(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Дискуссия

Крайняя слева в заднем ряду

КНИЖНЫЙ      РЯД

Леонид Млечин. Фурцева. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 410 с.; 8 л. ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; вып. 1303). – 5000 экз.

Перед нами вышедшая в серии «ЖЗЛ» биография Екатерины Фурцевой – единственной женщины, как сказано в книге, сумевшей «занять постоянное место на мавзолее», то есть войти в ряды высшего руководства СССР. Правда, сразу следует оговориться – рассматриваемая книга не является биографией в классическом понимании этого слова.

«ЖЗЛ» за много лет приучила нас к мысли, что произведение подобного жанра должно опираться на определённый круг источников, как на трёх китов. Первый кит – это личный архив исследуемого лица и воспоминания родственников. Второй кит – воспоминания близких друзей, сокурсников, коллег и их архивы. Третий кит – воспоминания посторонних людей, пресса, кинохроника, исторические документы и т.д.

Конечно, троичную формулу удаётся соблюсти не всегда, но в случае с Фурцевой условия благоприятные. Со дня смерти прошло менее полувека. Живы родственники и те, кто не раз виделся с Екатериной Алексеевной лично. Почему же в данной книге формула не соблюдена? Из воспоминаний родственников есть только интервью, которое дочь Фурцевой, умершая в 2005 году, дала газете «Совершенно секретно». А почему не обратиться к внучке? Из близких друзей подробно цитируется только Нами Микоян. А почему Людмиле Зыкиной, ближайшей подруге Фурцевой, отведено всего несколько строк? Пусть известная певица скончалась в 2009 году, но она охотно рассказывала о своих дружеских связях для ТВ и печати. Опять же сохранились личные архивы.

С третьим китом всё в относительном порядке, но и здесь автор упустил одну хорошую возможность. Екатерина Фурцева, как министр культуры, много ездила по миру, давала интервью. Да, сбор информации требует много сил, но биографии – совсем не лёгкий жанр, нелёгкий в первую очередь для автора.

Причины отказа от долготрудной работы могут быть чисто субъективные. Например, семья и друзья исследуемого лица не хотят сотрудничать с биографом, с которым разошлись во мнениях. Но даже в таких информационных границах получится достойная книга, если говорить об общеизвестных событиях, представив их глазами Фурцевой. Но автор и этого не делает.

Остаётся загадкой, как выглядел город Вышний Волочёк, где будущая «женщина на мавзолее» провела первые 20 лет жизни. Также вскользь рассказывается о Крыме, Ленинграде, где Фурцева одно время жила. При этом очень много внимания уделяется событиям, не имеющим к ней прямого отношения. Например, автор на двенадцати страницах рассказывает, как в октябре 1941 года партийное начальство «драпало» из Москвы, попутно расхищая партийные кассы и угоняя служебные авто… В это время Фурцева находилась в Самаре.

В книге постоянно встречаются объёмистые отрывки текста и просторные документы, в которых Фурцева не упоминается ни разу. Зато рассказывается, например, как на банкете у Сталина пьяное партийное начальство кидалось помидорами в потолок. Фурцева, в то время занимавшая скромный пост в райкоме, не общалась с членами ЦК КПСС. Зачем дан эпизод? Автор поясняет, что она знала об этом по слухам и разговорам. Такой предлог используется довольно часто, и в результате биография превращается в сборник компромата на советских функционеров, причём зачастую на уровне анекдотов и слухов. Серьёзная попытка увидеть происходящее глазами Фурцевой предпринимается лишь однажды – когда рассказывается, как на XXII съезде партии «дорогую Екатерину Алексеевну» публично критиковал писатель Шолохов.

Ещё один путь, по которому можно выстроить интересную биографию, – подтвердить или опровергнуть наиболее распространённые мифы, связанные с изучаемым лицом. У Млечина и этого нет. Остаётся без ответа вопрос о глубинных причинах попытки самоубийства…

В общем, в данном труде нет главного – образа героини, зато в изобилии рассказы о совершенно других людях. Причём подаются они с совершенно однозначных идеологических позиций. О том, каковы позиции, и говорить не стоит – они слишком известны. Из огромной советской эпохи его интересуют лишь тёмные стороны. В результате перед нами грубо сработанный групповой портрет советских верхов в 1930–1970-х годах, где Екатерина Фурцева где-то крайняя слева в заднем ряду. Да и то не в фокусе.

Это не первый опыт автора в данной серии, посвящённый крупным деятелям советского времени. И все изготавливаются по одному рецепту – однобоко и на скорую руку. Ни о чём не задумываясь особо, ибо приговор автора заранее известен. Интересно, чем сей рецепт так приглянулся издательству?

Светлана ЛЫЖИНА

Статья опубликована :

№24 (6326) (2011-06-15)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,6
Проголосовало: 10 чел.
12345
Комментарии:
21.06.2011 16:41:01 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:



Да уж! Репутация у Млечина совсем уж плоха. Думаю его книжки мало кто читает, может кто-нибудь из "двинувшихся" московских дам. И в эфире он давно неинтересен. Заработок, конечно, ему интересен.

19.06.2011 11:03:59 - Александр Константинович Баринов пишет:



К сожалению с отменой "ненавистной цензуры" её роль успешно теперь играют деньги, поэтому книги Млечина и ему подобных сегодня выпускаются в большом количестве. А попробуйте издать, что-то хвалебное или хотя позитивное о советской эпохе. Сложновато будет. А показать такого же характера сюжет на ТВ просто невозможно!. Вот вам и весь сказ о советской цензуре и её "отсутствие" ныне.

17.06.2011 10:48:35 - Владимир Павлович22 Ромов пишет:

"Телеисторик" Млечин

Трудновато этому Млечину совершать кропотливую работу биографа и историка! Гораздо проще идти по проторённой дорожке разоблачителя сталинизма - и ни ответственности никакой, и "рукоплескания" от "коллег" по "работе". Да и книжонку, видимо, напечатали в знак "благодарности" за деяния. Где уж там до качества работы - деньги нужны!

16.06.2011 21:14:05 - Тамара Сумаковская пишет:



Современные "летописцы" с особой страстью любят копаться в материалах, где выискивают негатив, компромат, к-то перевранные истории. И все эти мифы останутся будущим поколениям. На то и расчет. " Несчастен тот народ, чью историю пишут недруги". (не помню, кто это сказал, но мысль верная и очень точная). Эти интеллектуалы несут сплошную ложь о нашем недавнем прошлом. И никто не может этот разрушительный "селевой" поток остановить. Почему???

16.06.2011 18:33:33 - stesha пишет:

Б.И.Сотникову

А что там гадать?Однозначно ложь.Только припудренная наизнанку вывернутыми фактами.

16.06.2011 13:53:52 - Бэла Сардионовна Плиева пишет:



Серия ЖЗЛ - наше достояние, patrimoine, как говорят французы. В послед нее время новые книжки становятся профанацией, если верить рецензиям в "Литературке". Неужели некому смотреть за этим процессом? Да-да! Просто "тупо" указывать, рекомендовать или не рекомендовать

15.06.2011 22:34:42 - Борис Иванович Сотников пишет:

У Млечина очень плохая репутация

Читать произведения Млечина трудно. Никогда точно не знаешь, где правда, а где ложь. Надо гадать, верить или не верить.


Светлана ЛЫЖИНА


Выпуски:
(за этот год)