(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Сценарист получил задание поймать вора

ТЕЛЕБЫТ

Валерий РОКОТОВ

Если одним словом определить то, что происходит на телевидении, то слово это будет «Воруют!». В этом мире воруют самозабвенно: воруют заявки, воруют сценарии, усердно переставляя слова, воруют авторский гонорар. Распространён такой метод воровства, как «подхват». Это когда сценарий отнимают у одного автора и передают другому несколько раз, а окончательно текст «правит» продюсер или штатный редактор. В этом случае за сценарий не платят вообще. Последнему автору объясняют: «Не ты начал эту работу, не ты её завершил, а поэтому считаем, что это твоя профессиональная тренировка».

Наглость телепродюсеров беспредельна. Им мало огромных зарплат, мало распиленного бюджета. Им нужно обязательно присвоить чужие идеи или результаты чужого труда. Именно они часто и науськивают на воровство подчинённых.

Но почему продюсеры так наглеют? Откуда этот воровской драйв и восторг вседозволенности? Это не поймёшь, пока не ввяжешься в драку за свою интеллектуальную собственность.

Как бывший журналист, когда-то писавший в рубрику «Репортёр получил задание», автор этих строк решил пойти за плагиаторами до конца – поймать вора. Дал себе такое задание.

Когда воруют заявку, сделать ничего невозможно. В этом случае продюсер прикрывается фразой: «Идея носилась в воздухе». Но когда воруют литературный материал, возникает уверенность, что поймать вора – дело нетрудное. Однако этот вывод поспешен. Опыт показывает: даже если ты выиграл суд, отнимающий бездну времени, и растолкал службу судебных приставов, которая напоминает лежбище морских слонов, – толку от этого мало. Тебя ждёт сюрприз – простая разгадка, которая всё объясняет.

Итак, питерский телеведущий Лев Лурье и питерский продюсер Александра Матвеева сделали фильм, пересказав содержание моей повести о питерской же авантюристке Ольге фон Штейн. Воровство было произведено лениво и грубо. Вместо того чтобы порыться в материале и сопоставить источники, люди просто извлекли увлекательные факты из моей книги. Факты сами по себе предметом интеллектуальной собственности не являются. Если кто-то раскопал факт, он становится достоянием всех. Это плагиаторы знали. Они не смогли предвидеть одно – то, что половина повести почти полностью выдумана. Столкнувшись с дефицитом реальных фактов, автор дал волю воображению. И не скрывал, что произведение о питерской авантюристке есть беллетристика.

И вот известный телеведущий, называющий себя историком, рассказывает в эфире о придуманных событиях и персонажах как о вполне подлинных. В ответ я заявляю о нарушении авторских прав – ни имени моего, ни названия созданного произведения в титрах нет.

В принципе историю можно было замять. Автору могли просто принести извинения. Но вместо этого я получил нагловатое письмо, в котором Лев Лурье и Александра Матвеева заявляли о «беспочвенности претензий» и приводили список «использованной литературы». Этот список, подготовленный впопыхах, и стал ярчайшим доказательством плагиата. Суд, куда я его отнёс, признал, что в данных публикациях нет ни фактов, ни героев, о которых рассказано в фильме. «Приговор» зачитали в отсутствии ответчиков, которые в суд не явились. Телеканал, показавший фильм, предъявил «громоотвод» – договор, согласно которому вся ответственность лежит на производителе, некой фирме ООО «М-проект». Суд постановил взыскать с неё компенсацию.

Вскоре после этого контора растворилась в тумане. Лев Лурье и Александра Матвеева двинулись в гору – на новые каналы, на высокие должности, – а их фирма ушла в область воспоминаний.

Службе судебных приставов понадобились годы, чтобы проверить телеконтору. Итог проверки не удивил: счета пусты, хозяева испарились. Но самое интересное, конечно, не в этом. Самое интересное в том, что «генеральным директором» значилась вовсе не Александра Матвеева, которая подписывала документы в этом качестве и вела всю коммерцию, а некий господин Кочегаров. Этот самый «господин» числится «генеральным» ещё в… шестидесяти шести компаниях. Недавно «гипер­активный предприниматель» был выписан из Петербурга и прописан в Калужской области, где следы его затерялись.

Вот и причина безмерной наглости. Контора-то оказалась фиктивной. И такие конторы на телевидении всюду. Куда ни приди устраиваться на работу или сотрудничать, тебе везде суют договор, где «генеральным» указан некий «господин Кочегаров» или «госпожа Кочегарова». «Кто это?» – в смятении спрашиваешь ты. «Это, – говорят тебе, – наше начальство». «А можно на него посмотреть?» – «О, оно сидит высоко!»

Когда тебя обманывают (перестают платить или воруют замысел), выясняется, что «начальство» это воспарило так высоко, что на грешную землю уже, похоже, не спустится. Оно не только неуловимо. Оно ещё и весьма и весьма призрачно. Тебе советуют подать в суд на этот летающий призрак и просто ржут за спиной.

Недавно узнал, что Лев Лурье и Александра Матвеева награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени… Что ж, поздравляю! Всех.

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№23 (6325) (2011-06-08)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,9
Проголосовало: 14 чел.
12345
Комментарии:
13.06.2011 08:36:03 - Леонид Серафимович Татарин пишет:

ВОРУЮТ

Лет сорок назад был хороший фильм "Каин 18-й". Там один из героев декламирует королю народный стишок: "Кто имеет много денег,
Тот в стране играет роль!
Почему премьер мошенник?
Потому, что глуп ..."

Король, которого с блеском играет Эрас Гарин, с умным видом говорит: "По-моему, здесь чего-то не хватает... Если мошенник, то - явно не глуп..."
Вороватый премьер замечает: "Мне кажется, что здесь кое-что явно лишнее!"

Как в зеркале отражается наша Россия и её правители.

09.06.2011 22:58:54 - Михаил Михайлович Митяев пишет:

ДЕВАЛЬВАЦИЯ

К сожалению среди награжденных современными знаками отличия попадаются и достойные люди... А то как бы все было просто: награжден - идентифицирован.

08.06.2011 15:19:00 - Alexander V Lavrov пишет:

Лурье еще знаменит тем, что снял абсолютно фальшивый фильм «Дети Победы» про первое послевоенное поколение Ленинградцев Сидит в нужном месте и делает нужное дело… «а Васька слушает да ест»

Лурье еще знаменит тем, что снял абсолютно фальшивый фильм «Дети Победы» про первое послевоенное поколение Ленинградцев. Мою рецензию об этом фильме напечатала ЛГ 25 мая этого года. Так что «лыко в строку». И не будем удивляться тому, что Лурье орденом наградили. Раз наградили, значит им «наверху» довольны. Сидит в нужном месте и делает нужное дело… «а Васька слушает да ест»


Валерий РОКОТОВ

Рокотов Валерий Иванович
 
Автор книг:
 
«Корона шута» (Номинация на «Русский Букер-99»)
«Жизнь как танго»
«Великие авантюристы России»
«Голливуд: от «Унесённых ветром» до «Титаника»
 
Сценарист документальных фильмов:
 
«Рудольф Дизель», «Первый канал»
«Андрей Платонов», «Первый канал»
«Александр Фадеев», «Первый канал»
«Скотт Фицджеральд. Трагедия в стиле джаз», «Первый канал»
«Крик», «Первый канал»
«Три музы Михаила Булгакова», «Первый канал». (Финалист «ТЭФИ-2005»)
«Мадонна маршала Конева», «Первый канал» (Номинация на «ТЭФИ-2009, Призер IV Всероссийского фестиваля социально значимых телефильмов и телепрограмм «Герой нашего времени»)
 
Сценарист и режиссер документальных фильмов:
 
«Марк Твен. Атакующий ангел», «Первый канал»
«Лиля Брик. Максимальное притяжение», «Первый канал»
 
Сценарист и сорежиссер документального сериала
 
«Русское экономическое чудо: страницы истории».


Выпуски:
(за этот год)