(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Гуманитарий

Знать «нез наю»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Почему наши дети умеют лишь пропущенные буквы вставлять

В советский период по показателям человеческого потенциала наша страна была среди мировых лидеров. Сейчас мы 65-е. В сфере образования СССР занимал места в тройке лучших, теперь Россия – на 53-м месте. О причинах падения размышляет заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, президент общества «Знание» России Олег СМОЛИН.

Олег Николаевич, есть крайние точки зрения: первая – надо вернуться к старой, советской системе и вторая – проводить реформу ещё решительнее. Истина, как водится, посередине?

– Как-то бывший министр образования В. Филиппов назвал меня главным реформатором среди консерваторов и главным консерватором среди реформаторов. Хвалил тем самым или ругал – не знаю. Но я убеждён: залог успеха – в сочетании лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. К сожалению, пока у нас этого нет.

Во-первых, образование – это всё-таки не часть сферы услуг, а социальное служение, один из главных элементов общественного воспроизводства – воспроизводства самого человека. А он ведь и есть высшая ценность. Затраты на обучение должны рассматриваться не как бремя государственного бюджета, а как его приоритет.

Основная цель образования – не формирование квалифицированного потребителя (как заявлял Андрей Фурсенко на «Селигере»), а многостороннее развитие способностей человека. Ориентироваться нужно не столько на прагматические задачи (функциональная грамотность, успех и личная выгода), сколько на фундаментальные знания и ценности (образование ради культуры). Убеждён: для настоящего успеха в деле модернизации общества, развития человеческого потенциала и национальной безопасности необходимо не элитарное (для богатых и управляющих), а эгалитарное образование – для всех.

Современная российская образовательная политика переживает системный кризис. По данным Общественной палаты РФ, финансирование образования составляет половину от минимальной потребности. Не очень понятно, сколько детей вообще учится в школе. Представители Генпрокуратуры называют цифру 2 миллиона. По данным Росстата, в разных регионах финансирование в расчёте на одного ученика различается более чем в 10 раз, а заработная плата учителей колеблется от 5–7 до 30–40 тысяч рублей.

Фёдор ЕВГЕНЬЕВКонечно же, вернуться к прежней советской системе образования невозможно, но взять из неё всё самое лучшее было бы правильно. Хотя бы потому, что налицо, по сути, катастрофические результаты: чем больше так называемых реформ, тем хуже образование, тем ниже уровень культуры и морали в обществе. Россия занимает 1-е или 2-е место в мире по уровню предумышленных убийств, числу курящих детей и подростков, смертности от самоубийств среди подростков, числу сирот, количеству абортов и материнской смертности, по объёму потребления героина и спиртосодержащей продукции, объёмам торговли людьми и производства порнофильмов.

Наше движение «Образование – для всех» подготовило проект федерального закона «О народном образовании», смысл которого в формуле: отечественные традиции плюс новейшие технологии плюс лучшее из зарубежного опыта. Текст проекта размещён на сайте
www.smolin.ru. Там же находится сравнительная таблица из 76 пунктов, сопоставляющая основные положения этого проекта и проекта Минобрнауки. Скоро оба будут рассматриваться в Госдуме.

Иногда кажется невероятным, что в Министерстве образования и науки не видят очевидных глупостей. Но ведомство действует по принципу: собака лает, караван идёт. Чем это можно объяснить?

– Отмечу объективность субъективного фактора: уже много лет Андрей Фурсенко имеет самый низкий рейтинг среди членов правительства. Это единственный за 300 лет министр образования, которого освистали академики Академии наук РФ…

С апреля по июнь 2011 года по линии Мин­обрнауки или с его участием разразились три больших скандала. Сначала стали призывать в армию аспирантов, чего никогда не было. Произошло это потому, что по недавнему закону право на отсрочку имеют только те, кто учится в аккредитованной аспирантуре, а Минобрнауки вовремя не утвердило гостребования, которые бы позволяли эту аспирантуру аккредитовать.

Следующий скандал был связан с Приказом № 86, которым в мае предлагалось изменить перечень ЕГЭ, необходимых для поступления в вузы. Тут уж не только мне и моим коллегам пришлось требовать вызова министра в Госдуму. Сам президент провёл с ним воспитательную работу, обвинив в том, что он «поставил на дыбы всю страну».

Наконец, неутихающие скандалы вокруг ЕГЭ. В день сдачи экзамена по математике около четверти всех выпускников зашли на специальные сайты, рекламируемые в социальных сетях, и, судя по всему, «сдули» готовые ответы. Однако это не помешало министру утверждать, что ЕГЭ даёт наиболее объективные результаты среди всех известных экзаменационных процедур. Помилуйте!..

В любой из цивилизованных стран даже одного из скандалов хватило бы для отставки министра. Но наша демократия – сугубо «суверенная». Поэтому даже после заявления президента (уже по другому поводу): «Может, министра образования уволить или ещё кого-нибудь?» – не последовало ровным счётом ничего. Пока бал правит одна политическая сила, а остальные игнорируются, изменений ждать не приходится. Впрочем, надежду оставляет формула маркиза Лафайета: каждый народ становится свободным, как только он действительно того пожелает.

Давайте коснёмся вопросов внедрения новых стандартов образования. Они якобы появились в ответ на пожелания самого общества, граждан нашей страны.

– Как известно, у нас во все времена всё делается «по просьбам трудящихся». Только каковы они на самом деле? Приведу результаты опроса ВЦИОМ, проведённого в феврале. «Безусловно отрицательно» к идее введения нового стандарта относятся 31% россиян, 20% – «скорее отрицательно». Лишь 5% россиян «безусловно положительно» оценивают работу Министерства образования в этом направлении, 61% граждан хотели бы сохранить действующую систему, когда все старшеклассники на базовом уровне осваивают основные предметы. Без лишних слов ясно: мнения подавляющего большинства реформаторы не слышат.

Наше издание, конечно же, особо волнуют вопросы преподавания русского языка и литературы. Говорят, что учащиеся, «натасканные» на сдачу ЕГЭ, стали лучше знать правила русского языка. Почему же они совершенно не умеют их применять, почему выражают свои мысли так примитивно?

– Объясняю именно характером самого ЕГЭ. Убеждён: обыкновенный диктант гораздо лучше выявляет грамотность, изложение – навыки письменной речи, а сочинение – способности к суждению и самостоятельному мышлению. Как уже не раз доказали талантливые учителя литературы и вузовские преподаватели, система подсчитывания баллов ЕГЭ такова, что можно успешно его сдать, будучи едва ли не абсолютно безграмотным. Дети, лишь вставлявшие буквы в пробелы, перестают видеть даже границы слов. Типичная ошибка в диктантах студентов МГУ такова: «нез наю»!

С литературой ещё хуже. Когда-то пушкинский Сальери заявлял: «Музыку я разъял, как труп». Теперь тестоподобные задания то же самое делают с литературой. Старшеклассники мало читают, почти не учат стихов. Моя любимая школьная учительница говорила: литература – это не учебный предмет, а воспитание души. ЕГЭ превращает литературу в умерщвление души. Подготовленный нами проект федерального закона «О народном образовании» требует, чтобы тестоподобный ЕГЭ по литературе, обществознанию и истории был раз и навсегда отменён.

В своё время выдающийся учёный, академик Раушенбах тревожился: не дай бог, найдётся недоучка, который попытается переделать российско-советскую систему образования по западным лекалам. При этом он, конечно, понимал, что в опыте других стран есть немало полезного. Однако, видимо, предвидел: позаимствуют из этого опыта почти исключительно его худшие стороны.

Нигде в мире подушевое финансирование школ не используется в качестве единственного принципа. Британцы попробовали – получили резкий рост неравенства. Российские власти из чужого опыта ничего не почерпнули и наступают на те же грабли. Жаль только, что грабли бьют по лбу не власть, а народ. По официальным данным, с 1995 по 2011 год в стране закрыто 20 300 школ. В большинстве своём – сельских.

Везде, да и у нас – от Петра I до начала ХХI века – образование налогов не платит или почти не платит. В нынешней России некоммерческие образовательные учреждения платят налоги почти наравне с коммерческими организациями. Обучение, несмотря на декларации официальных лиц, становится всё дороже.

В развитых странах педагоги получают заработную плату выше средней по стране. Например, в США два года назад – выше почти на 30%. В России зарплата учителя недотягивает до двух третей от её уровня в промышленности. Во всём мире доступ к образованию расширяют, в России предлагают резко сократить количество вузов, уменьшают бюджетный набор студентов и пытаются ликвидировать систему начального профессионального обучения. С такой позицией в ХХI веке делать нечего.

Лет 15 назад в одной зарубежной командировке меня спросили, как я представляю себе идеальную систему образования. Тогда я ответил: государственное финансирование – как в Германии; налоговая политика и общественное участие – как в США; современные технологии – как в Южной Корее; остальное – как в России. Теперь вынужден поправить самого себя: остальное – как было в СССР и России…

И всё-таки знаете ли вы, куда приведут сегодняшние реформы?

– Проще всего было бы сказать: в пропасть. Но я считаю, что паника – последнее, чему надо поддаваться. «Нез наю», но мне кажется, что поезд ещё не ушёл.

Беседу вёл Владимир СУХОМЛИНОВ

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№42 (6342) (2011-10-26)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,7
Проголосовало: 13 чел.
12345
Комментарии:
05.11.2011 17:39:41 - Санислав Николаевич Козлов пишет:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА? Внимательно и почти с воодушевлением прочёл в «ЛГ» материал «Знать «нез наю». (Да поначалу опечатку сделал «не знаю» раздельно написал). Всё верно. Всё безусловно правильно. Всё не в бровь, а в глаз и даже в переносицу. Обо всём об этом давно с гневом и болью говорится: с таким «образованием» Россия идёт в пропасть. Давно пора бы остановить, пока не поздно. Не останавливают – толкают дальше, с усердием. А разве некому остановить? Резвее нет силы такой? Выходит, так или иначе – НЕТ. А кто же это у нас так всё правильно, верно, и не в бровь а в глаз?.. Посмотрел, кто мудро и прозорливо отвечает на вопросы В.Сухомлинова и воодушевление утратил. А не кто иной как заместитель председателя Комитета Государственной Думы, президент общества «Знание» России Олег Смолин. Гордиться надо бы России таким замом-депутатом Госдумы. Да как-то не гордится. Если они там всё нелицеприятно понимают и видят при том, что ничего не меняется к лучшему, что преступная деятельность гражданина Фурсенко губит страну с прежним лихим энтузиазмом – это значит, что депутаты Государственной Думы, даже утопшие в руководящих креслах высоких должностей, либо не хотят, либо НЕ МОГУТ ничего поделать. Логичный вопрос: а зачем они тогда нужны нам? Для чего они там просиживают седалища? За что деньги гребут? Та же самая «история» и со здравоохранением, и с обороной, и ЖКХ, и с и т.д. Для чего нам депутаты, не способные ничем повлиять на устранение беды? Стоит ли вообще кого-либо избирать в Госудуму? Зачем? Чтобы копошились в партийных передрягах? Весьма достойное занятие. Да ещё и не бесплатное. Пускай. Но – без моего участия: я на выборы не пойду. Кстати, это тоже не будет иметь никакого значения для выборов. Нам уже объявлено кто непременно победит.

01.11.2011 13:20:49 - сергей викторович копылов пишет:

Ядро современного образования - научное мировоззрение!

Поддерживая и присоединяясь ко всему, что уже было сказано в комментариях, хочу отметить следующее. Практически все 20 лет (прошедших с момента буржуазного переворота) идет борьба за образование, за его содержание, формы и т.д. Именно борьба, другого слова не подберешь для обозначения тех баталий, которые развернулись в СМИ, на форумах, в учительской среде. Но за всеми благими призывами и пожеланиями, лично я ни разу не услышал главного - требования формирования у учащихся научного мировоззрения. Наука, её достижения должны стать ядром и опорой образовательного процесса (в доступной, естественно, форме). Мировоззренческие материалистические начала буквально выхолащиваются из образовательного процесса, подменяются всякого рода схоластикой и откровенной религиозной мистикой. Тяжелый, драматический путь обретения понимания человечеством материальной основы его бытия не находит должного освещения в образовательных програмах. И, как следствие, у молодежи формируется облегченное, неадекватное представление о событиях, происходящих в природе и обществе, о своем месте и роли в нём. Виртуальная жизнь вытесняет материальную. Зачем учиться, познавать? Достаточно как следует помолиться и всё придет само собой. Надежда на удачу, на везение, на "халяву" (спишу, куплю диплом, договорюсь с преподавателем)- вот кредо очень большого числа молодежи. Именно научное понимание мира должно стать мировоззренческим ядром любого учащегося. Кому это не выгодно, и кто этому противостоит - поговорим в следющий раз.

28.10.2011 15:25:33 - Николай Павлович Егоров пишет:

ПЛОХОЕ ЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЛОЖНОМ МИРЕ 21 ВЕКА – ПУТЬ К АВАРИЯМ И КАТАСТРОФАМ

На наш взгляд, реформаторы системы образования не понимают, что плохое знание русского языка может привести к очень серьезным проблемам для общества. Дело не в том, что человек, неважно владеющий русским языком, не станет писателем, создателем новых интересных текстов. Проблема в другом: в динамичном, технотронном и очень сложном мире 21 века плохое владение языком с высокой вероятностью может привести к различного рода чрезвычайным ситуациям, авариям и катастрофам_______ Чиновники разных рангов давно говорят, что нам в обществе не нужно много «творцов» – нужно больше ответственных исполнителей. Не будем сейчас дискутировать о «творцах», заметим лишь, что творческие способности людей надо раскрывать в максимальной мере, так как без этого общество не будет развиваться. Представим себе «ответственного исполнителя», не вполне владеющего русским языком, этой ключевой информационной системой взаимодействия между людьми. Таким исполнителем может быть сотрудник МЧС, полицейский, работник метрополитена, работник транспортного предприятия, электростанции или предприятия нефтегазового комплекса. Или кто-то еще. Без нормального владения русским языком такой исполнитель в чрезвычайной ситуации (да и в обычной тоже) может совершить серьезные ошибки. Он не сможет до конца понять служебные инструкции, правильно воспринять распоряжения начальства, точно довести необходимую информацию до других сотрудников и до обычных граждан. А эти информационные «неточности» уже могут привести к неверным решениям и действиям, к отказам технических средств и даже к человеческим жертвам. _________ Сказанное относится и к «обычным» людям, жизнь и деятельность которых не связаны с выполнением определенных служебных обязанностей. Такой полуграмотный человек не сможет адекватно вести себя в различных сложных ситуациях, характерных, к примеру, для такого перенаселенного и динамичного города, как Москва. Он просто не поймет, что делать, куда идти или бежать, как правильно действовать. Данный человек и сам будет совершать ошибки, и для окружающих создаст дополнительные трудности. Таким образом, требования к знанию русского языка в сложном, динамичном и неустойчивом мире 21 века должны только повышаться, ибо слишком велика цена неверных действий. ________ И еще. Если чиновники думают, что все это их не касается, поскольку они живут в другом мире, отличном от мира «простых» людей, то они глубоко заблуждаются. Жизненный опыт показывает, что в непростой, чрезвычайной ситуации может оказаться практически любой человек.

28.10.2011 01:02:04 - Михаил Михайлович Митяев пишет:

Ищите и обрящете... Фурсенко

До каких же пор можно об одном и том... Каков характер средней школы? ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ !!! Всё, говорить больше не о чем... Хотите реформировать? Ради Бога, но ни в коем случае за счет гуманитарной составляющей. Возможно ( хотя и маловероятно ), что хорошим инженером можно стать не зная Шекспира, Чехова, Толстого, но культурным человеком, а не дикарем, извините - нет! Если этого не понимают первые лица государства, то грош им цена, если понимают, но поддерживают заведомо ошибочную точку зрения, то и они во власти - люди случайные и вряд ли период их правления помянут добрым словом. Неужели настолько оскудела земля Российская, что некем заменить многих наших горе-министров? Ищите и обрящете, если, конечно, это не круговая порука. Неужели набить утробу единственное ради чего стоит жить? Если так, то забудьте о морали, нравственности, чести, достоинстве, забудьте о всем том, что отличает человека от скотины. Профессор Выбегалло своего добился, идеальный человек (потребитель!) победил!


Владимир СУХОМЛИНОВ


Выпуски:
(за этот год)