(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

Инженерный просчёт

ПОЧТА «ЛГ»

Летняя гибель теплохода «Булгария» – на речной-то волне, при видимости берегов! – это ещё одно доказательство потери ОСТОЙЧИВОСТИ (есть такой технический термин) всей нынешней системы производственных отношений.

В этом плане весьма показательно состояние инженерных служб в сельском хозяйстве. Создание их началось в нищей и ещё разорённой России в конце 20-х годов. В малообразованной стране понимали, что без этого невозможно уйти от коня и сохи. Система меняла название (первое – МТС, машинно-тракторные станции, последнее – «Сельхозтехника») и непрерывно совершенствовалась. Её вертикаль пронизывала страну «от Москвы до самых до окраин» – всесоюзная, республиканские, областные, районные. И в каждом из 25 районов Самарской области были свои отделения, ремонтные заводы с хорошо продуманной системой специализации технического обслуживания и капитального ремонта машин. Индустриальная Самара словно поделилась со своим сельским собратом высокими технологиями своих цехов. Спектр услуг был необъятен. Предприятия оснащались вполне современным оборудованием, здесь работали высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры. Такое же я наблюдал и в других областях и республиках, где довелось побывать в порядке обмена опытом.

Сегодня вся эта грандиозная система уничтожена. Квалифицированные работники ушли из сельского хозяйства. Прежде всего – мужчины. Отрасль охватила «кадровая недостаточность» по половому признаку. Теперь не только инженера – тракториста найти трудно. В кабинах тракторов сидят гастарбайтеры, неуверенно отличающие правую педаль от левой.

В современном сельском хозяйстве появились машины со всего мира, они становятся всё сложнее, разнообразнее, в них новые узлы и системы, которые даже в вузе ещё не изучают. А уж технически их обслужить, отремонтировать некому и негде. Фермеру или другому землевладельцу даже посоветоваться на сей счёт во всей округе не с кем.

Я уже сорок лет на кафедре инженерного факультета обучаю студентов, будущих инженеров, основам технической эксплуатации машин. И ясно вижу, как исчезает интерес к инженерно-техническим знаниям и работам. Выпускники инженерного факультета не спешат стать инженерами. Я в последние годы непрерывно анализирую профессиональный состав выпускников заочного факультета. Среди молодых людей в возрасте 25–40 лет исчезли как класс станочники. Однако станочники – это основа любого машиностроения, это элита производства.

Мой недавний дипломник – сын самобытного народного умельца. Отец создал небольшое производство художественной ковки из металла. И сын с ранних лет был возле горна и наковальни, у него оказались «хорошо поставленные руки» и точный глаз. Отец с возрастом и нездоровьем теплил надежду передать дело сыну. Однако тот после защиты дипломного проекта ушёл в... охрану. Охрана, менеджмент и, конечно же, офис – вот выбор современной молодёжи, а вовсе не традиции их отцов и дедов.

Средняя и особенно высшая школы не справились с компьютеризацией. Извечная история – цель и средство поменялись местами. Компьютер подмял педагогику и отбил все другие интересы. Однако компьютер пусть гениальное, но всё-таки вспомогательное средство. Компьютерная продукция весьма специфична и ценна в основном в сочетании с другими. Он должен быть в кабине и «организме» трактора, автомобиля, самолёта, станка. Однако пашет, везёт, летит, обрабатывает техника, устройство которой надо знать и понимать. Но, овладев компьютером, студенты сторонятся знаний об устройстве и принципах действия сложных механизмов, их систем, технической эксплуатации. Словно это недостойное их дело. Им со школы мерещатся блеск офиса и монитор с мышью… Подслеповатая же наша власть тоже внесла свой вклад в утрату интереса к техническим знаниям, переведя инженерные факультеты с подготовки специалистов на бакалавров.

Если бы представители власти порылись в нашем прошлом и нашли материалы о Высшем инженерно-техническом училище имени Н. Баумана, то легко бы узнали, что в годы его создания оно было лучшим в Европе, а в годы советской власти стало лучшим в мире. Мы, инженеры, учившиеся в разных вузах, все были бауманцами, потому что прошли общеинженерную подготовку по их учебно-методическим материалам, учебникам, монографиям. И всё, что сотворено инженерным трудом, всё, чем сильна и гордится Россия, – заслуга многих поколений бауманцев в Москве и по всей стране… Каким же уровнем мышления надо обладать, чтобы всё перечеркнуть и запустить инженерные факультеты! Кто будет модернизировать Россию? Финансисты? Политтехнологи?

Иосиф БРУМИН, доцент Самарской сельскохозяйственной академии

Статья опубликована :

№35 (6336) (2011-09-07)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,8
Проголосовало: 22 чел.
12345
Комментарии:
12.09.2011 09:32:14 - Леонид Серафимович Татарин пишет:



Жаль, что "НАШИ, ПОЧТИ ВСЕМИ УВАЖАЕМЫЕ" ВВП и ДАМ не читают такие статьи.

10.09.2011 19:52:30 - ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ КОНСТАНТИНОВ пишет:

Формула счастья

В стране, один из главных руководителей которой заявляет после страшной (но, в сущности, обыкновенной, во всё мире самолёты падали, падают и будут падать, а автомобили сталкиваться) авиакатастрофы заявляет, что разрешить и дальше эксплуатацию советских (российских) самолётов, это не уважать собственных граждан, о какой "модернизации" и подготовке научно-технических кадров можно говорить вообще? Он ещё обещал и лётный состав "почистить". Самолёты - дрянь, пилоты - дрянь. Авиакомпаний расплодилось... и все - некомпетентны. Жулики и дикари. А вот на Западе... есть достойные ребята....Следующий шаг - взяться за самих граждан, за этих дурацких "пассажиров". Все ли достойны будут летать на замечательной импортной авиатехнике, пилотируемой великолепными импортными пилотами? Вот "Боинг"- то с "Эйрбасом" обрадуются. Такое заявление дорогого стоит. Интересно - сколько? Кораблестроители - тоже ничего не умеют. И раньше были третьим сортом, а уж сегодняшние... Купим "Мистрали", там, видимо ещё и с откатом пожирнее будет. А танки наши! Этот хвалёный Т-90, в сущности, перекрашенная тридцатьчетвёрка, которая, в свою очередь, нелепое подражание "Кристи". Взгляните хоть на "Абрамс", хоть на "Меркаву", хоть на "Леопард"! Вот - где танки! А ещё президенту очень понравился пистолет "Глок-17". В одной из виртуальных игр стрелял из него. Вот оно - настоящее оружие! Эх, да когда у нас чего умели. Машины - дрянь, ездить на них - своих граждан не уважать. Нижнее бельё - кошмар, соковыжималки... ребята, кто из вас хоть раз видел русскую соковыжималку? Да и вся эта Русь-матушка. Иметь такую мать - себя не уважать. И чей же он руководитель? А вот чей. Избави боже - совковый! Напомню, "совками" фарцовщики называли идиотов, ведущих тупо-честный образ жизни: встал - на работу, 8 часов у станка, 150 рэ в месяц. Постоял в очереди - "достал" пару кроссовок. Доволен. Да, рядовая фарца за полчаса эти 150 рэ зарабатывает: толкни джинсы или диски или жвачку - вот и всего-то делов. А все эти "инженеры" за кульманами в москвошвейских пиджачках. Тьфу, старый мир! И с 1987 года родилась формула счастья. Короткая. "Хочешь счастья? - укради что-нибудь и продай"! Всё! И с тех пор по этой формуле живёт вся страна. И на самом верху и "на самом дне самого глубокого ущелья". Поэтому, как в известном фильме с Костнером, нашему главному правителю самое подходящее звание не то, что в Конституции прописано, а "принц"! Сами понимаете "принц" кого! О какой "модернизации" тут говорить, о каком "инженерном корпусе"?

10.09.2011 12:53:29 - Артем Константинович Кресин пишет:

Эта статья - программа действий любой власти в России.

Перед этим прочел статью Жана Мидубаева "Порок бедности" и написал свои комментарии. Прочел эту статью Иосифа Брумина и пожалел, что писал комментарий к предыдущей статье, поскольку в статье "Инженерный просчет" даны и анализ и ответы на статью "Порок бедности". Чем заполнены все программы СМИ и литературных изданий. Описывается шикарная жизнь хоть шоуменов, хоть преступников. Во главу угла поставлена удача, умение схватить жар-птицу за хвост, или поймать хитрую щуку. Высмеиваются трудолюбивые работники пытающиеся что либо созидать, мол у них нет полета мысли, они якобы не поборники демократичк\еских идей, и имя им презрительное "ПЛЕБС". Кому захочется сидеть над чертежами и расчетами, и лишить себя возможности ходить на эксклюзивные тусовки. И имеем то, что имеем. А дальше будет еще хуже, когда вымрут или сойдут со сцены остатки прежних трудяг.

08.09.2011 15:51:48 - Александр Владимирович Олешкевич пишет:



Советские инженеры вымрут - всё, промышленности никакой в России не будет!


Иосиф БРУМИН


Выпуски:
(за этот год)