(499) 788-02-10Главный редактор
Ю. М. Поляков

Сайт Юрия Михайловича Полякова: www.polyakov.ast.ru

Контактная информация:
109028, Москва,
Хохловский пер., д. 10, стр. 6
(499) 788-00-52 (для справок)
(499) 788-02-10
Email: litgazeta@lgz.ru
Забыли пароль?
Регистрация
Поиск по сайту


Форум "ЛГ"
|||||||||

Дискуссия

Больше гордости!

НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС

«ЛГ», № 39Пушкин как-то заметил: «Поэта делает эпитет». То есть яркое, образное определение. У него самого эпитеты, как правило, новы, точны и выразительны. Ко многим мы с вами просто привыкли, как к «постоянным эпитетам» из народных песен, былин и сказаний. Но попробуйте взглянуть свежим глазом и прислушаться свежим ухом: «От финских хладных скал…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Или, наконец, вот это, ради чего я горожу весь огород: «И гордый внук славян…»

Да, только так: «гордый внук славян». Не в смысле – обуянный гордыней, а в смысле – с чувством самоуважения и человеческого достоинства.

«ЛГ», № 40Думается, Пушкин остановился на этом «гордый», потому что он показался ему самым верным и точным. А разве не так? Разве не эту черту наряду с патриотизмом, удалью, нестяжательством и любовью к справедливости отмечаем мы среди главных у наших национальных героев и просто ярких исторических фигур, запечатлённых народной памятью? Вспомним того гордого, непокорного стрельца петровских времён, шагнувшего на эшафот со словами: «Отойди, Государь, здесь моё место!» Вспомним «архангельского мужика» Михайла Ломоносова, сказавшего, что он не только перед вельможами земными, но и перед Воинством Небесным дураком и холопом представать не желает. Или того же Пушкина, прямо признавшегося царю, спросившего о декабристах: «Я был бы с ними… на Сенатской площади». Вспомним Ивана Сусанина, боярыню Феодосию Морозову или Дмитрия Менделеева, величайшего учёного и горячего патриота, даже не избранного в Академию за этот «излишний» русский патриотизм.
Да, «гордый внук славян…».

И если у других народов родилась мудрость: «Лучше быть живым псом, чем мёртвым львом», то у нашего в почёте другой нравственный выбор: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». И об этом знает весь мир. Недаром Бисмарк когда-то сказал, что «русского солдата мало убить, его надо ещё повалить». А вспомните казачьего есаула Филиппа Миронова, сперва смело бросившего царским сановникам, скорым на расправу с недовольными: «Готов снять чины и ордена, но жандармом не буду!» А позже, уже будучи красным командиром, с не меньшей «дерзостью» заявившему советскому вождю: «Именем революции требую прекратить политику истребления казаков!» И это в тот момент, когда генерал Краснов обещал за его голову 400 тысяч рублей, а комиссар Троцкий призывал первых встречных пристрелить его, «как бешеную собаку».

Да, «гордый внук славян». И, повторим, отнюдь не потому, что одержим греховной гордыней, самовлюблён и спесив, а потому, что превыше всего ставит честь, достоинство, справедливость. И что бы ни сочиняли ныне лукавые щелкопёры о «рабской душе» русских людей, как бы ни обзывали их «детьми Шарикова», косорукими «дармоедами» и «оккупантами», жив он, «гордый внук славян».

Ему по-прежнему чужда сатанинская гордыня, он по-прежнему простосердечен и простодушен, но это не значит, что у него нет гордости. Да, согласимся, чувство это было искусственно принижено и частично придавлено в нём. Ведь семьдесят с лишним лет он без передыха тянул колымагу интернационализма, впоследствии, как оказалось, никому не нужную, «сидел» на постной соломе, уступая отборный овёс красовавшимся пристяжным, понатёр в пути плечи и растерял подковы, но его ещё рано списывать на живодёрню. Тут надежды вьющихся над ним оводов, слепней и прочего гнуса неоправданно оптимистичны. Он не загнанная кляча, а лишь укатанный на горках Сивка-Бурка и утомлённый Холстомер, который при добром уходе ещё покажет свою летящую рысь, свою русскую иноходь.

ИТАР-ТАССТому порукой – картина нынешнего дня. Ведь и сегодня, в рыночные времена, разве не он же, не русский, не славянский «коняга» тянет главную лямку на тощей пашне, редком заводе, в воинском строю на суше и на море?

Пока ушлые ребята из числа советников, экспертов и серых пиджаков офисного планктона с мушиной быстротой плодят сомнительные экономические прожекты, сводящиеся в основном к перераспределению дармовых, ранее созданных благ, рабочий, трудящийся человек, а в России это на 85 процентов русский человек, «доит, пашет, ловит рыбицу», куёт, строит, печёт и варит. И уже ясно, как день, что спасение наше придёт не от чудодейственных программ и указов, а именно от этого кропотливого, ежедневного созидательного труда. От мастерства и умения, которых не занимать «гордому внуку славян».

Кажется, это начинают понимать наши мудрые поводыри разных рангов, погрязшие было в политических сварах, дворцовых интригах и пустых, безответственных речах.

Но главное, думается, надо срочно что-то менять в системе, так, чтобы она нуждалась не в бесправном и полуграмотном рабе, завезённом извне, готовом жить в скотских условиях и работать за гроши, а была прямо заинтересована в настоящем мастере. Своём, отечественном, русском Левше, знающем, смекалистом и умелом, который способен гарантировать качество самого высокотехнологичного продукта, но, конечно, требует и соответственного уважения к себе и к своему труду.

А без этого уважения, морального и материального, мы мастера-умельца не воспитаем, не удержим в стране, и все наши разговоры об инновациях-модернизациях останутся блефом. В том числе и в сфере «оборонки», какие триллионы рублей ни вколачивай в неё.

Если верны данные нынешних социологических опросов, согласно которым почти две трети призывников заявляют, что они не будут воевать с оружием в руках за «эту страну», то мы имеем дело просто с катастрофой. И корни её – в многолетнем унижении человека труда, нагло превращаемого в посмешище рыночными властями и продажными борзописцами. Так что начинать придётся не только с закачки средств, но и с пробуждения национального самосознания народа, и прежде всего – «гордого внука славян». С возвращения ему чувства человеческого достоинства, самоуважения, самостояния и гордости за своих предков и современников, за свою страну.

Бывший главный приватизатор советского имущественного наследия, как-то выступая перед своими однопартийцами, единомышленниками и подельниками, дал им «нажитый» совет: «Побольше наглости!» Нам же приспела пора обратиться к собратьям с призывом: «Побольше гордости!» А если иные напомнят, что главная добродетель православного всё-таки смирение, то согласиться с ними в смирении перед Господом и ближними, но не перед недругами же Отечества!

Александр ЩЕРБАКОВ, КРАСНОЯРСК

Обсудить на форуме

Статья опубликована :

№49 (6349) (2011-12-07)

Twitter Livejournal facebook liru mail vkontakte buzz yru

Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить:
4,8
Проголосовало: 13 чел.
12345
Комментарии:
10.12.2011 03:45:28 - Валерий Викторович Федотов пишет:

не верю

Тема актуальная, но автор так старательно обходит советский период истории, что невольно возникает чувство недоверия к автору, а весь (вроде бы - правильный) текст превращается в примитивное заклинание. Ибо, нет ныне гордости русской отдельно от гордости советской.

09.12.2011 14:14:22 - Антон Михайлович Малков пишет:

О гордости и гордыне

Мне понравилось высказывание об отличии здоровой национальной гордости от гордыни великого русского философа-патриота Алексея Степановича Хомякова: «…строгий суд над собою возвышает народ так же, как он возвышает человека. Благоговение перед всем великим обличает сочувствие со всем великим и обещает великое в будущем. Избави Бог от людей самодовольных и от самодовольства народного; но надобно признаться, что всякая добродетель имеет свою крайность, в которой она становится несколько похожею на порок. Быть может, мы впадаем иногда и в эту крайность, которая, без сомнения, лучше самохвальства, но все-таки не заслуживает похвалы и унижает нас в глазах западных народов… Смирение человека, так же как и смирение народа, могут иметь два значения, совершенно противоположные. Человек или народ сознает святость и величие закона нравственного или духовного, которому подчиняет он свое существование; но в то же время признает, что этот закон проявлен им в жизни недостаточно или дурно; что его личные страсти и личные слабости исказили прекрасное и святое дело. Такое смирение велико; такое признание возвышает и укрепляет дух; такое самоосуждение внушает невольно уважение другим людям и другим народам. Но не таково смирение человека или народа, который сознается не только в собственном бессилии, но в бессилии или неполноте нравственного или духовного закона, лежавшего в основе его жизни. Это не смирение, а отречение…» И вот тут, как мне кажется, вырисовывается основная проблема современной России – отсутствие нравственного или духовного закона осознанно принимаемого как главный большинством населения. Т.е. опять-таки отсутствие цивилизационной идеи России ХХI века…


Александр ЩЕРБАКОВ


Выпуски:
(за этот год)