(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Первая полоса

В ожидании Чуда

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

ИТАР-ТАССВеликая христианская святыня – Честной Пояс Пресвятой Богородицы – покинула храм Христа Спасителя и отправилась на родину, в Грецию. За время пребывания в России число паломников к ней превысило три миллиона человек, только в Москве ей поклонились около миллиона. В ноябрьскую непогоду, в дождь, снег, выстаивали в иные дни по 20–26 часов в очереди, чтобы не прикоснуться (для увеличения пропускной способности ковчег с поясом подняли на арку) и даже не помолиться (в особо ажиотажные часы проходили по 80 человек в минуту – где уж тут молиться), а лишь затем, чтобы… Утвердиться в вере? Прийти к Богу? Обрести силы душевные и телесные? Излечиться от бесплодия или недуга?

На встрече с Владимиром Путиным архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, в котором хранится реликвия, рассказал, что ему известно уже о нескольких десятках чудес, произошедших с россиянами после их поклонения святыне, и по возвращении в монастырь монахи намерены даже издать об этом книгу.

О покровительстве Божьей Матери пишут и в блогах:

«На прошлой неделе мама с сестрой 17 часов отстояли в очереди к Поясу Богородицы (сумасшествие, на мой взгляд), но, возможно, именно это нас и спасло – буквально в трёх метрах от того места, куда бросило нашу машину, столб. Слава богу, что нас не швырнуло на него! Мы ехали с дня рождения моего двоюродного братика, так что теперь 27 ноября праздник для нас всех… Слава богу, живы и практически здоровы!
Miss Granger»

Но всё же большинство в ажиотаже вокруг Пояса Богородицы видят причины скорее политические или социальные, чем религиозные. Потерю смысла в существовании, отсутствие объединяющей страну идеи, плохое медобслуживание, разочарование в проводимой политике.

«…Будет корректно отделить собственно церковную, духовную жизнь, которую ведут люди в православной традиции, от массовой погони за артефактами. Настоящая церковная традиция – даже в тех её формах, которые сохранились в Московской патриархии после советской власти, – далека от этого массового психоза, связанного с привозом святынь. По идее, задачей Церкви было бы эту истерику как-то притушить. Хотя бы рассказать людям, что точно такие же святыни есть в ряде московских храмов и вообще человек спасается не через погоню за святынями, а через какое-то внутреннее, духовное преображение.

Александр Солдатов, религиовед»

«К святыне имеет смысл стоять, так как уже само стояние – это время нашего покаяния, нашей молитвы, когда можно осмыслить свою жизнь, выстроить свою просьбу к Богу или к тому святому, кому ты собираешься поклониться. Смысл стояния – это своеобразное внутреннее созерцание самого себя.

Не веря в истинность святыни, в исходящую от неё благодать, человек не будет просто так претерпевать те трудности, которые его будут сопровождать во время стояния. Это будет делать только человек, верующий в Бога, а неверующий сюда и не придёт.
Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади»

«Как бы ни хотелось окрестить ажиотаж вокруг Пояса «мракобесием», кажется, что в обществе вполне существует запрос на чудо и на веру.

Пояс Богородицы явил настоящее единение самых разных социальных слоёв. Сколько бы ни возмущалась «продвинутая» общественность средневековой дикости и прочая, прочая, но полмиллиона граждан, сутки стоящих в пятикилометровой очереди ради сомнительного, с точки зрения людей сугубо светских, удовольствия, – это такой значимый общественный факт, от которого гневной записью в блоге не отмахнёшься.

Иных объектов для веры у значительной части граждан фактически нет. Власть в их представлении коррумпирована, справедливости добиться нелегко или даже невозможно, значимых моральных авторитетов сегодня общество не представляет. Разумеется, нынешний ажиотаж в значительной степени явился следствием довольно мощной «рекламной кампании» в массмедиа. Запрос на внегосударственные и негосударственнические ценности налицо. На такой основе вполне может сформироваться и гражданская нация. Да, вероятно, немножко «средневековая» и «мракобесная». Однако, по всей видимости, других граждан для этого у нас не сыщется.
Irina-2008»

Но, пожалуй, самую взвешенную оценку события дал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени ещё пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещёным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождём, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной…

Тяжелейшие испытания XX века лишили нас многого из того, что было силой и славой нашего народа. Ослабел дух, деградировали многие стороны нашей общественной жизни, не так ярко стал проявляться талант русского человека, и многим показалось, что не выйти нам из этого оцепенения, порождённого страшными трагедиями XX века. Однако принесение Пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, – эту сильную, горячую, искреннюю веру людей. И пока жива эта вера, врата ада не одолеют нас».

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№48 (6348) (2011-11-30)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
2.5
Проголосовало: 13 чел.
12345
Комментарии:
03.12.2011 07:25:37 - Антон Михайлович Малков пишет:

Дополнение к комментарию (С.В.Копылову)

Вы правы, суть религии от подобных событий ничуть не меняется. Суть ее выражается латинским глаголом religare (соединять) и говорит нам о чаемом воссоединении духа с Первоисточником. Атеист верит в вечную смерть, Христианин верит в вечную жизнь. Вот основная суть. Выбор за вами. Вы также правы: мне действительно "более приятны" "аскетизм и отсутствие помпезности", вот только в православии их гораздо больше, чем в протестантизме. Несмотря на все золото парадных храмов. Важно где их искать. Что же касается того, что церковь "превратилась в хорошо отлаженный бизнес", то открою вам стрррашную тайну, издревле скрываемую православными - она превратилась в "бизнес" много веков назад, как только на христиан прекратились гонения, как минимум со времен императора Константина, и при пребывать при церкви "попутчикам" стало выгодно, а если копать еще глубже - так пожалуй и со времен Христа Спасителя, которого "бизнесмен" Иуда продал за 30 сребренников. Вся история (церкви и мира) полна историями о недостойных христианах, вот только суть религии (как вы верно выразились) и ДОСТОИНСТВО ХРИСТИАНСТВА от этого не меняются...

02.12.2011 21:36:52 - александр 53 пишет:

Вера у них такая...

Борис Владиирович, посколько за истекшие сутки никто не последовал Вашему призыву "взглянуть шире", еще раз выскажу свое мнение ну эту ситуацию. Я уже дважды обозначил свое "узкое" мнение на ужасающую очередь к поясу. Пишу как атеист, не изгаляющийся над православием, и не как человек, познавший истину. Конечно, очередь в нашей стране это святое! Это единственное место, где люди боятся потерять друг друга. ЕДИНСТВЕННОЕ! Причем в любой очереди, будь хоть за колбасой, хоть за справкой или за чудом. Больше чем церковные иерархи дискредитировать православие никто не может. Будь это безакцизная торговля вином, табаком, золотом или организация вот таких очередей за чудом. Я уже писал, что не обвиняю этих людей ни в чем. Ну не кого больше надеяться, кроме как на чудо-пояс, ну не на правительство же, не на президента! Скажите, что приобрели эти толпы озлобленных и пихающих друг друга людей? Вы что, не стояли в очередях? Разве не там люди превращаются в стадо, видя в рядом стоящих только ориентир и конкурента? Что приобрели изозлившиеся взрослые, смертельно уставшие дети, сотни попавших в больницы и тысячи ушедших от отчаяния, может быть более других нуждавшихся в прикосновении к "чуду", но оказавшиеся с менее крепкими локтями? В России много равноценных святынь, к которым можно подойти без толкотни и побеседовать со святыней наедине, спокойно, как и подобает разговаривать с Богом? Что даст человеку вот эта марафонская, если считать в километрах, и спринтерская, если перевести на время, очередь? Что можно попросить у Богородицы со скоростью потока один человек в секунду? Ничего это не даст. Помните Мойшу, который каждый день оставлял записки в Стене плача? Как результат, спросили его? Такое ощущение, что разговариваешь со стеной, ответил Мойша. Горько все это было видеть, но в стране немало людей, которые довольно потирают ручки. Вот только что достал из почтового ящика очередной предвыборный спам и в газете, прославляющей "ЕдРо" читаю, ну среди прочих достижений, через запятую:"Впервые за 200 лет в Россию приехал пояс Богородицы..." Как минимум, это ложь... Вот они, истинные цели! Связанные одной целью, связанные одним поясом для связанных одной цепью! Вера у них такая! Мужик-то у Достоевского молодец...

01.12.2011 19:11:19 - Борис Владимирович Потапов пишет:

А если взглянуть шире

Странно читать статью и комментарии: «ажиотаж», «плохое медицинское обслуживание», «истерика», «массовый психоз» и т. п. Почему такие эпитеты не раздавать людям, которые ломятся в музеи, на концерты и спектакли с великими артистами, едут в места, где жили гении и восторгом смотрят на вещи, которыми они пользовались? Я стоял в очереди, что бы посмотреть на «Джоконду», потому, что мне досталась плохая жена? А смотрел выставку сокровищ гробницы Тутанхомона потому что беден? Такое впечатление, что пишут люди, уверовавшие, что они познали высшую истину. Снисходительно, с высоты Храма Христа Спасителя, смотрят они на недоумков, стоящих в очереди, и, как врачи психиатры, думают, какой диагноз поставить этим душевно больным. Каким мудрецом выглядит мужик у Достоевского, который уважительно говорил, глядя на молящихся мусульман: «Это у них вера такая». И последнее. Я обратил внимание, что все атеисты особенно любят изгаляться над православием, как-то лояльно относясь к другим религиям и сектам. С чего бы это?

01.12.2011 13:19:31 - александр 53 пишет:

Апофегма на апофеоз!...(Комментатору А-3М)

Снова порадовал Малков. Апофеоз - обожествление государственного деятеля, героя, придание смертному человеку статуса Бога. В искусстве, в частности театре -торжественно-ликующая заключительная часть представления, прославляющего героя, народ или важное событие. Я уж было подумал, что Малков, как духовный власовец и тайный член ХДС-ХСС(христианский демократ и социалист!), решил изменить себе и вступить в КПРФ. А иначе зачем он прославляет Геннадия Андреевича и его приход к Богородице. Зюганов, конечно, неплохой человек, но зачем уж так ликовать и обожествлять нашего героя? Перечисленные Малковым люди, вне всякого сомнения, герои, и для многих являются своего рода святынями. Тот же Сталин, например, выделял государственные деньги на реставрацию храмов, восстановил Московское патриаршерство, но святыней он является не по этому пункту, а как Творец Индустриализации, Победы и могучего СССР! Так что "знамена с ликами" этого человека, равно как и иконы с его изображением, абсолютно справедливы для многих русских людей. У Зюганова пока послужной список скромнее, но, может быть, я в отличие от Малкова не все знаю? Будучи невысокого мнения о умственных способностях комментатора с большой буквы "М", и уважая Г.А. Зюганова, убежден, что все же пока рановато бить лбом в пол, приветствуя его и считая приход Зюганова апофеозом. Вот его приход к государственному рулю, возможно и будет апофеозом. И то, в зависимости от результатов голосования или правления...Впрочем, ежедневные удары лбом об пол ума не прибавляют независимо от объекта поклонения...

01.12.2011 10:59:04 - Николай Павлович Егоров пишет:

ОЧЕРЕДЬ ПРОБЛЕМ И КОНТРАСТОВ

На наш взгляд, паломничество огромного числа людей к Поясу Пресвятой Богородицы носило противоречивый характер. С одной стороны, люди имеют полное моральное право совершить такой поступок. Для многих верующих – это знаменательное событие в их жизни. И это можно понять. С другой стороны, неприятно поразили излишний ажиотаж, суета, такие моменты, как подталкивание людей, чтобы они быстрее проходили в самом Храме. Ведь истинная вера отличается настоящим духовным спокойствием, она очень далека от суеты и спешки. Да и совсем необязательно для собственного духовно-нравственного совершенствования стоять в очередях. _________Таким образом, это событие еще раз высветило глубокие противоречия современного российского общества и значительное количество острейших проблем в нем. Для многих граждан страны такое паломничество – это одна из немногих, зачастую последних надежд на изменения к лучшему в их жизни. Эти люди давно разуверились в различных идеологиях, проектах, программах, социальных институтах, предвыборных кампаниях, политике партии и правительства. Про доверие ко многим местным «властителям» даже и вспоминать лишний раз не стоит. ______Если говорить о внешней стороне этого паломничества, то, конечно, был заметен значительный контраст между обликом многих паломников и видами центральных улиц и площадей Москвы. С одной стороны, просто одетые люди, особенно из провинции, нередко старомодные куртки и пальто, маленькие дети на руках, бытовые неудобства, и, с другой стороны, летящая в финансовую даль столица, дорогие машины и магазины, хорошо одетая публика. Паломники в центре Москвы зачастую выглядели как люди из совершенно другого мира. _________ Можно сказать, что прошедшее паломничество и огромная очередь – это яркий образ, метафора всей современной российской действительности. Простая Россия стоит в очереди в надежде на лучшую жизнь, а другая взирает на все это из окон дорогих авто.________ Все эти контрасты и противоречия проявились рядом с Кремлем. Интересно, прочувствует власть хоть немного эти проблемы за нынешней выборной суетой и говорильней?

01.12.2011 00:32:43 - сергей викторович копылов пишет:

Именно так и хотелось (Малкову)

Как верно Вы подметили весь этот абсурд языческого, абсолютно не просвещённого поклонения. Но вот в чём Вы, на мой взгляд, ошибаетесь. Во-первых, советская атеистическая пропаганда и "старая советская привычка" упомянуты Вами совершенно напрасно. Напротив, это абсолютно новое явление, никак не связанное с социализмом (то есть с прошлым). Попытка во всех негативных явлениях сегодняшнего дня винить прошлое неверна в корне. Пора бы уже более внимательно приглядеться и к настоящему. Во-вторых, организация этого ажиотажа есть ничто иное, как церковная пиар акция, которых в будущем будет ещё немало. В отличие от времён Лескова просвещённых людей добавилось. Для людей наблюдательных церковь давно превратилась в хорошо отлаженный бизнес. Все переходы метро забиты торговлей золотом от имени Церкви, в храмах не стесняясь торгуют огромным количеством якобы церковной утвари (тут тебе и освящённые продукты, и книги, и бронза и т.д.). И никаких тебе налогов, всё чистым налом. Видимо поэтому Вам более приятен протестантизм с его аскетизмом, отсутствием помпезности? Впрочем, суть религии от этого не меняется.

30.11.2011 12:48:01 - Антон Михайлович Малков пишет:

А это, увы, был апофеоз...

Апофеозом же этого события (увы!) воспринимаю «поклонение» реликвии в как раз в один из последних дней лидера КПРФ Г.А.Зюганова (которое расцениваю наравне с кощунством). Человека, который даже на прямой вопрос «верует ли он вообще в Бога», отвечает, мягко говоря, уклончиво. Который выступает все под теми же знаменами с ликами Ленина, Сталина и под эгидой БОГОБОРЧЕСКОЙ коммунистической марксистко-ленинской идеологии…

30.11.2011 12:15:11 - Антон Михайлович Малков пишет:

То, что окружало это событие, воспринял с болью в сердце

Я воспринял со скорбью то, что окружало привоз этой православной реликвии в Россию сегодня. Нет, безусловно, среди желающих поклониться было немало и искренне верующих, желающих тем самым воздать хвалу Пресвятой Деве. Но на страницах светского издания хочу сказать не об этом. Давайте согласимся, что очередь, которую мы видели – это и были те самые 65 процентов православных, к которым по статистике относит себя население страны. При этом, не составляет труда понять (опять-таки по статистике), что настоящими членами христианских общин, постоянно и деятельно участвующими в их жизни, являлось от силы 10 процентов. А кто же эти остальные , кто обычно не участвует в жизни церкви? Это именно та Русь, которая, по словам Н.С.Лескова, «крещена, но не просвещена» и отношение их к реликвии можно охарактеризовать как «языческий магизм». Я уж не говорю про тех, кто не является верующим православным и оценивающе смотрит на нашу земную церковь (и в том числе и на это событие) со стороны. Для них это стало отличной дозой чего-то вроде советской атеистической пропаганды, если учитывать весь этот неприятный антураж с вип-пропусками, походами через черный ход, взятками полицейским (за проход без очереди), торговлей в стенах храмов, религиозной необразованностью большей части стоявших в очереди, подгадыванием с привозом реликвии в Москву точно накануне выборов и тд и тп… В создании очереди, видимо, сказалась и старая советская привычка, что «если есть очередь – значит дают что-то хорошее» и надо обязательно в нее встать. Словом, лично я, подобную деятельность фонда Андрея Первозванного (возглавляемого президентом ОАО РЖД, у которых, видимо, наличествует избыток денежных средств для организации подобного недешевого мероприятия), оцениваю по православной присказке как «ревность не по уму». А верующему – не лучше ли было потратить эти часы стояния на служение ближнему в какой-нибудь больнице? Вот это был бы подвиг! Уж не говорю про горячую молитву Богородице, у себя, келейно, да с земными поклонами! Неужели Она не услышала бы?! В общем, получилось у нас все «как всегда», а не как «хотелось».


__________________


Выпуски:
(за этот год)


©"Литературная газета", 2007 - 2013;
при полном или частичном использовании материалов "ЛГ"
ссылка на
www.lgz.ru обязательна. 

По вопросам работы сайта -
lit.gazeta.web@yandex.ru

Яндекс.Метрика Анализ веб сайтов