами: «Товарищ Мао Цзэдун – великий марксист, великий пролетарский революционер, стратег и теоретик. Если рассматривать его жизнь и деятельность в целом, то заслуги его перед китайской революцией в значительной степени преобладают над промахами, допущенными в «культурной революции». Его заслуги занимают главное, а ошибки – второстепенное место».

При этом подчёркивалось, что от ошибок не застрахован никто, их совершали и Маркс, и Ленин. Далее в документе подвергались критике как те, кто, ссылаясь на ошибки Мао Цзэдуна, «пытается отрицать научную ценность его идей», так и те, кто отрицает совершение им ошибок и призывает во всём следовать его указаниям. По мнению авторов документа, необходимо отделять «идеи Мао Цзэдуна» как научную теорию от его ошибок.

Подобная оценка Мао Цзэдуна, на наш взгляд, объясняется необходимостью легитимации права Компартии на руководство китайским государством и строительством социалистического общества в китайской версии. Если бы вся деятельность Мао Цзэдуна была сведена к ошибкам, то, естественно, возник бы вопрос о законности руководящего места КПК в китайском обществе. Ради сохранения социально-политической стабильности в стране китайские руководители не могли допустить идейных шатаний в партии и народе.

Мао Цзэдуна часто сравнивают со Сталиным, и в этом нет ничего удивительного, ибо они были во многом похожи и в своих деяниях, и в своих преступлениях. Но в Китае, причём не только на официальном уровне, бытует мнение, что в Советском Союзе со Сталиным «обошлись неправильно», поскольку у него были и большие заслуги, а кроме того, критика его деятельности носила больше эмоциональный, чем научный характер.

Китайцы считают, что подобный подход применительно к Мао Цзэдуну чреват громадными потрясениями для страны. Одно дело – считать Мао Цзэдуна вождём китайской революции, пусть и совершающим ошибки, другое дело – признать его диктатором, тираном, принёсшим своему народу одни только бедствия.

В конечном счёте в отношении Мао Цзэдуна был принят принцип «саньцикай» – 3:7. То есть считается, что в его деятельности 70% было положительного и только 30% отрицательного. Кстати, точно так же в Китае оценивают и деятельность Сталина.

Вместе с тем подчёркивается, что между Мао Цзэдуном и Сталиным была большая разница. Как-то один китайский философ сказал мне, что в отличие от Сталина Мао Цзэдун не отдавал приказов «рубить головы», он даже говорил: «Если отрубить голову, она не вырастет, необходимо перевоспитывать людей». Он сослался в этой связи на пример Дэн Сяопина и других руководителей партии, подвергшихся репрессиям, но оставшихся в живых. В ответ на моё замечание о судьбе Лю Шаоци, Пэн Дэхуая и других деятелей КПК мой знакомый выразился так: «Они были доведены до смерти, но голов им не рубили». Ответа на мои слова о том, что не имеет значения, как погибли во времена «культурной революции» сотни тысяч китайцев, не последовало. А ведь, по некоторым зарубежным источникам, в период «культурной революции» погибло около 10 миллионов человек.

Тем не менее нельзя отрицать того, что в период «культурной революции» абсолютное большинство высших партийных и государственных деятелей остались в живых.

После принятия «Решения» «идеи Мао Цзэдуна» продолжают оставаться официальной доктриной КПК, причём в главную его заслугу ставится «китаизация марксизма». Однако по мере осуществления модернизации китайского общества на первый план постепенно выходит «теория Дэн Сяопина о социализме с китайской спецификой».

Хотя эта теория объявляется продолжением «идей Мао Цзэдуна», в действительности она представляет собой совершенно новое учение. Дэн Сяопину принадлежит заслуга создания национальной, китайской модели социализма. Её основные принципы заключаются в следующем: в области экономики – это сочетание социалистических и несоциалистических форм собственности и хозяйствования при решающей роли социалистического уклада; сочетание плановых и рыночных начал (теперь в Китае существуют не пятилетние планы, а пятилетние программы развития народного хозяйства); активное привлечение иностранного капитала и передовых зарубежных технологий при последовательном проведении в жизнь принципа опоры на собственные силы.

Но имя Мао Цзэдуна сохраняется в истории страны как символ национального возрождения. Ему ставится в заслугу обретение Китаем подлинной национальной независимости. Даже на Тайване мне пришлось слышать следующее мнение об исторической роли Мао Цзэдуна. Во-первых, он заставил уважать Китай, считаться с ним. Во-вторых, он покончил с раздробленностью страны, её разделением на ряд «феодальных княжеств», управляющихся милитаристскими кликами.

В-третьих, благодаря ему Китай обрёл атомную бомбу. В-четвёртых, он приостановил моральную деградацию китайского общества, наблюдавшуюся в 30–40-е годы прошлого столетия.

Обладая природным умом и большими организаторскими способностями, Мао Цзэдун смог занять руководящее положение в Коммунистической партии Китая, выбрать правильную тактику завоевания власти. В создании Китайской Народной Республики Мао Цзэдуну принадлежит первостепенная роль. Другое дело, что после 1949 года он во многом утратил присущее ему политическое чутьё. Неудивительно поэтому, что в Китае прежде всего подчёркивают заслуги Мао в завоевании коммунистами власти. В общем, имя Мао Цзэдуна принадлежит истории, поэтому занимаются им не политики, а учёные – историки, философы.

По-прежнему над центральной трибуной площади Тяньаньмэнь в Пекине висит его большой портрет, но перед расположенным напротив неё мавзолеем нет большого скопления людей.

Мне довелось побывать на родине Мао Цзэдуна. Там существуют государственные музеи, связанные с его именем. В некоторых городах Китая сохранились статуи Мао Цзэдуна, например в Шанхае перед зданием Фуданьского университета. Городов, улиц, учебных заведений его имени нет, но в Китае вообще нет практики увековечения памяти революционных деятелей, какая существовала в Советском Союзе. В магазинах и на книжных развалах можно купить «Цитатник» Мао Цзэдуна, в том числе на русском языке, зажигалки с его изображением и прочие подобные сувениры.

Сегодня отношение в китайском обществе к Мао Цзэдуну неоднозначно. Если одни негативно оценивают его деятельность, то другие с ностальгией вспоминают времена 50–70-х годов прошлого столетия, когда, по их мнению, в стране существовала социальная справедливость и в обществе не было деления на богатых и бедных. При этом таких людей становится всё больше. Несмотря на заметный рост материального благосостояния, уровень жизни миллионов китайцев ещё низок. Есть люди, особенно в деревнях, которые обеднели ещё больше в результате проводимых ныне реформ. Раньше они худо-бедно имели свою чашку риса, но теперь в условиях рынка им приходится бороться за неё.

В китайском обществе и отнюдь не среди твердолобых партийных консерваторов, а среди простых людей есть люди, не принимающие и, мягко говоря, не симпатизирующие Дэн Сяопину. Происходит имущественное расслоение, появляются «новые китайцы». Вызывают недовольство и явления непотизма, фаворитизма, коррупции, в том числе и в высших эшелонах власти. Времена «культурной революции» уходят в прошлое, постепенно забываются те несчастья, которые она принесла, тем более что она затронула главным образом жителей городов, партийные кадры, интеллигенцию.

Каких-либо публичных обсуждений исторической роли Мао Цзэдуна типа тех, которые проводятся в наших средствах массовой информации относительно Сталина, нет, да и не может быть. В Китае невозможна, да и не нужна кампания по демаоизации. Во-первых, фактически весь период китайских реформ есть отрицание на практике идей Мао Цзэдуна о социализме. Во-вторых, китайское руководство отлично понимает, что подобная кампания может расшатать социально-политическую стабильность в стране.

Вообще следует отметить, что проблемы политического и идеологического характера не обсуждаются в Китае в формате ток-шоу, где, как известно, в большинстве случаев собирается разношёрстная и далеко не всегда профессиональная публика. Для этой цели на каналах китайского телевидения, а их здесь очень много – только центральных двенадцать – существуют специальные программы. В них наряду с ведущим принимают участие два-три специалиста по обсуждаемой проблеме, которые подвергают серьёзному аналитическому рассмотрению все её аспекты.

Вся идеологическая составляющая политики китайского государства направлена на сохранение в стране социально-политической стабильности, ибо она, и только она, может способствовать дальнейшему осуществлению «социалистической модернизации».

В настоящее время в Китае существует система «мягкого авторитаризма» – можно обсуждать любые проблемы политического, экономического, идеологического характера, но нельзя ставить под сомнение «четыре основных принципа» – социалистический путь, демократическую диктатуру народа, руководство со стороны партии и марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теорию Дэн Сяопина. Любой отход от них объявляется недопустимым. Однако следует иметь в виду, что современный китайский марксизм в своих основных положениях существенным образом отличается от его классической версии – учения Маркса–Ленина. Это «китаизированный марксизм», он имеет мало общего с идеями, пропагандируемыми той же КПРФ.

Вообще говоря, в Китае проводится политика бережного, взвешенного отношения к своей национальной истории. На средства массовой информации возложена задача воспитывать уважительное отношение к национальным традициям, чувство глубокого патриотизма. Выпуск антипатриотических книг и фильмов немыслим по определению. С этой целью на телевидении демонстрируются сериалы, посвящённые различным периодам китайской истории. Что касается тем, связанных с Мао Цзэдуном, то они, как правило, относятся к годам, когда КПК вела борьбу с Гоминьданом. В Китае не изменяют общепризнанным в мировой исторической науке критериям оценки событий, как это имеет место в России, когда декабристов объявляют чуть ли не террористами, Александра Невского – предателем, а Разина и Пугачёва – просто бандитами. На создание исторических телесериалов тратятся громадные деньги, привлекаются лучшие актёры, и всё это с одной-единственной целью – привить через воссоздание на экране отечественной истории любовь к Родине.

Что же до навязываемой нам «десталинизации»… Уверен, абсолютное большинство россиян – если их искусственно не подогревать – спокойно и разумно относятся к исторической роли Сталина и совершённым им деяниям. Их куда больше волнуют обычные, бытовые проблемы, поэтому они за сильную власть, не хотят повторения «игр в демократию», а вовсе не за сталинизм.

Сегодня навязанная сверху кампания десталинизации способна лишь расколоть страну. И потому поучителен исторический опыт Китая, руководство которого смогло во имя модернизации страны объединить всех граждан страны независимо от их отношения к своему недавнему историческому прошлому, к Мао Цзэдуну. Это позволило стать Китаю второй державой в мире по экономическому потенциалу.

Обсудить на форуме

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Почему невозможна «демаоизация»

Не стихают споры вокруг проекта программы так называемой детоталитаризации сознания граждан России, подготовленного в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.

КОД ССЫЛКИ:

Статья опубликована :

№20 (6322) (2011-05-18)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,6
Проголосовало: 20 чел.
12345
Комментарии:
22.05.2011 20:11:49 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

Приношу извинения, следовало бы привести цитату

Дабы не получить вместо «"Лапотная Россия" - это дешевый штамп сталинской пропаганды» следовало бы написать цитату: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил ее с атомной бомбой». Смысл не меняется, но уж авторитетнее автора не найти – Черчилль. Но в добавлению к посту: 4-й президентский срок – война и победа, 5-й - создание атомной и водородной бомбы, закладка фундамента космической и электронной промышленности и пр.

22.05.2011 19:11:59 - Сергей Иванович Иванов пишет:



"Лапотная Россия" - это дешевый штамп сталинской пропаганды. Николаевская Россия ЛЕГКО без паники остановила германскую армию, абсолютно не имея сталинских запасов оружия и снарядов - тогда русская армия не бежала до Москвы бросая шинели и винтовки. По словам мамы ни в каких лаптях крестьяне при Николае не ходили. Обычными были паровые молотилки и даже американские мотоциклы. Резун именно патриот - кем он может быть после суворовского училища и службы в танковых войсках? Другое дело что разведка с ним дала маху - туда надо брать более тупых людей. Суворов хорошо вписался в армию, но для разведки оказался слишком умным и совестливым человеком. Не мог он принять к примеру необходимость добивать своих раненых. Даже если согласиться что Суворов "надергал цитат", то все равно есть упрямые факты. Он пишет о громадных кучах кожаных военных сапог на границе перед вторжением красной армии в Европу. Так вот - на одном форуме люди пишут, что знают людей которые эти "терриконы кожаных сапог" хорошо помнят. А раз один факт подтвердился - какой смысл подозревать автора? И мама помнила, как - уже началась война, а эшелогы с зерном шли на Запад, как все говорили в Германию. На самом деле их высыпали прямо на землю на границе. После изучения работ Резуна я стал понимать Солженицина - с его лозунгом - ПОЛНЫЙ НАЗАД - в николаевскую Россию! Если бы не Ульянов со своими головорезами, Россия достигла бы гораздо большего. Почему в Китае все развивается гораздо успешнее? Думаю здесь надо опять вспомнить Ульянова - он как-то сказал, что если коммуняги будут вынуждены уйти из России, то они ТАК ХЛОПНУТ ДВЕРЬЮ! Вот и хлопнули - чуя близкий конец своей власти, разочарование народа в коммунизме, быстро переучили великовозрастных номенклатурных комсомольцев на бизнесменов (еще при совке на тайных экономических курсах) И вот эти "бизнесмены" создав неразбериху, захапали народную собственность, деньги и вывезли, спрятали или расстратили все. Убили двух зайцев - и капитализм опорочили в глазах народа и сами отоварились так что и внукам хватит. И сразу развернули просталинскую пропаганду, рассчитывая на наивность русского народа новой генерации. Думаю то же произойдет и в Китае если власть КПК окажется под угрозой.

22.05.2011 18:17:06 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

В добавлению к посту. Все определяет лидер

Не надо искать какие-то особые ментальные особенности китайцев. Один и тот же народ под руководством одного лидера гонял воробьев, варил сталь в своих домах, уничтожал науку и образование, под руководством другого вырывается в мировые лидеры. Наш народ за три президентских срока одного лидера (с 1929-го по 41-й) из лапотной России сделал индустриально развитую страну (с отличными промышленностью, образованием, наукой, здравоохранением). И тот же народ уже 30 лет топчется на одном и том же месте. Скорее не топчется, а деградирует.

22.05.2011 16:44:45 - Лев Исидорович довбета пишет:

Десталинизация

Полностью согласен с автором статьи. А обвинения в неосталинизме - попытки оправдать провалившуюся либеральную экономическую политику Гайдара, которую продолжает проводить наши правители. Ну, а ссылки на "патриота" Резуна -Суворова вызывают только смех. Мировоззрение предателя определяется его хозяевами. Цитаты из архивных документов можно подобрать под любую точку зрения! Тут важна позиция - за укрепление страны или за её развал. Мир жесток и планы дележа России не устаревают. Сейчас очевидно нарастание мощного общественного запроса на СИЛЬНОЕ, СПРАВЕДЛИВОЕ, эффективное государство и его институты, что и беспокоит зарубежных "благожелателей" и наших десталинизаторов.

22.05.2011 14:13:32 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

Десталинизация, дехрущевизация, дебрежневизация, дегорбачевизация, деелцинизация, дегайдаризация …

Когда же мы научимся делать не предвзятый, серьезный анализ деятельности наших предшественников. Без этого невозможно выработать оптимальную стратегию развития. Когда же мы научимся отделять зерна от плевел. Программа экономических реформ в Китае была одобрена в 1984. Т.е. за 2 года до начала нашей перестройки. Но этому предшествовала 6-ти летняя напряженная работа по поиску ее основных направлений, проводились экспериментальные поисковые преобразования в отдельных провинциях, отраслях. Мы же сразу стали ломать дрова по всей стране. Даже не удосужились познакомиться с опытом Китая. Наш «крупный» политик и экономист заявил в начале 90-х , после развала СССР (не дословно): Китай – колос на глиняных ногах. Крах Китая – вопрос месяцев. Я тогда жил в Китае и был сильно этим удивлен. В Китае ощущалось, что текущий день для китайца лучше вчерашнего и была уверенность, что завтрашний будет лучше сегодняшнего. Но основной перелом произошел после 2000-х. Как сказал Председатель партии на открытии Экспо-2010 в Шанхай (тоже не дословно ): - В 90-е Китай упрекали в нелегальном использовании чужой интеллектуальной собственности, на этой выставки мы демонстрируем наши, китайские высокие технологии. Это оказалось возможны благодаря огромному финансированию образования и науки._____ Принятый принцип «саньцикай» – 3:7 объединил страну, национальной идеей которой является развитие и укрепление Китая. Мне все же кажется, что «70» положительного в деятельности Мао Дзедуна все завышен (Большой скачок, Культурная революция). Не буду приводить никакие доводы в защиту положительной составляющее в деятельности Сталина. Ограничусь лишь одним - развитие образования и науки начале 30-х на фоне наших сегодняшних и китайских реформ конца 80-х годов.

21.05.2011 11:44:41 - юрий дмитриевич шатунов пишет:

СИ Иванову

Странный Вы человек, уважаемый. Я Вам о попе, а Вы мне о работнике его Балде. Они вроде бы из одной сказки, но каждый на своем месте.Что же до народа русского, то хоть и русская у Вас фамилия, но относитесь Вы, похоже, к той категории, живущих на нашей земле людей, которым сладостно отыскивать на ней места свалок и испражнений,любоваться ими, смаковать запах и вкус и и не замечать, что вокруг зеленеет трава, цветут цветы и светит солнышко. Россия сегодня тяжело больна, она почти в коме, но рано или поздно очнется и встанет, стряхнет налипшую коросту, поправит сбившуюся одежду и пойдет навстречу солнцу. Залогом тому ее история, в том числе и 70 лет опыта Советской власти. Россия была и будет великой. Этого не понимаете Вы, но хорошо понимают черчили и именно поэтому травят Россию десталинизацией.

21.05.2011 06:55:08 - Сергей Иванович Иванов пишет:



Надо понимать что и Черчиллю и прочим джентельменам очень даже выгодно было воевать руками Сталина и его "бессмертной пехоты". Вот и хвалят. И кстати Резун никакой не предатель - это убежденный патриот и солдафон даже. Но очень въедливый историк - его книги это новое мировоззрение. "День "М" написан с учетом критики "Ледокола" сплошь на цитатах из архивных документов. Просто есть сорт людей которым тяжело смотреть что русский народ "просто так живет" и не выполняет "возложенных на него великих миссий". Как бы "впустую" живет. Придется этим господам смириться - Россия выдохлась при власти компартии и требует очень длительного отдыха. Косвенным признаком этого служат сотни тысяч (!)"уклонистов от призыва" - так что ничего здесь у неосталинистов не выйдет.

21.05.2011 01:44:54 - юрий дмитриевич шатунов пишет:



Бедняга СИ Иванов похоже так ушиблен какой то книжкой предателя Резуна-Суворова, что не способен больше открыть и прочесть что-нибудь другое., причем не обязательно кого -то из авторов- патриотов России, можно и Черчиля, и переписку Сталина с Рузвельтом и Черчилем, а если проще и про "банду Сталина", то Майкла Сейерса и Альберта Кана "Тайная война против Советскои России", да и мало ли кого еще, если поискать.Беда ведь в другом, тут надо мозги напрягать и думать, а зачем, если Резун с Солженицыным все рассказали, а Сванидзе с Млечиным подтвердили.

20.05.2011 17:42:50 - Валентин Иванович Колесов пишет:

Да здравстует свобода слова!

Для Сергея Ивановича Иванова! Каждый номер ЛГ он сопровождает своей свободой слова.И тут уж ничего не поделаешь. Его достойный единомышленник сочинил для РФ такой закон. Они оба десталинизаторы. Я не против этой свободы: потому что и я могу признаться, что не дочитываю до конца обильные нравоучения г. Иванова.

20.05.2011 16:14:11 - Сергей Иванович Иванов пишет:



Большинство россиян "спокойно и разумно" относятся к Сталину из-за своей традиционной холопской природы. Именно эта природа не позволяет им хотя бы прочитать книгу Суворова "День "М" . Там четко показано, что вся деятельность коммунистической банды носила и носит антигосударственный и антироссийский характер - другими словами преступна. Сталин десятки лет держал экономику страны в режиме военного времени, чем ее непоправимо подорвал. Вся промышленность фактически работала на армию, размер которой в мирное время был доведен до астрономических 300 дивизий! Это больше чем армии остальных стран вместе взятые. И при этом благодаря своей природной тупости этот Сталин с дружками четыре года не мог управиться с плохо подготовленной германской армией (Гитлер перевел свою экономику на военный режим только в конце войны). И эта военная паранойя продолжалась здесь до Горбачева и сейчас вроде опять начала разрастаться. Опять слышно про "значительное повышение зарплат офицеров" - у нас что - война на дворе? Когда эта дурь наконец закончится? Ведь Сталин израсходовал жизненную энергию русских "вперед" - видимо на сотни лет. Россия сейчас - это как военный ветеран-паралитик, ходит волоча ногу и при этом еще и косноязычен. Русские настолько выжаты, что не нужен им ни социализм ни капитализм. Даже деньги их не интересуют. Думаю военным параноикам надо ДРУГУЮ страну дураков поискать в качестве "колыбели мировой революции" - Россия для этого уже не годится - оставьте ее в покое! Ей после сталинской банды нужно отдохнуть лет двести в полном безделии и житье в свое удовольствие... А все эти страдания о "разрушенной советской промышленности" глупы - здесь и не было промышленности кроме военных заводов. Вот их разрушили и правильно сделали! Они не годятся для мирной жизни. Надо потихоньку все строить заново и без сталиных!

19.05.2011 23:39:33 - Владимир Леонидович Шишов пишет:

Государство национальных интересов

Стремительное движение Китая, вышедшего на второе место в мире по экономическим показателям, объяснется не дешивизной его рабочей силы, а жёстким отстаиванием государственных, или как принято говорить, национальных интересов. Фактически Китай, в иной экономической форме, повторил эффект Советского Союза, взяв главное из опыта СССР, опираться на свои силы, следовать своим путём и в своих интересах. Советский Союз по экономической мощи был тоже второй мировой державой. Могла бы нынешняя Россия быть в тройке мировых лидеров? Да, могла, если бы руководствовалась национальными интересами.

19.05.2011 18:15:55 - Антон Михайлович Малков пишет:

Китай и Россия - разные цивилизации...

В проведении реформ нужна постепенность и осторожность, которых, увы, не было в России. Это факт, и Китай здесь бесспорно гораздо более успешен. Что же касается основной темы статьи… Я не знаю Китай, не знаю китайский. Чтобы понять китайское общество нужно знать «сань цзяо» (конфуцианство, даосизм, буддизм), знать его историю (на пару тысяч лет старше нашей) и многое другое. Уважаемый же автор судя по всему знает страну лично и хорошо. И все же мне на мой профанный взгляд кажется странным, что он не затрагивает в статье и другие важные глубинные отличия между нашими обществами, относящиеся к теме. Оценки отдельных политических деятелей и политических строев у нас более полярны, чем в Китае, возможно еще и потому, что китайское сознание традиционно сориентировано на совершенство природного миропорядка, когда отрицается абсолютность добра и зла, в отличие от русской цивилизации, возросшей из Евангелия с четким разделением вселенной на рай и ад. Вот и спешим причислить историческую личность туда или сюда. Русские идеалисты спорили до хрипоты о добре и зле, вопрошали «с кем вы, со Христом или с Антихристом» и ненавидели мещанство и пошлость, олицетворением которых для них (увы) тогда был «позитивистский» Китай. Вспомните Герцена, вспомните статью Мережковского «Грядущий Хам» (1913, если не ошибаюсь, года), где немало говорится о китайской цивилизации и где содержится немало гениальных (с моей точки зрения) прозрений о будущем... Я не даю оценок. Я говорю, что так было (и отчасти есть). Автор статьи упоминает «абсолютное большинство россиян», которых «больше волнуют обычные бытовые проблемы», а не «десталинизация», но ведь не они же читают Литературную газету, где он опубликовал свой материал, и странно, что обращаясь как бы к русской интеллигенции, автор не видит или не хочет замечать очевидные мировоззренческие отличия двух цивилизаций. Для русского сознания (если верить, что оно еще сохранилось) есть вещи не менее важные, чем экономика. Автор же рассуждает с точки зрения позитивизма…


Владилен БУРОВ


Выпуски:
(за этот год)