(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Новейшая история

По Библии и Конституции

КНИЖНЫЙ    РЯД

В. Межуев. История, цивилизация, культура: опыт исторического истолкования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 440 с. – 1000 экз.

По нынешним временам труды, в которых ведётся серьёзный и глубокий разговор о культуре, достаточная редкость. Книга известного философа – из числа этих немногих. Выгодно её отличает от других умение автора сопрягать «горние выси» с самыми злободневными проблемами времени. Наверное, потому, что он с юности, по его собственному признанию, относился к философии не как к отвлечённому мудрствованию, куда нет хода непосвящённым, а верил, что «в философии можно найти ответы на самые главные вопросы жизни, всё остальное частности». Верил, что философия может дать то знание, которое ответит на вопросы: как устроен мир, куда идёт человек, зачем он вообще существует?

В своей книге Межуев размышляет о вопросах на сегодня главных, важнейших. О культуре подлинной и мнимой, о судьбе национальных культур в эпоху победного шествия глобализации, о социализме как культурной альтернативе капитализму, о возможности равноправного диалога между Россией и Европой, о нашем гражданском обществе и не усвоенных нами уроках свободы…

Среди достоинств книги – умение автора выражать свои мысли не так называемым птичьим языком, а точно, понятно, доступно.

«Для Запада общим для всех людей является разум. Русские философы искали общее в сфере духа – религиозного, морального, этического. На мой взгляд, оба ответа содержат долю истины. Но как их соединить в одно целое? Вопрос, проще говоря, в том, как одновременно жить по Конституции и по Библии, по праву и морали».

«Я против любого изоляционизма, особенно в области культуры. Разговоры об особом пути России – путь в никуда. Но и цивилизация, созданная на Западе, ещё не решение всей проблемы. Нам не в Европу идти надо, а с Европой в цивилизацию, которая могла бы объединить всё человечество».

«Только для человека, осознающего себя личностью, индивидуальностью, свобода становится ценностью, настоятельной потребностью и необходимостью. Человеку всегда было свойственно ждать прихода счастливого времени, но оно никогда не наступит, если не будет свободным временем, то есть временем, принадлежащим самому человеку, живущему в нём».

В связи с последней цитатой можно заметить, что на протяжении всей книги заметна особая увлечённость автора категорией «свободы». Эта увлечённость порой приводит к тому, что мысль превращается в некое заклинание, а доказательство – в призыв. Свобода, конечно, относится к «фундаментальным ценностям человеческого существования», но вещь это весьма специфическая и в жизни связана с суровой реальностью. И потому чрезмерное и некритическое увлечение ею, особенно на российских просторах, в истории не раз оборачивалось весьма несчастливыми временами.

Дмитрий МАКАРОВ

Статья опубликована :

№46-47 (6347) (2011-11-23)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,3
Проголосовало: 6 чел.
12345
Комментарии:
27.11.2011 20:29:26 - сергей викторович копылов пишет:

Маленькая ремарка

Автор рецензии как один из важнейших на сегодня вопросов, которые ставит Межуев, отмечает следующий: "... как одновременно жить... по праву и морали"?. Ответ на этот вопрос дан давно. Право должно быть моральным, тогда и расхождения между ними не будет. Есть ли в книге Межуева ответ на вопрос о том, что такое на сегодня моральное право? Как вообще понимает Межуев соотношение морали и права? Боюсь, что в книге мы вряд ли найдём ответы на этот вопросы. К сожалению, идеализм наших философов сегодня доминирует повсеместно. И это есть основная беда российской философии, преодоление которой потребует огромных усилий. Да и вряд ли это возможно при современной власти.

24.11.2011 07:25:35 - Валерий Викторович Федотов пишет:

Так, да не так.

Автор рецензии, видимо, справедливо подмечает идеализм философа : "мысль превращается в некое заклинание, а доказательство – в призыв", но критикует не авторский метод, а его увлечённость свободой, понимая, при этом, под свободой вседозволенность. В итоге, критическое зерно выхолащивается и превращается в пустышку. Хотя, автор рецензии, наверное, доволен тем, что высказался о своём, о наболевшем.


Дмитрий МАКАРОВ


Выпуски:
(за этот год)