(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

ТелевЕдение

Какие наши гады

ТЕЛЕИТОГИ

Нельзя объять необъятное – предупреждал Козьма Прутков, и он же учил: зри в корень! Так что «обнимем» только то, что за прошедший телесезон наиболее втемяшилось в неблагодарную память. И попытаемся отделить корешки от вершков.

Подлинным открытием прошедшего сезона стал «Суд времени», героически выходивший на 5-м до тех пор, пока не было принято решение переформатировать канал до неузнаваемости. На нём из значимого осталась только «Открытая студия», по-прежнему идущая в прямом эфире, зато длящаяся теперь уже не час, а два. А что же с «Судом времени», где Сергей Кургинян героически сражался с превосходящими силами идеологического противника? Он возродится на канале «Россия», поздравляем создателей программы – её аудитория существенно увеличится. Главные действующие лица те же, но без Леонида Млечина: Сванидзе и Кургинян. Николай Карлович теперь выступит не в роли судьи (уж очень он был пристрастным), а в роли оппонента. Новое название «Исторический процесс» предполагает преемственность формата. Будет ли судья, и кто им будет? А вдруг народ? Надеемся, сохранится телеголосование, которое в «Суде времени» было сногсшибательным. Анонсированы темы ближайших выпусков: «Социальная справедливость: от сталинской системы распределения до современного расслоения общества», «Государственный переворот: от мятежа генерала Корнилова до ГКЧП»… Будем смотреть в 22.50 начиная с 11 августа.

Рейтинговым подрывом Первого, выявившим окаянную подоплёку нашего ТВ, стал «Детектор лжи». Натуральная продвинутая бесовщина: как бы исповедь, участники которой выдавливают на экран все свои потаённые гнойники. За деньги! Чем больше расскажешь про себя гадостей, тем больше аплодисментов и шансов получить миллион. Исповедует Андрей Малахов, он похож здесь на Мефистофеля, который, как известно, часть той силы, что вечно хочет зла, но в данном случае никакого блага не совершает.

В роли искусителя ему не уступает Максим Галкин со своими «10 миллионами» на «России». Здесь во всей первобытной красе предстал один из главных смертных грехов – алчность. Гости, обнимая пачки денег, визжат и стонут, ведущий их подзуживает, и «миллионеры», угадав правильный ответ, окончательно теряют человеческий облик. Алчность – главная теперь культивируемая добродетель.

Борьба между Первым и «Россией» продолжилась и на поле здоровья. Примерно в одно и то же время выходили «Жить здорово!» (ведущая Елена Малышева) и «О самом главном» (Михаил Полицеймако и Сергей Агапкин). Победу за явным преимуществом, на мой взгляд, можно присудить «России» – её ведущие веселы и ироничны, но весьма информативны и продуктивны в отстаивании здоровья нации. Скандальные же процедуры с половыми органами под руководством доктора Малышевой, многократно обсмеянные в Сети, привели Первый канал к имиджевому конфузу.

После долгих судебных тяжб «Дом-2» вернулся в детское время на ТНТ, что свидетельствует о мощи юридических служб «Газпром-медиа». В день траура по погибшим «Булгарии», когда все более-менее приличные каналы (даже НТВ) скорбели, то есть откровенную жеребятину в эфир не пускали, «домушники» вовсю кувыркались друг на друге, веселя скорбящих обсценной лексикой. Впрочем, после того как «гламурных подонков» ТНТ принимали на самом высоком уровне в президентской библиотеке (что повергло остатки интеллигенции в глубокое недоумение), удивляться тому, что на ТНТ всё позволено, не приходится. Остаётся ждать 1 сентября 2012 года, когда закон о защите детей от вредного влияния СМИ, подписанный президентом зимой прошлого года, «пойдёт в школу».

Кабак, сокрушив эстетско-гламурные флеши Первого канала, наконец прорвался в эфир. То, как Елена Ваенга и Стас Михайлов брали Кремль, видели миллионы. И не раз. Опрокинулась опостылевшая пьедестализация шоу-бизнеса. Хотя ставить знак равенства между этими двумя исполнителями никак нельзя. Стас Михайлов – триумфальный симбиоз попсы и блатняка – вне моего понимания. А Елена Ваенга привлекла безоглядной искренностью и непохожестью на фанерных фабриканток. Она нагло вторглась на «территорию любви», которой ранее безраздельно владели Лолита, Аллегрова, Валерия и пр., и переподчинила её себе. Как-то в будущем она распорядится плодами своего успеха?

Главным скандалом сезона чуть было не стал волнительный спич Леонида Парфёнова при вручении ему премии Влада Листьева. Было сказано много справедливо-крамольных слов про начальников и теленачальников, чувствовалась тоска по тому славному времени, когда начальником (главным продюсером НТВ) был и сам бунтовщик. Многие полагали, что отважного карбонария повяжут тут же в студии, но никаких оргвыводов не последовало. Парфёнов продолжил на Первом вести свои «Какие наши годы!».

Это – многолюдный театрализованный вариант «Намедни». «Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым». В данном случае – героическим, трагическим. Советская родина в передаче предстаёт чудным, бестолковым проходным двором возле сталинской высотки – великую эпоху свели в шутку. Ничего-то не было: ни машин нормальных, ни видеомагнитофонов, ни свободы, ни джинсов, ни секса, а то, что было, представляется непутёвым и смешным… И на этом дурковато-карнавальном фоне несказанно вырастает наша славная действительность. Гламур-тужур! Теперь всё можно купить. От бананов до Карлоса Альберто! Поллитровка стоит как пять поездок на метро; любой продвинутый чиновник может иметь дворец здесь, банковский счёт в США, дом в Лондоне, яхту в Ницце… Разве мог о чём-то подобном мечтать советский мещанин из сталинской подворотни? Есть у нас ещё, правда, кое-какие недостатки, ну детей бездомных многовато, ширятся ряды педофилов, неуклонно растут наркотизация и коррупция, заводы подчас стоят, поля зарастают, народ дичает… Враги клевещут, что за 20 лет либеральный проект России ничего не дал, страна катится в пропасть, – а мы им на это ответим новым телепроектом об ужасах тоталитаризма.

Однако ТВ наше ни в чём практически не виновато, здесь – выдающиеся профессионалы, но действуют они в рамках, определённых для них гражданским обществом, которого нет, и начальством, которое есть. Ест и будет есть… Главное на ТВ, как и в других бизнесах, – прибыль. Советские телевизионщики стремились, развлекая, просвещать, они работали для людей, сейчас – для прибылей…

В этом телесезоне ящик восторженно вспоминал и чествовал тех, благодаря кому мы из проклятого прошлого рухнули в светлое настоящее: Горбачёва, Ельцина, Гайдара, Черномырдина… Даже как-то чересчур чествовал. До противного. Слова Бориса Пастернака «но пораженья от победы ты сам не должен отличать» стали телевизионным принципом во взгляде на новейшую историю. Позорные провалы предстают всё более великими победами. И наоборот.

Продолжил своё «ценное» дело в освещении истории войны Алексей Пивоваров на НТВ. Чтобы не осталось последних сомнений в сомнительности Великой Победы. При такой непомерной цене гордиться ею? Воевали не по правилам, забросали врага трупами – стыдиться надо и просить прощения у потомков нацистов… Как легко, манипулируя фактами, слегка их извращая, педалируя одни, упуская другие, с иронической усмешкой перевернуть всё с ног на голову и обгадить святое!.. В олигархическом цикле «Капитал.ру» Пивоваров скорбной иронии себе не позволял – сиял…

К счастью, прозападный взгляд на войну на нашем ТВ победил ещё не окончательно – на Первом с успехом прошла «Крепость» (телевариант замечательного фильма «Брестская крепость»), показали и другие хорошие фильмы про войну… Но главным сериальным хитом сезона остался всё равно «Глухарь» (НТВ), в котором совершён качественный скачок – главный положительный герой, если подходить к нему с нравственными мерками недавнего прошлого, – коррумпированный мерзавец. Вот с него и брали пример вчера милиционеры, сейчас – полицейские.

Завершать этот трагический обзор будем оптимистически. Отметим замечательные фильмы «Какраки», представленный в «Закрытом показе» на Первом, и «Человек у окна» (канал «Россия»). Артхаузная киночернуха смертельно надоела, а в названных картинах есть свет. Юмор, человечность, любовь… «Истина страстей и правдоподобие чувствований». Вот путь, по которому бы идти отечественному кинематографу. Снимать кино надо не для отборщиков зарубежных кинофестивалей, а для отечественных зрителей. А чтобы их увлечь, необходим талант. Сценаристов, режиссёров, актёров… И деньги. Которые нужно вкладывать именно в тех, кто обладает даром делания народного кино, – странно, когда Россия финансирует антироссийский депресняк.

«Культура», не связанная путами рейтинга, обращённая к возрастной интеллигентной аудитории, постепенно приобретает привлекательные черты и для более широкого круга зрителей. Замечателен новый проект Academia, который, надеюсь, будет продолжаться и расширяться, а также циклы «Те, с которыми я…» (ведущий – уникальный рассказчик Сергей Соловьёв), «… И другие» с Михаилом Левитиным… Крайне важны не прерываемый рекламой кинопоказ (советской и зарубежной классики) и документальная сетка. Вспомним выдающиеся фильмы: «Рерберг и Тарковский – обратная сторона «Сталкера», «Николай Карамзин. Несть лести в языце моём», «Русский заповедник»… Отметим, конечно, и программу «Контекст», и не только потому, что её ведёт главный редактор «ЛГ», а потому, что позиции просвещённого консерватизма представлены доселе на нашем ТВ крайне скудно, хотя близки они большей части образованного класса России.

И о телепогоде. Из того необъятного количества каналов, находящихся в открытом доступе (в некоторых районах Москвы их под тридцать), можно было бы собрать пять корневых: насыщенных, высококачественных, разнообразных, просветительских. Зачем нужны каналы-дублёры одного формата с однотипными шоу? Зачем распылять рекламные деньги по многим каналам, когда их можно сосредоточить на немногих лучших? Зачем вообще безоглядно подчинять российское ТВ рейтингу? Тем более что ему в отличие от других стран у нас нет никакого общественного противовеса. Почему бы наконец не отправить всё развлекалово куда-нибудь в кабель? Чтобы желающие за отдельные деньги могли наслаждаться «Домом-2», «Универом», «Очными ставками», шутками Булкиных и прочей гадостью, которая сейчас в открытом доступе, в том числе и в детское время.

Сколько всего (образование, здравоохранение…) у нас беспощадно реформируется по западным лекалам, но когда дело доходит до реформы ТВ, чтобы хотя бы остановить растление малолетних, то говорят: народ не дозрел. С нашим ящиком никогда не дозреет – сгниёт. Корень зла – бабло, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Александр КОНДРАШОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№32-33 (6334) (2011-08-10)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
5,0
Проголосовало: 24 чел.
12345
Комментарии:
27.08.2011 17:58:12 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

Тамаре С. Две сырые гипотезы

Интересно, как представлено отношение либерала и демократа Троцкого к командарму 2-й конной армии Ф.Миронову в «Суде времени». Как доказательство дружеского отношения к командарму Млечин представил поздравительную телеграмму Троцкого Ф.Миронову с днем рождения. И ВСЕ!!! Ни слова о приказе Троцкого об аресте Миронова, расстрельного приговора, который был отменен ВЦИК, а Политбюро ЦК РКП(б) выразило ему полное доверие и назначила вновь командование армией. Но Троцкий не успокоился и Миронов вновь был арестован и (что бы не повторилось оправдательное решение ВЦИК) был просто убит, не расстрелян по какому-либо постановлению, а именно убит часовым Бутырки. Уверен, и Сванидзе, и Млечин прекрасно осведомлены об этом. Вообще, для меня проекты «Суд времени» и «Исторический процесс» - загадки. Почему не стесняются Сванидзе, и Млечин выставлять себя перед всей страной такими динозаврами (на дворе на конец 80-х и начало 90-х). Выскажу две сырые гипотезы.___ 1. Их позиция настолько хорошо оплачена, что можно забыть и стыд (по Бернарду Шоу). Если так, то, действительно, «…нет доводов для оголтелых лжецов». ____ Я не могу согласиться только с одной Вашей фразой: «Все эти шоу не приносят пользу, а провоцируют нетерпимость». Суда по голосованию «Суд времени» , извините за пафос, просто разбудил страну. Она очнулась от летаргического сна. Ни одна просоветская передача не принесла бы такого эффекта. Разница в голосовании в студии и телезрителей - просто блестяща! Она наглядно продемонстрировала возможности телевидения в манипуляциях. В этой связи нельзя и исключить вторую гипотезу.___ 2. Это может быть провокация бывших коммунистов Сванидзе и Млечина, которую они поставят себе в заслугу при повторном вступлении в КПРФ. Но наличие легиона пивоваровых на ТВ делают эту гипотезу маловероятной.

27.08.2011 13:33:42 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:

А все-таки любопытно!

За какие заслуги перед парткомом университета двадцатилетнего Сванидзе приняли в партию? Почему такая карьерная поспешность, если еще 8 лет можно работать в комсомоле? Что писал в заявлении в партию?...?...?

26.08.2011 23:21:35 - Тамара С. пишет:



Кому-то может показаться, что название статьи не совсем корректное. Но абсолютно точное. Все шоу вызывают не просто недоумение, а отвращение своей ложью, своим безумием. Вот и новая программа на канале Россия - ор на весь студийный павильон, на всю страну. Как можно решать исторические процессы в таком базаре? Сванидзе, как всегда ,в своем репертуаре - безапелляционно льет грязь, ложь на всю историю нашу, на Победу, на политиков, на успехи страны. Хорошая поговорка "плюй в глаза - Божья роса", - как раз это о Сванидзе и его единомышленниках. И какие бы факты, документы Кургинян ни приводил, нет доводов для оголтелых лжецов. Кургиняна хотелось бы видеть более спокойным и хладнокровным. Хотя, как можно быть спокойным, когда так очерняют твою страну, просто заплевывают, под предлогом поиска правды. Какая нужна Сванидзе правда? Почему никто ему не напомнит, что если бы не Победа, не светиться бы ему на голубом экране, некому было бы рассуждать о холокосте. Все эти шоу не приносят пользу, а провоцируют нетерпимость. Надо раз и на всегда сказать - Советский Союз победил фашизм! Ни одно государство не позволяет так глумиться над своей историей, как это делается на основных каналах ТВ. Или у нас нет государства? Кучка перевертышей оскорбляет народ Советского Союза (живы многие ветераны войны, живы мы - послевоенное поколение), но никто им не может сказать правду в глаза, кто действительно творил ужас в нашей истории. Молчит народ - значит будет так и дальше продолжаться. Зрителям будут внушать любовь к самому кровожадному красному комиссару Левушке Троцкому (любимый герой Млечина). А почему бы не рассказать о тех, кто возглавлял отделы НКВД, Политотделы? Архивы сейчас открыты - есть возможность восстановить и эту историю. Может быть такая информация остановит злобу млечиных-сванидзе, нтвэшников? Они даже не пытаются анализировать оценки зрителей, не понимают свой полный провал. А вот активность телезрителей - радует. Хорошо бы озвучить закадровым голосом результаты победы. Такая концовка передачи была бы уместна.

18.08.2011 00:20:03 - Вячеслав Алексеевич Горшков пишет:



Б.И.Сотникову Согласен. Пересмотрел в записи «Суд времени». Жалко выглядят оппоненты Кургиняна. Сегодня смотреть неинтересно.

11.08.2011 21:49:51 - Stanislav Alexandrovich Krechet пишет:



Гады наши - надоевшие, многократно опозорившиеся, часто жалкие халтурщики, но ДЕНЕЖНЫЕ!

10.08.2011 17:35:13 - Борис Иванович Сотников пишет:

Отличная статья

В статье все сказано, и комментировать особенно нечего. Только хотелось бы заметить, что успех цикла «Суд времени», к сожалению, повторить невозможно. Этот цикл, действительно, стал событием не только прошлого телегода, но и, не знаю даже, какой отрезок времени назвать. Дело в том, что главное в демонстрации этого цикла заключается в неожиданности реакции на нашу историю телезрителей и пользователей интернета, которые не были привязаны к «ящику» с передачами: «Как стать миллионером» или «Дом-2». Мне казалось, что я, примерно, представляю распределение оценок нашей недавней истории среди активной части населения: в лучшем случае, половина на половину. А тот такое! Для меня это было потрясение. Я думаю, что объяснить это можно тем, что появилась молодежь, которой не так-то просто «навесить лапшу на уши». К их услугам интернет, который позволяет анализировать прошлое, взвешивая весь массив информации, с разными точками зрения. Так что, скорее всего, такого успеха, который имел «Суд времени» уже не будет.


Александр КОНДРАШОВ



Александр Иванович Кондрашов, редактор отдела ТЕЛЕВЕДЕНИЕ Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Толстого, Булгакова, Шукшина, Маяковского, Пастернака, Блока... В 37 лет начал писать сам. Первые публикации - в Литературной газете (также печатался в других изданиях: "Независимая газета", "Век", МК, "Огонёк", "Крестьянка", "Космополитен", "Новая юность"...). Работал редактором в журналах "Новый крокодил" и "Русский предприниматель". Лауреат премии "Золотой телёнок" (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор двух книг: сборника рассказов "Театральный Декамерон" (ЭКСМО) и романа "Первый любовник" (АСТ).


Выпуски:
(за этот год)