(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Путешествие во времени

НКВД на стройке

НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ

Александр Н. ДУГИН,  историк

В числе многочисленных и успешно функционирующих в общественном сознании мифов о сталинском периоде нашей истории значительное место занимает миф о колоссальном вкладе в развитие отечественной промышленности заключённых ГУЛАГа. Некоторые ретивые публицисты договариваются до утверждений, что все гигантские промышленные объекты построены руками заключённых. Как же было в действительности?

В предвоенные годы темпы прироста в основных промышленных отраслях СССР в шесть раз превышали аналогичные показатели Соединённых Штатов. Причём основным рычагом развития экономики являлись совместные концессии, в которых активное участие принимали ведущие корпорации США, Англии, Германии, Франции и Италии.

НКВД до середины 30-х годов вообще не являлся промышленным наркоматом. Заключённые принимали участие в строительстве отдельных народнохозяйственных объектов. Например, в первой половине 30-х годов несколько десятков тысяч заключённых строили канал Москва–Волга, Беломорско-Балтийский комбинат, Байкало-Амурскую магистраль и некоторые другие объекты.

В середине 1935 года заключённые приступили к строительству Норильского никелевого комбината. Вновь назначенный начальник строительства Норильского комбината сообщал главе НКВД Г. Ягоде: «…В неудовлетворительном состоянии оказалась и значительная часть оборудования: два буровых станка с годностью лишь на 40%; главные механические мастерские сгорели до сдачи, оставшаяся мастерская с одним токарным станком…

Переданные 35 лошадей от полного истощения еле держались на ногах. Фуража не было, потребовалось первый корм перебросить на самолётах.

Рабочих и служащих принято 100 человек, из которых по причине негодности к труду и заинтересованности только в длинном рубле пришлось уволить 90 человек…»

Только в 1936 году специальным постановлением правительства Наркомату внутренних дел предписывалось разработать план по капитальному строительству и промышленному производству на следующий год. Главной причиной подключения системы НКВД к решению ключевых задач развития крупнейших отраслей промышленности являлась острая нехватка рабочих кадров. План капитальных работ НКВД на 1936 год составлял около 3,5 миллиарда рублей, в 1938 году – 3,1 миллиарда рублей, в 1939 году – 3,6 миллиарда.

Среди основных отраслей промышленности, к которым подключился НКВД, – добыча драгоценных металлов и капитальное строительство. Но… Специальная правительственная программа по добыче золота предусматривала следующие показатели по основным наркоматам: для Наркомата тяжёлой промышленности – 96,8 тонны, для Главзолота – 86,8 тонны, для Главцветмета – 10,0 тонны, для Дальстроя (НКВД) – 24,0 тонны. Иначе говоря, на долю «подопечных» НКВД приходилось всего чуть более 9 процентов всей добычи золота в стране.

Обратимся к капитальному строительству. Чтобы иметь представление о месте и реальных размерах экономики ГУЛАГа в предвоенные годы, процитируем подлинный архивный документ, подготовленный в марте 1940 года заместителем начальника ГУЛАГа старшим майором государственной безопасности А. Лепиловым: «Объём капитальных работ, выполняемых ГУЛАГом, достигает по плану на 1940 год суммы в 1 846 015 тысяч рублей, а с учётом работ, выполняемых за счёт лимитов других наркоматов и ведомств, вырастет до суммы 1 880 375 тысяч рублей и составит 5,8% ко всему объёму капитальных работ по СССР…»

В начале 40-х годов в связи с определённым ростом вклада НКВД в развитие промышленности страны внутри наркомата были созданы специализированные главные управления по основным направлениям их деятельности:

– Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой);
– Главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой);
– Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС);
– Главное управление лагерей аэродромного строительства (ГУЛАС);
– Главное управление лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП);
– Главное управление лагерей горно-металлургической промышленности (ГУЛГМП).

Самое крупное довоенное задание, которое предстояло выполнить ГУЛАГу, – реконструкция более 250 военных аэродромов. Начальник ГУЛАГа В. Наседкин докладывал Л. Берия, что к 7 июня 1941 года «…из подлежащих к вывозу на строительные точки ГУАС (Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР. – А.Д.) 343 750 заключённых, осуждённых к исправительно-трудовым работам, и военнопленных, ГУЛАГом НКВД СССР вывезено 291 697 человек.

Осталось к завозу всего 4118 заключённых, исправтрудработников и 1000 военнопленных. Оставшиеся 51 560 подлежат вывозу из местных тюрем, лагерей и за счёт привлечения исправтрудработников в пределах областей, краёв и республик, что местные УНКВД и НКВД задерживают из-за неподготовленности строительных точек и приёму рабочей силы.

Комплектование этих точек будет производиться местными НКВД – УНКВД по мере подготовки к их приёму и трудовому использованию».

Практически сразу же после начала Великой Отечественной войны резко возросла нагрузка на военный сектор деятельности основных промышленных наркоматов, в том числе и на НКВД.

Однако общий объём капитало­вложений, освоенных НКВД в 1942 и 1943 гг., сократился за счёт уменьшения гидротехнического, железнодорожного и шоссейного строительства. Сокращение произошло по двум причинам: из-за значительных территориальных потерь в ходе войны, а также в результате досрочного освобождения и передачи в армию в 1941–1943 гг. около 600 тысяч заключённых.

После окончания войны, по оценкам самого НКВД, общий некомплект рабочей силы на его предприятиях во втором полугодии 1945 года составлял 750 тысяч человек. Именно по этой причине в 1945–1946 годах из НКВД в другие строительные министерства были переданы многие хозяйственные объекты. Вместе с тем шёл и обратный процесс – например, осенью 1946 года правительство передало в Министерство внутренних дел Главное управление золотоплатиновой промышленности, которое ранее входило в состав Министерства цветной металлургии.

В 1949–1952 годы объёмы капитального строительства, осуществляемого МВД, выросли (по сравнению с военным временем) примерно вдвое, достигнув 9% общих государственных капитальных вложений.

Заинтересованный читатель может ознакомиться с подробной таблицей, характеризующей основные экономические показатели ГУЛАГа.

К началу 1953 года в системе МВД функционировало 16 главков, которые курировали деятельность 166 специализированных исправительно-трудовых лагерей.

Чтобы читатель мог представить себе, насколько далеки от реальности рассуждения о беспрецедентно огромном вкладе заключённых ГУЛАГа в развитие экономики Советского Союза, приведём лишь один факт: к началу 1950 года число заключённых в СССР было максимальным за всю его историю и составляло 2,5 миллиона человек, причём работать из них могли около двухмиллионов человек. Легко подсчитать, что при общем числе рабочих и служащих в Советском Союзе более 40 миллионов человек доля трудоспособных заключённых составляла не более шести процентов. Поэтому и вклад НКВД в развитие отечественной промышленности никак не мог быть выше этих показателей.

Постскриптум

О трагических страницах нашей истории если уж говорить, то говорить правду. Но любителей проклинать наше прошлое как раз правда-то и не интересует. Разоблачая советские мифы, они тут же создают свои собственные и беззастенчиво вдалбливают их в головы людей. Известно выражение: кто владеет прошлым, формирует настоящее. Настоящее России хорошо известно. Оно как раз и объясняет, почему с нашим прошлым обращаются подобным образом.

Обсудить на форуме

Структура капитальных работ НКВД СССР

(в % к общему объёму капитальных работ в СССР) *

Основные отрасли промышленности

 

1935

 

1941

 

1945

 

1948

 

1950

 

Цветная металлургия, в т.ч.

Дальстрой

19,5

9,3

15,5

5,7

25,1

12,0

23,7

 

23,3

 

Топливная промышленность

 

 

4,9

 

19,0

 

11,1

 

15,0

 

Гидротехническое строительство

 

17,3

 

9,9

 

7,7

 

4,1

 

19,5

 

Лесная промышленность

 

 

1,1

 

1,2

 

4,2

 

3,0

 

Железнодорожное строительство

 

35,6

 

17,6

 

18,0

 

17,0

 

21,4

 

Шоссейное строительство

 

23,8

 

3,2

 

5,1

 

6,5

 

7,1

 

Аэродромы

 

 

26,4

 

3,1

 

 

 

 

_____________________

* Указанную таблицу впервые опубликовал доктор исторических наук О.В. Хлевнюк.

Статья опубликована :

№32-33 (6334) (2011-08-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,4
Проголосовало: 14 чел.
12345
Комментарии:
28.08.2011 11:17:06 - Тамара Сумаковская пишет:



Марина Ивановна, Вы абсолютно правы - мозги у господ либералов (необольшевиков) затуманенные ненавистью и стремлением извратить всю историю. Но время и огромный поток информации не всегда им на пользу. Вот и узнала я от Ю.Б. Черненко, кто гноил на ББК (Беломорканале) моего деда Павла Степановича, которого и замуровали под этим каналом. А дядя мой и отец(слава Богу, они выжили, вынесли этот ад), отсидев в северных лагпунктах по 10 лет, работая на лесоповале, вышли изможденными и совершенно больными. Конечно, они знали настоящую правду, но все эти ужасы давно унесли в мир иной. Вот только потомки "творцов" этих ужасов никак не могут успокоиться. Перевирая историю, обвиняют народ, который больше всех пострадал от режима НКВД. Архивы открывают глаза, а правда, как известно, глаза колет.

16.08.2011 22:19:18 - Марина Ивановна Чебыкина пишет:



Господа либералы, еще раз внимательно прочитайте постскриптум. А потом еще раз статью и, может (хотя и вряд ли), у вас в затуманенных ненавистью мозгах что-нибудь и прояснится

11.08.2011 14:11:03 - Антон Михайлович Малков пишет:

Адова арифметика

Редакция забыла написать, что это уже продолжение увлекательнейшего романа (пардон, статистического произведения) на производственную тематику известного литератора, а также настоящего главбуха прошлого НКВД. Требуйте новых серий в следующих номерах!

11.08.2011 12:48:30 - Юрий Борисович Черненко пишет:



Из докладной руководителя строительства Беломорканала Нафталия Ароновича Френкеля Сталину: " Тридцать восемь человек заменяют один эксковатор. Нет смысла тратить валюту на закупку эксковаторов за рубежом." А президент Медведев постоянно удивляется. Мы в восемь раз уступаем США по производительности труда. Ещё очень долго будем уступать. Привыкли заменять эксковаторы.

10.08.2011 21:47:24 - Иван Иванович Иванов1956 пишет:



Безнравственно оправдывать палачей. Оправдывая красный фашизм, автор плюет на миллионы его жертв – расстрелянных, согнанных в лагеря, в ссылку, искалеченные судьбы. Никогда не будет прощен бесчеловечный режим 1917-1991


Александр Н. ДУГИН


Выпуски:
(за этот год)