(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Псы, твари, творцы

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

«Обидеть артиста может каждый, помочь материально – никто» – давнишняя советская присказка. Скандал в Театре на Таганке из-за невыплаченных вовремя гонораров, как перезревший чирей, рванул и брызнул на голубые экраны. Почти все каналы в комментариях были, скорее, на стороне великого режиссёра, только «Россия» в передаче «Прямой эфир» дала возможность подробно высказаться актёрам. Чаша весов народного мнения стала склоняться в их сторону, тем более что каждое появление в кадре Каталины Любимовой работало на них. Какое право имеет эта дама, почему-то ставшая замдиректора театра, поносить артистов? Какое отношение вообще она имеет к театру? К Любимову прямое – жена, а к труппе, искусству, славе Таганки 60–70-х годов? Смéла ли её предшественница, как раз очень много сделавшая для театра Людмила Целиковская оскорблять коллег? Впрочем, русские актёры для Каталины – не только не коллеги, но и не очень люди.

Её восторженно коленопреклоненно поддержал блистательный Сергей Доренко, вернувшийся в ящик с программой «Русские сказки» (канал РЕН), и гневливо язвил актёров – «тварей, клопов и палачей». В нарочито неопрятной, горячечной, выламывающейся за привычные рамки телепередаче ведущий (даос и альфа-самец) чуточку был похож на сорвавшегося с цепи барбоса, изголодавшегося по кровушке и берцовым косточкам. Его рабско-рабовладельческий взгляд на творцов (право имеющих) и тварей (имеющих право только дрожать), выраженный в сюжете, посвящённом конфликту 93-летнего Юрия Петровича с его 70-летними «сукиными детьми», не только оскорбителен, но и ошибочен. Если Золотухин всего лишь тварь Любимова-творца, то Доренко – тварь Березовского? Всего лишь тварь натравливающего? Не думаю, что всё так просто и по’шло, и в случае с актёрами и режиссёрами, полагаю, гораздо более сложные тварно-товарные отношения.

Да, огромна роль Юрия Петровича (как и каждого педагога или режиссёра) в судьбах артистов. Однако многие из них очень рано заявили о себе как о вполне самостоятельных творческих личностях. Золотухин уже через год после прихода в театр замечательно сыграл в фильме «Пакет», потом был триумф «Бумбараша»; Иван Бортник гениально играл Сатина у Анатолия Эфроса в «На дне» – это была его лучшая работа в театре, а сколько замечательных ролей сыграно им в кино начиная с «Родни» у Никиты Михалкова… Юрий Петрович вспомнил про случай «мадрид твою мать», произошедший более 30 лет назад (!), связанный с двумя этими артистами, тот ещё компромат, но почему за последние 20 лет в театре не возникло ни одного актёра, соразмерного им, а также Губенко, Смехову, Смирнову, Желдину, Славиной, Демидовой, Трофимову, Шаповалову, Филатову, Беляеву, Сайко?.. Почему ни одна «тварь» из таганковцев (настоящих и бывших) не встала на сторону Мастера? Тут не конфликт творцов, испорченных гонорарным вопросом, а культурная катастрофа, человеческая трагедия, имеющая совсем другие корни.

Александр КОНДРАШОВ

Обсудить на форуме

televed@mail.ru

Статья опубликована :

№27 (6329) (2011-07-06)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 22 чел.
12345
Комментарии:
12.07.2011 11:55:47 - Николай Алексеевич Барболин пишет:

С годами никто не становится лучше.

Редкостное единодушие на форуме "ЛГ". Без колебаний присоединяюсь.

09.07.2011 23:29:28 - Владимир Павлович22 Ромов пишет:



Туда ему и дорога...

09.07.2011 14:12:12 - Борис Иванович Сотников пишет:

Грустная история с Любимовым продолжается

Грустная история с Любимовым. Он продолжает «путешествовать» из ТВ-канала в канал, обливая своих бывших артистов. Его неприятие своих учеников выглядит , как притча, если вспомнить трагедию не менее великого режиссера Натана Эфроса. Именно коллектив бывших учеников Любимова не принял Эфроса, и, чем это кончилось, мы помним. Театр – это коллектив единомышленников, а не вотчина Мастера. _____ Единственная вина актеров Любимова – это то, что они воспротивились старой русской беде, причем максимально корректно для этой ситуации форме. Никто из них ни до, ни после не назвал вещи своими именами. На передаче Р1 актеры держались очень достойно, в отличие от Гусмана и Максимова, которые позволяли себе все.

08.07.2011 01:07:28 - Михаил Михайлович Митяев пишет:

ТАГАНКА КОНЧИЛАСЬ?..

Я не отношу себя к заядлым театралам, но, тем не менее, имел счастье видеть несколько спектаклей Таганки. На мой взгляд конец 60-х, начало 70-х было временем единения Режиссера и актерской труппы, это был КОЛЛЕКТИВ единомышленников. И как неприятно было слышать в последних выступлениях Любимова о творческом индивидуализме художника и неприятии коллектива, я бы даже сказал о ненависти к коллективному. Кто Я и ЧТО - ВЫ? Может, это и имеет смысл применительно к художнику (живописцу), но, вряд ли относится к театру. Ещё я помню и поддержку актерами опального Любимова, лишенного гражданства, и обструкции, которые устраивал КОЛЛЕКТИВ театра Эфросу (тоже ведь не последнему из режиссеров). Со стыдом должен признать, что и я разделял убежденность многих из них, что Эфрос достоин того, что он получал от актеров. Не знаю, как они оценивают СЕЙЧАС свое поведение, надеюсь, что и они стыдятся некоторых моментов... Надеюсь. А что касается столь же ненавидимого Юрием Петровичем профсоюза, то неужели таковых не существует, скажем, в Англии, где Любимов работал? Или там - это там, а здесь - чернь и быдло?

07.07.2011 15:04:59 - Alexander V Lavrov пишет:

Не по существу статьи: Доренко снова на коне!

Мне наивно казалось, что осенью 1999г Доренко грубо нарушил неписанный кодекс тележурналиста. И он уже никогда не вернется в российский телеэфир. В американский, украинский, еще куда-нибудь- вернется. Но не в российский! Но я в очередной раз (за последние 26 лет) попал впросак: Доренко снова на коне!

07.07.2011 11:50:29 - Marja_Ivan Ivan_ova пишет:

не верю, что талантливый режиссер может быть таким хамом

Как известно, Хам забыл свои корни и оскорбил своего отца. Не может быть талантливым , тем более "гениальным" режиссер, забывший свои корни - русский театр. Живу не в Москве, но всех актеров Театра на Таганке, перечисленных Кондрашовым, знаю и люблю, как и многие в России. Это значит, что они таланты и даже гении. Это они сделали театр знаменитым. То, что сейчас говорит Любимов - отвратительно. Зачем искать глубину в этом конфликте/ Судя по речам сэтра, ее нет. Это просто животная злоба, злоба к русскому народу, к стране, где он тоже учился и стал режиссером. Он не мог игнорировать русские театральные традиции, русскую литературу, наконец. Так, как он сейчас отчитывает своих актеров (как прислугу) может делать только пошлейший коммунальный склочник.

06.07.2011 18:36:28 - Борис Иванович Сотников пишет:

Полностью согласен с А.Кондрашовым

Очень точная оценка ситуации А.Кондрашовым. Да, Любимов - великий режиссер, но меня беспредельно возмущает рабовладельческая психология, даже не Любимова (его я, как-то, могу понять: уязвленное самолюбие), а гостей студии, поддержавших режиссера. Очень огорчительно было слышать такие древние сентенции.

06.07.2011 18:21:20 - Вера Николаевна Мурашова пишет:

Любимов и Таганка

Любимову всегда была нужна другая страна и другое измерение его творчества, чем то, которое предлагало ему время у нас. С этой точки зрения он и оценивает всё произошедшее совершенно искренне. Это его право. Но и у других есть право оценивать его кредо. И если этих "других" оказывается больше, есть резон поразмышлять, почему так, а не просто отмахиваться с гордо-оскорбленным видом. Произошёл не конфликт, а размежевание, где ни та ни другая сторона не смогут найти компромисса.


Александр КОНДРАШОВ



Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела ТЕЛЕВЕДЕНИЕ Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Толстого, Булгакова, Шукшина, Маяковского, Пастернака, Блока... В 37 лет начал писать сам. Первые публикации - в Литературной газете (также печатался в других изданиях: "Независимая газета", "Век", МК, "Огонёк", "Крестьянка", "Космополитен", "Новая юность"...). Работал редактором в журналах "Новый крокодил" и "Русский предприниматель". Лауреат премии "Золотой телёнок" (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор двух книг: сборника рассказов "Театральный Декамерон" (ЭКСМО) и романа "Первый любовник" (АСТ).


Выпуски:
(за этот год)