(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Общество

Герои вчерашних дней?

ПОСТФАКТУМ

РИА «Новости»Российские вузы ежегодно выпускают около 200 тысяч инженеров. Эта цифра была оглашена на совещании по вопросам развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров, проведённом в марте президентом Д.А. Медведевым. Президент даже удивился: «Цифра немаленькая, я, откровенно говоря, думал, что мы меньше инженеров выпускаем…»

Его удивление можно понять. В советскую эпоху слово «инженер» звучало гордо. Получив диплом технического вуза, человек автоматически зачислялся в ряды интеллигенции, даже если испытывал трудности с русским языком и общей культурой. Правда, позже укрепилось мнение, что для выхода «в люди» нужна вовсе не «корочка», а кое-что другое. Помните неподражаемое райкинское: «Товаровэд, как простой инженер…» Жалованье технической интеллигенции росло в разы медленнее, чем астрономические доходы тех, кто «сидел на дефиците». И престиж профессии стал постепенно падать.

А в 90-е годы, после развала национальной промышленности и оборонного комплекса, профессия стала и вовсе чахнуть. Звание инженера, отягощённое бессмысленным просиживанием долгих часов в конторах, приравнивалось к статусу неудачника. Многочисленный отряд «технарей» чуть ли не целыми цехами и конструкторскими бюро уходил в челноки, вставал за прилавки, становился удобрением для первых робких ростков неумелого капитализма. Приём в технические вузы начал катастрофически падать, зато выросло число юристов и специалистов по ценным бумагам…

И только недавно наше руководство осознало, что без специалистов в технических областях никакая модернизация просто невозможна. Нельзя освоить высокотехнологичное оборудование, не имея специалистов по его эксплуатации. Конечно, они есть, но их средний возраст на многих предприятиях составляет 70 лет, а некоторые опытные конструктора мобилизуются на работу даже в 78. Где же молодёжь, все эти мифические 200 тысяч? По мнению заместителя спикера Госдумы РФ Светланы Журовой, основная причина нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в развивающийся российский рынок – именно нехватка специалистов технического профиля. Иностранным специалистам просто не с кем работать. Прошли те времена, когда высшее образование у молодёжи считалось «немодным». Однако теперь его надо ухитриться получить так, чтобы оно было универсальным, то есть стать специалистом «околовсяческих наук». Тогда можно пристроиться в любую отрасль, лучше всего – где-нибудь на Западе. Какой тут патриотизм, если в народе ходит обидный анекдот: обезьянка в Сочинском зоопарке в туристский сезон зарабатывает больше, чем российский инженер за весь год…

На парламентских слушаниях «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России», прошедших в мае, говорилось о том, что самых лучших специалистов готовят в тех вузах, где за время многочисленных кризисов не прервалась связь между производством и обучением. Где производство пускает корни во всей системе школьного образования начиная с младших классов. Игорь Фёдоров, президент Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, говорил о необходимости наладить прочную связь этих «трёх китов» – науки, производства и образования. Нужно создание базовых кафедр и научных лабораторий в вузах, приглашение представителей производства в вузы для чтения лекций, прохождение практики и выполнение курсовых проектов на предприятии. Эта связь позволит решать проблемы трудоустройства, заработной платы (поскольку выращенные на собственных «грядках» специалисты ценятся дороже), подготовки за четыре года бакалавриата инженеров-эксплуатационников, обученных работать на конкретном оборудовании, для нужд конкретного производства.

– Проблема в том, что качество школьного образования снижается, особенно хромает математическая подготовка, – сказал Игорь Борисович. – Мы вынуждены подтягивать студентов по базовым дисциплинам, например, по элементарной математике. Здесь нам могут помочь школьные олимпиады наподобие «Шага в будущее», которую проводит МГТУ им. Баумана и в работе жюри которой обязательно участвуют вузовские преподаватели. И конечно, нужно активнее вести профориентацию в школах.

В самих вузах подчас трудно вести научно-исследовательскую работу, поскольку для неё требуется дорогое оборудование. А где его взять? Приходится зарабатывать самим за счёт внебюджетных средств. Раньше профильные предприятия оказывали помощь в пополнении технической базы, теперь приходится платить налог на прибыль, даже если оборудование идёт на учебные нужды. Когда-то базой отечественной науки была аспирантура – многие диссертации отличались высоким качеством и имели практическое применение. Теперь только 25% молодых учёных успевают закончить свои изыскания за положенные три года. Чтобы написать диссертацию, требуются не только финансовые возможности, но и время для проведения научного эксперимента, обработки его итогов и внедрения результатов в производство. Специальным указом Министерство образования и науки РФ увеличило срок сдачи работ до 5 лет. Но хватит ли этого времени для решения проблемы?

Говорилось и о падении престижа, имиджа профессии, уважения к инженерному труду в обществе. Виной тому не только низкие зарплаты, но и отсутствие интереса деятелей культуры к техническим профессиям. Давно не выпускаются фильмы и книги на производственные темы, где герои – не звёзды шоу-бизнеса и «большого» бизнеса, а рядовые инженеры.

Статс-секретарь Минобрнауки РФ Игорь Реморенко вспомнил о былой популярности научной фантастики в нашей стране. «По словам братьев Стругацких, утрата интереса к фантастике – это утрата интереса к своему будущему, – сказал он. – В основе космических аппаратов, бороздящих просторы Вселенной, лежит труд многочисленной гвардии инженерно-технических кадров. Вот и нужно снимать кино не конкретно про инженера, а про будущее, основу которого закладывают инженеры».

Игорь Михайлович пообещал, что вскоре финансирование подготовки инженера повысится почти в два раза – с 67 тыс. до 112 тыс. рублей. Но этого мало. Участники слушаний порекомендовали правительству России рассмотреть вопрос о разработке государственной программы по созданию систем многоуровневого непрерывного образования, воспроизводства и обновления кадрового потенциала, государственной поддержки вузов, внедряющих инженерное инновационное образование.

Людмила ПИСЬМАН

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№28 (6330) (2011-07-13)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,0
Проголосовало: 3 чел.
12345
Комментарии:
17.07.2011 01:02:45 - Артем Константинович Кресин пишет:

Уточнение г-ну А.А.Мельникову

Полностью с вами согласен, о том, что настоящих инженеров как выпускаемых так и давноработающих дай бог одна пятая часть. Но в приведенном Вами примере, вы исходите из существовавшей системы, что местный персонал должен уметь все. Это уходит в прошлое.. Если сложное устройство выходит из строя, нужно вызывать представителя фирмы. Это и надежнее и быстрее. Думаю заграничный представитель спецально скрывал методику настройки аппарата. За этим способом будущее.

15.07.2011 21:48:33 - Алексей Александрович Мельников пишет:

Одна пятая инженера

200 тысяч инженеров в год... Вроде бы - через край. И это при нарастающих сетованиях о крайнем дефиците грамотных технарей. Парадокс? Увы, нет. Проблема - в единицах измерения этих самых 200 тысяч. Если считать по количеству выданных дипломов, то да, двести тысяч, может. и насобирается. А вот если вести счет по количеству реальных инженеров, то полученную сумму надо поделить, как минимум, на 5. Пример из жизни. Два года назад наш литейный цех купил новую английскую установку. Не сказать, чтоб слишком сложную, но, тем не менее, с достаточно продвинутой электроникой и механикой. Налаживать ее в Калугу приехал один английский инженер. Том, молодой человек лет 27-30, в равной степени профессионально отладил програмное обеспечение, механическую часть, пневматику, электрику, проконсультировал по литейным технологиям. Словом, владел вопросом "от и до". С нашей стороны установку принимали 5 инженеров: энергетик "взял на себя" электрическую часть оборудования, механик - механическую, технолог без особого энтузиазма пробежался по клавишам компьютера, был также главный инженер, мастер и кто-то из итээров еще, точно уже не помню. Все вместе цеховые инженеры попытались создать некий эквивалент квалифицированности английскому спецу. Дабы обеспечить требуемую эксплуатационную преемственность. Итог этой истории таков: никто из названных заводских инженеров так до сих пор толком и не разобрался во всех тонкостях - "как же работает эта штуковина". Не разобрался даже на одну пятую. И не потому, что глупые, а просто, видимо "в облом". Сложную установку сдали на попечении простого аппаратчика и слесаря. И "выжимать" технологию из добротного оборудования (которого, на наших заводах, сами понимаете, кот наплакал) приходится не выпускникам Бауманки или МИСиСа, а простым работягам. Так что 200 тысяч смело делите на пять. А может - и на 10. Не ошибетесь.

15.07.2011 17:12:13 - Артем Константинович Кресин пишет:

Молодежь умнеет и хитреет

Представим себе молодого человека, " обдумывающего делать жизнь с кого". Конечно хочется быть творцом, изобретать новые машины, проектировать, строить или эксплуатировать электростанции, создавать новую металлургию, стоять на капитанском мостике океанского лайнера. но читает он газеты и видит с какой страстью клеймят наши люди, этих всех специалистов, когда происходят ошибки в их работе. Они понимают, что от этих ошибок не застрахован ни один живой человек, поскольку неошибащихся людей природа еще не создала. Так зачем этому мыслителю искать приключения на свою .... Причем даже если ты и решишься поставить на первое место техническое творчество, ты узнаешь, что оплачивается твое увлечение довольно скудно. Не лучше ли пойти в юристы, экономисты, финансисты, журналисты и в прочие беловоротричковые профессии. А как эти специалисты обеспечат "модернизацию", повышение уровня жизнеобеспечения населения и прочие блага пусть подумает правительство. А я не хочу быть унитазом для упомянутых представителей говорливых профессий, лучше я примкну к ним. В былые времена в техническое творчество влекли: пример родителей, детские кружки авиомоделизма, радио, судомоделирования и прочеие. А теперь молодежь хочет иметь в жизни не мечту а ее реальное воплощение в ассигнациях. И предложить какие - либо пути исправления этого положения не могу.

15.07.2011 14:50:58 - Николай Павлович Егоров пишет:

Профессия инженера плохо сочетается с постмодернистской и полугламурной эпохой

Вопросы, затронутые в данной статье, очень актуальны. Говоря о падении престижа инженерных профессий, как правило, рассматривают внутрироссийские проблемы. Но здесь сказываются и причины глобальные, так или иначе затрагивающие человеческую цивилизацию. ______Было время, когда многие люди во всем мире верили в великие социальные идеалы, светлое будущее, научно-технический и социальный прогресс, преображение всей земной цивилизации. Это была эпоха второй половины 19-го – первой половины 20-го века, а также 50-х и 60-х годов 20-го века. 50-е и 60-е годы, вероятно, были последним колоссальным взрывом модерна, связанным с выходом в космос. Казалось, еще немного – и все, произойдет качественный прорыв необычайной силы, и на Марсе зацветут яблони. _______ Многим мечтам не суждено было сбыться. В действительности все оказалось сложнее. Человеческая цивилизация не только не преобразилась, но и погрязла в новых очень серьезных проблемах. Естественно, что интерес ко многим профессиям, составлявшим саму суть индустриального общества, сильно ослаб. Нет прежнего романтизма, нет былой энергетики. Инженеров и ученых нередко обвиняют во многих проблемах современной цивилизации. Хотя, надо подчеркнуть, во многих странах интерес к данным профессиям пока еще остается относительно высоким. _________В России же не только началась постмодернистская и постиндустриальная эпоха, но и произошла социальная катастрофа: рухнула индустриальная страна, фактически произошла деиндустриализация экономики. Закономерно, что многие люди не хотят связывать свою жизнь с индустриальными профессиями, тратить на это время и силы. Хотят заниматься чем-нибудь более простым, прагматичным, легким, земным, комфортным. Эта историческая причина будет действовать еще долго. _______Если говорить о конкретных причинах, то правы многие комментаторы – низкий престиж инженерного труда связан и с невысокими зарплатами, и с невысоким социальным статусом, и с неадекватной системой ценностей общества, когда почти всем правят деньги. __________ Здесь надо отметить еще одну важную причину. Инженерный труд весьма сложный: трудно учиться, непросто работать (пусть не обижаются гуманитарии). И, что особенно сказывается в современных условиях, непросто получить итоговый результат, которого надо ждать существенное время - месяцы, годы. Ведь деятельность инженера зависит от многих людей, техники, производства, комплектующих и т.д. Все это непросто. В других профессиях не так. Юрист, финансист, журналист, к примеру, могут получить существенный результат в своей деятельности уже через несколько дней или даже часов. Написал хорошую заметку – тебя похвалил редактор. А там и до повышения зарплаты недалеко. Так что многие современные молодые люди в нашем нестабильном и неустойчивом обществе связывать свою жизнь с фундаментальной, сложной деятельностью не хотят. К тому же, кругом столько соблазнов! Париться не хочется. Хочется быстрее получить свой финансовый результат и все 124 удовольствия. ______ Чудес нам здесь ждать не приходится. В лучшем случае в течение ряда лет при общих усилиях положение с инженерным делом в стране удастся стабилизировать на приемлемом уровне.

15.07.2011 11:00:28 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

Людмиле ПИСЬМАН

Цитата :«Виной тому (падении престижа инженерного труда –ВАГ) … отсутствие интереса деятелей культуры к техническим профессиям)». ____В обществе, котором правит Золотой телец никакие «9 дней одного года», «Коллеги», «Иду на грозу»… не поднимут авторитет инженерии, науки. Основной вектор молодежи – стать чиновником. Что, было выпущено много фильмов, прославляющих романтику работы чиновника? После гоголевской экранизации не было ни одного! Значит, выбор этот молодежь делает самостоятельно, без всякой рекламы, без нравоучений кинематографа._____ «Давно не выпускаются фильмы и книги на производственные темы, где герои – не звёзды шоу-бизнеса и «большого» бизнеса, а рядовые инженеры». А в чем Вы видите привлекательность жизни простого инженера? Вспомните фильмы 90-х, в которых показана жизнь «рядового инженера». У тех тинэйджеров, которые посмотрели хоть один из них, охота получить инженерное образования отбита навсегда! ______ Но все-таки, спасибо за постановку проблемы.

15.07.2011 02:34:15 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

Фантастика и инженерия

Объекты фантастики и реальной инженерии уже давно находятся в разных измерениях. Фантастика уже не является предвестником новых технических достижений. Самолеты, ракеты, ТВ (яблочко на блюдечке), лазеры и пр. фантастами были предсказаны. Но современные компьютеры, мобильники,.. да вообще «ЦИФРА» во всех ее приложениях – открытия, которые перевели нас в действительно фантастический мир, не предсказанный ни одним фантастом. И крайне обидно, что вклад российской инженерии последнего 20-летия в его развитие – ничтожен._____ Главную роль в современной фантастике играет человек. А мы в 90-е создали такое, что ни в одном фантастическом романе я не встречал.

14.07.2011 10:53:02 - Николай Алексеевич Барболин пишет:

Будь ты хоть семи пядей во лбу...

Есть еще один любопытный аспект проблемы: сегдня инженер практически не имеет шанса стать "первым" у себя на производстве, места "первых" как правило заняты "своими" людьми, зачастую совершенно непрофессиональными..Это не может не унижать специалиста и добавлять еще один штрих к непрестижности инженерных должностей.

14.07.2011 01:47:31 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

Качество не только ШКОЛЬНОГО ...

«Проблема в том, что качество ШКОЛЬНОГО образования снижается, особенно хромает математическая подготовка». А ВУЗовского? Как Вам такие перлы в учебниках для студентов (извиняюсь перед читателями ЛГ за мое «наукообразие», но, в конце концов, вы можете попросить ваших знакомых математиков оценить абсурдность приведенных цитат)______ «(Функция Парето) понижается сначала быстро, а затем медленнее и, наконец (НАКОНЕЦ !!!- В.А.), стабилизируется». Ура! Стабилизируется! И это о функции, асимптотически приближающейся к нулю. Учебник (3-е издание. переработанное и дополненное!!!) рекомендован Министерством образования РФ для студентов ВУЗов. Это еще ничего. В другом учебнике эта функция еще и «подпрыгивает». _____ Или другой перл. Для прогноза ряда скользящего-среднего нажимайте в Excel клавишу F9 и «если белый шум отдаленно напоминает… то с его помощью можно получить достоверную модель». И далее поясняет, что приведенный в учебнике ряд был получен после 11-го нажатия этой клавиши! Именно 11-го, не 10-го и не й12-го. … Интересно, а компьютер перед этим перегружался? А в конце главы автор наносит смертельный удар по всем этим «заумным» теориям Вентцель, Бокса, Дженкинса… «Нет критерия выбора белого шума, который можно использовать для построения моделей скользящего среднего». Вот так! Он сам-то понимает, о чем пишет? А рецензенты? Два профессора, доктора физико-математических и экономических наук. ____ Таких примеров тьма.______ За эти 20 лет вся система образования (от школы до докторантуры) сильно подгнила. Именно подгнила.


Людмила ПИСЬМАН


Выпуски:
(за этот год)